Чем бенчмаркинговые методы отличаются от шпионажа? И что выигрывает компания, внедряя их в управление?

онсультант, Беларусь, e-xecutive.ru


Метод бенчмаркинга стал применяться на постсоветском пространстве еще в начале 2000-х годов, интерес тогда к нему был довольно большим. Потом эта тема несколько ушла в тень, и сейчас ею занимаются преимущественно узкие специалисты. Между тем, в мире бенчмаркинг очень востребован, продолжается его развитие, появляются новые технологии, решения. Для ряда стран Юго-Восточной Азии бенчмаркинговые технологии играют исключительно важную роль в развитии бизнеса, способствуя высокой скорости изменений. И речь идет уже не только о Японии, Китае и Южной Корее. Без сомнения, сегодня использование бенчмаркинга – один из наиболее перспективных управленческих трендов.

Что же представляет собой этот метод? Бенчмаркинг – это процесс сравнения компании с лидерами рынка или отрасли, с целью получения информации, которая помогла бы предпринять шаги, направленные на улучшение деятельности. Другими словами, технологии бенчмаркинга позволяют проводить изучение успешных производственных методов, которые ведут к наилучшим результатам. Под производственными методами понимается не только производство материального продукта в цехах заводов или фабрик. Понимание в данном случае более широкое.

Главной целью и результатом бенчмаркинга является применение опыта лучших компаний таким образом, чтобы организация вышла на новый уровень, заняла свое место среди лидеров, и, в конечном счете, превзошла по показателям сначала своих конкурентов, а потом и компанию-эталон.

В чем состоят преимущества бенчмаркинга?

  • Быстрота внедрения.
  • Большая вероятность успеха (поскольку опыт уже прошел проверку).
  • Экономия денежных средств.
  • Возможность использовать наработки компаний, работающих на других географических и отраслевых рынках.
  • Придание нового импульса всей деятельности компании.

Характерно, что на постсоветском пространстве бенчмаркинг в основном применялся и применяется преимущественно в сфере маркетинга, в то время как в Европе, США он достаточно активно используется в менеджменте. Например, там изучаются следующие управленческие вопросы:

  • Организационная структура предприятия.
  • Бизнес-процессы.
  • Стандарты работы.
  • Планирование деятельности предприятия.
  • Управление финансами.
  • Принципы и технологии подбора, обучения и повышения квалификации персонала.
  • Методы мотивации персонала.

Почему же у нас применение бенчмаркинга в менеджменте не получило столь большого развития, хотя его преимущества столь очевидны? Основные причины:

  • Недооценка эффективности метода.
  • Непонимание того, что бенчмаркинг – это абсолютно легальный метод. Его ни в коем случае не нужно путать с промышленным шпионажем.
  • Отнесение бенчмаркинга к методу маркетинговых исследований в узком понимании. Предполагается, что он может применяться только для создания нового продукта, организации дистрибуции или проведения рекламной кампании.
  • Недостаток квалифицированных специалистов.
  • Субъективный подход некоторых руководителей, которые считают, что они сами способны находить лучшие решения, а чужой опыт им не нужен.

Часто бенчмаркинг критикуют за то, что он якобы задерживает развитие организации, которая не вырабатывает новые решения, а копирует уже существующие. А лидеры в это время создают нечто новое и уходят вперед. Приведу следующие аргументы, опровергающие такое мнение:

  • Бенчмаркинг не должен быть единственным методом организации. Она может сочетать его сильные стороны с собственными разработками.
  • Бенчмаркинг часто используется на определенном этапе бизнеса, например, в период его становления или в период, когда нет ресурсов для собственных разработок, проведенных за короткое время.
  • Бенчмаркинг нередко становится базой для своих инновационных решений.

В то же время ряд компаний в различных отраслях активно применяют бенчмаркинговые технологии. Среди них как крупные производственные предприятия, так и небольшие фирмы. Приведу пример компании, которая интегрирует бенчмаркинг с аудитом (диагностикой) своего бизнеса. Аудит своего бизнеса она проводит два раза в год по следующим направлениям: производство, финансы, менеджмент, маркетинг и продажи, логистика. В результате формируется портфель наиболее актуальных проблем по каждому из приведенных направлений. А бенчмаркинг по данным направлениям постоянно практикуется в течение года на основе базы материалов, которые собираются для решения бизнес-проблем, выявленных в ходе аудита. Таким образом, компания получает алгоритм повышения эффективности и внедряет наиболее подходящие решения.

