Данная заметка не является простой перепечаткой из своего источника (Татьяна Батенёва, Российская бизнес-газета от 11.09.2012), а дополнена размышлениями авторов сайта.


Не всем везет на умных начальников

Исследовательский центр портала Работа@Mail.Ru провел опрос и выяснил, что каждый десятый российский работник считает своего босса пустоголовым и безграмотным, а половина уличала начальство в глупостях. И лишь 36% гордятся тем, что их босс умный человек и настоящий профессионал.

При этом половина (55%) намерена поменять место работы, поискать умного начальника, 3% жалуются вышестоящим боссам, а треть (30%) воспринимают ситуацию спокойно в убеждении: дураки есть везде, а от добра добра не ищут.

Некомпетентные руководители, к сожалению, встречаются, — соглашается с итогами опроса ведущий специалист по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ» Виктория Харитонова. — Но эти данные, скорее всего, относятся к руководителям низшего и среднего звена. Чем выше уровень должности, тем меньше будет процент недовольства руководством. Одной из причин может быть разный уровень обобщения проблем — руководители, как правило, мыслят более масштабными категориями (стратегически), видя всю картинку целиком, и не всегда отдаваемые ими распоряжения понятны исполнителям. На уровне исполнителей другие категории мышления, более конкретные. Высокий процент недовольства начальством также может говорить о том, что процесс коммуникаций в российских компаниях выстроен не лучшим образом. И, как следствие, страдает и вовлеченность сотрудников в жизнь компании, понимание ее стратегических целей, и лояльность к компании в целом.

Комментарий авторов сайта: если руководитель стратегически мыслит правильно, но его распоряжения сотрудникам непонятны, то сотрудники не считают босса с ходу придурком. Более того: если его речь осмысленна, поведение последовательно, а результаты предыдущих «непонятных» указаний позитивны, то его авторитет только растет. Недовольство возникает, когда указания отдаются не просто непонятно, но еще и невнятно, слишком абстрактными выражениями, за которыми непонятно что стоит, часто повторяются или противоречат друг другу, а результат их исполнения не поддается проверке. Недоверие усиливается по мере накопления негативных последствий предшествующей невнятицы.

Но так ли уж важно, чтобы начальник блистал интеллектом и эрудицией?

— Чтобы быть успешным руководителем, совершенно необязательно обладать уровнем интеллекта выше среднего, — считает партнер рекрутинговой компании Antal Russia Кристиан Леполяр. — Высокий IQ не гарантирует того, что кандидат окажется грамотным и эффективным руководителем. Для управленца гораздо важнее эмоциональный интеллект, то есть способность распознавать и оценивать эмоции как собственные, так и окружающих людей, а также умение управлять этими эмоциями. Кроме того, большое значение имеют так называемые гибкие навыки, которые позволяют кандидату быть успешным независимо от специфики его деятельности. Это умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, вести переговоры, работать в команде, управлять временем, генерировать нестандартные идеи и др. При поиске сотрудника на замещение руководящей должности работодатели прежде всего обращают внимание на опыт кандидата, его способности, эмоциональный интеллект и гибкие навыки.

Комментарий авторов сайта: это еще одна иллюзия. Да, эмоциональный интеллект чрезвычайно важен. Встречались руководители исключительно грамотные, сумевшие выдвинуть потенциально эффективную стратегию, но неспособные в силу низкого EQ (попросту — полного отсутствия личного обаяния) транслировать ее своему коллективу. Но высокий EQ становится просто вреден, если транслировать нечего или, хуже того, транслируется ошибочная стратегия и неэффективные правила работы. Так что истина другая: эффективная стратегия (обязательно! Стратегические просчеты не компенсируются тактическими средствами — К.В. Клаузевиц), достаточный EQ для оперативного управления, достаточная профессиональная квалификация. Иначе беда.

А учитывается ли при оценке руководителя мнение о нем подчиненных?

— Как правило, назначение руководителей на должность происходит по решению высшего руководства, — напоминает Виктория Харитонова. — Но если у компании возникают проблемы, потребность в реорганизации и т.п. и в их решении приглашают участвовать внешние консалтинговые организации, то анализируется работа всех сотрудников, и одним из показателей эффективности руководства считается оценка его персоналом. А в иностранных компаниях помимо ежегодной аттестации сотрудников есть и ежегодная оценка руководителей всех уровней. Подчиненные заполняют анонимные анкеты, оценивая работу своего начальника по ряду критериев. И на основании этой оценки руководство обсуждает с менеджером стратегию его персонального профессионального развития.

И наконец, кто сказал, что все недовольные уровнем интеллекта своего шефа сами отличаются заоблачным IQ? Хорошо известно, что все жалуются только на нехватку денег и никто — на недостаток ума.

Комментарий авторов сайта: а теперь — результаты опроса, ради которых мы и разместили ту статью у себя.

симптомы неадекватности руководителя

Ну как, нравится? Проблемам эмоционального интеллекта отведено 55% — это очень много. Очень. Но проблемам невнятицы отведено 90% (48% + 42%), а проблемам профессиональной некомпетентности — 111%. Итак, основной вопрос: как эти люди занимают 64% руководящих кресел?