Был задуман цикл статей, которые направили бы мысли предпринимателей от финансовых вопросов бизнеса к содержательным. Это казалось нужным просто потому, что нынешний кризис, как и (наверняка) все предыдущие, предполагает смену продукта. А что взамен — думается пока плохо.

Е. Бреслав. Статья опубликована на портале rus.delfi.lv 30 октября 2008 г.


Надоело мне писать макроэкономические обзоры. Ну надоело. Надоело объяснять, что девальвация — это официальное изменение курса, по которому лат привязан к евро, и что Банк Латвии сделать это технически может, но нужды в этом у него нет никакой. Надоело объяснять, что кризис в финансовой сфере рано или поздно перекинется в реальную экономику и что произойдет это, видимо, в течение 6-8 месяцев, то есть дно стоит ждать весной следующего года.

Мы сейчас все находимся в положении человека, которому уже перестали платить зарплату, но он еще живет по-прежнему на старых накоплениях и отчасти привычках. Ну, кое на чем он уже начал экономить, но деньги еще есть — и будущее целиком и полностью зависит от того, сумеет ли он обеспечить себе заработок раньше, чем эти самые деньги иссякнут.

И вот здесь перед большинством предпринимателей встал совершенно сакраментальный вопрос: а на чем можно заработать? Вопрос простой как мычание, наивный настолько, что его часто стесняются задать — но для многих случаев он не имеет ответа.

Точнее, ответ звучит так: определите, какие проблемы вы умеете решать и найдите того, кто готов за их решение заплатить. Нет того, кто заплатит? Ищите другого. Нет вообще никого — ищите другие проблемы, за которые заплатят. Не знаете таких?

А я знаю — полно.

Вот я, например, в середине дня обычно хочу покушать. Война — войной, обед по распорядку. И лет так 10-15 назад это не было особенной проблемой — за вполне адекватные деньги я могла вкусно и сытно поесть. За деньги поменьше можно было поесть в заведении попроще, за деньги побольше — в заведении пошикарнее, а за серьезные деньги можно было живьем послушать еще и замечательных музыкантов. Сашу Вишневского, игравшего в Lido на рояле, с тоской вспоминаю до сих пор.

И — заметьте! — вкусно было практически везде. А там, где повар начинал сбоить, быстро пропадала уважаемая публика. Так закрылось одно из первых успешных кафе — АНРЕ — возле центрального универмага: сначала невпопад подняли цены, не подтянув качество, а потом их снизили, но клиентуру не вернули. Сейчас же даже связь между ценой и интерьером соблюдается не везде — а уж вкуса вообще никто не гарантирует. В итоге объем ресторанных услуг составил чуть больше 80% к уровню прошлого года.

Может, это у меня старческая ностальгия? Вот при царе были волны… Между тем ресторатор, который придумает и реализует технологию недорогого и вкусного питания, в кризис снимет самые сливки. Появление первых ростков новой технологии питания стоит ждать где-то летом 2009 года.

Или возьмем магазины.

Business content 1

Раньше в них можно было не только купить, но и подогнать одежду по фигуре. Правда, эта радость быстро кончилась. Сейчас ателье остались не у дел — почему бы не организовать альянс? Что мешает — еще не настолько напугались, чтобы дружить? Тем более что ассортимент магазинов оставляет желать ну сильно лучшего. Латвия вообще маленький рынок, и обеспечить здесь такое разнообразие, которое удовлетворит местных избалованных дам, по средним ценам не получится. А по высоким они не купят (цены на одежду вообще стоят как мерзлые, несмотря на инфляцию).

Business content 2

Кстати, избалованность у дам как раз останется, это известный феномен: в кризисе теряется возможность конкурировать домами и машинами, и конкуренция перемещается прежде всего в одежду. Так почему бы не заняться кастомизацией типовых платьев/костюмов? Совместить индпошив с массовым производством?

Пойдем дальше — торговле предстоит поменяться вообще очень сильно. Фантастические возможности представляет Интернет-торговля, составив реальную конкуренцию привычным магазинам. Там все хорошо — и ассортимент, и цены, но главная проблема — попасть в размер. Лукавые держатели сайтов так и пишут «размер соответствует тому, который указан дизайнером на упаковке». И поди узнай, какой он, это размер. Ну так почему бы не обеспечить покупателям возможность присмотреться к лекалам разных дизайнеров и не «пощупать» свой размер? И плату брать не за тряпки, а за право примериться… по времени, скажем. Безумная идея, по привычным меркам. Тем не менее на ее реализацию отвожу полгода, а то и меньше.

Продолжать можно долго — за что ни возьмись, есть идеи. Просто потому, что в кризисе меняются проблемы, за решение которых люди готовы платить. И если у вашего предприятия серьезно падает реализация и куда-то деваются клиенты, стоит задать себе следующие вопросы:

  • В чем заключается наша бизнес-идея, попросту — на чем мы зарабатываем деньги?
  • Чьи и какие проблемы мы решаем и готов ли наш клиент за решение этих проблем платить в кризисных условиях?
  • Если эти проблемы потеряли актуальность, какие вышли на повестку дня?
  • Можем ли мы решать обновленные проблемы?
  • Если нет — не пригодятся ли наши умения другим клиентам? Кому именно?

Средством решения проблем клиентов является, собственно, продукт компании.

  • Наш продукт не устарел в кризисе? Время в кризисе драматически ускоряется, и смена стадии его жизненного цикла запросто может пройти незамеченной, «быстрой легкой походкой». Мы на это отреагировали? Или хотя бы подумали?
  • Что случилось с нашим рынком в кризисе? Остался ли он прежним или тоже вышел на другую стадию? Не ушли ли с него клиенты? Куда? Это временно или насовсем? Можем ли мы притянуть новых клиентов? Откуда? Сколько это потребует сил и вложений?

И тогда следующий вопрос, который выйдет на поверхность — а хорошо ли мы решаем проблемы клиентов? Или — сможем ли хорошо решить новые? И что делать, если уверенности в этом нет?