Этапы бенчмаркинговых мероприятий

  1. Осознание необходимости внедрения изменений. Самое главное на этом этапе: руководитель должен отчетливо понять, что бенчмаркинг ему насущно необходим, и принять решение о его использовании.
  2. Определить наиболее актуальные для организации вопросы, требующие изучения. Задача руководителя состоит в том, чтобы точно определить, что нужно оптимизировать, а что функционирует нормально, и нет необходимости в корректировке. Успех всего процесса бенчмаркинга во многом зависит от второго этапа, ведь на нем ставятся цели работы, а конечный успех дела возможен только при правильно поставленных целях.
  3. Сформировать группу специалистов для проведения бенчмаркинга. Существует три принципа формирования такой группы. Первый из них предполагает включение в группу собственных специалистов. Второй вариант предполагает привлечение внешних консультантов, квалифицированных специалистов по бенчмаркингу. Первый вариант хорош тем, что в группе работают люди, знающие специфику организации, ее бизнеса, но вместе с тем они не являются специалистами по методике бенчмаркинга. Второй вариант, напротив, характерен тем, что внешние специалисты владеют методикой бенчмаркинга, но хуже понимают конкретную специфику. Отсюда вывод, что наиболее продуктивен третий вариант, при котором в группу входят и собственные, и сторонние специалисты. Но на практике он реализуется довольно редко.
  4. Исследовательский этап. В ходе этого ключевого этапа проводится изучение опыта других компаний. Основной вопрос – выбор объекта для изучения, эталонного предприятия. Неправильно понимать бенчмаркинг только как изучение опыта непосредственных конкурентов или компаний из своей отрасли. Отличным примером могут быть и компании из других отраслей.
  5. Формирование новой для компании системы управления, созданной на основе собранной информации. На этом этапе квалификация специалистов, занимающихся бенчмаркингом, носит решающий характер. Ведь недостаточно изучить опыт других компаний, нужно правильно выбрать в нем то, что действительно полезно и трансформировать полезные наработки к своей сфере деятельности, специфике. Пожалуй, это самое трудное во всем бенчмаркинговом процессе.
  6. Внедрение в практическую деятельность организации системы, которая была сформирована на пятом этапе. Внедрение изменений почти всегда сопровождается явным или неявным сопротивлением персонала. Наиболее часто бенчмаркинг не удается по причине неумения внедрить новые разработки. Поэтому нужно найти оптимальный вариант действий, чтобы новая система заработала как можно быстрее и эффективнее. При внедрении изменений применяется разработка стандартов, обучение персонала, коучинг, индивидуальная работа руководителя с людьми. Для руководителя внедрение бенчмаркинга – ответственный вызов и экзамен, если он не может справиться с ним, то его квалификация вполне обоснованно подвергнется сомнению. Его задача – не допустить при внедрении изменений разрушения команды, и при этом научить ее функционировать в новом режиме.
  7. Контроль работы по новой системе. Безусловно, никто не может исключить, что вполне работоспособная система начнет давать сбои и появятся неожиданные трудности. В таком случае нужны корректировки, внесение изменений, пересмотр первоначальных позиций.

Цепочка бенчмаркинга

Безусловно, бенчмаркинг получит в ближайшей перспективе должное развитие, в первую очередь, по причине наблюдающегося ускорения всех процессов в бизнесе. Очевидно, что обеспечить даже минимальную конкурентоспособность возможно только при условии, что удается успевать за происходящими изменениями, а бенчмаркинг предоставляет такую возможность. Технологии бенчмаркинга будут трансформироваться, модернизироваться, возрастет роль поиска информации в интернете и создания специальных компьютерных программ. А существенный прорыв в этом направлении невозможен без подготовки специалистов, владеющих всем комплексом необходимых знаний и навыков.