Логистика в современном понимании — это наука о планировании, контроле и управлении доставкой, складированием, перемещением материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до потребителя. Логистика несет ответственность за рациональную организацию товарных потоков. К основным понятиям в логистике относятся: точность и срок поставки, готовность к поставке, гибкость предприятия, качество поставок, информационная готовность предприятия, логистический цикл.

Виктор Иванович Cepгeeв, доктор экономических наук, президент Международного центра логистики Государственного университета Вышей школы экономики (МЦЛ ГУ ВШЭ), профессор кафедры логистики ВШЭ, президент Национальной логистической ассоциации России. Элитариум


Логистика в Древней Греции обозначала искусство рассуждения, в Римской империи — правила распределения продовольствия, в Византии во времена императора Льва VI Мудрого (866–912) — искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. В современных европейских языках термин «логистика» обозначает технику и технологию транспортно-складских работ.

Логистика в современном понимании — это наука о планировании, контроле и управлении доставкой, складированием, перемещением материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до потребителя.

В практической деятельности выделяют логистику производственную, транспортную, снабженческую, складскую и т. д.

Промышленная логистика обеспечивает производство требуемого товара в нужное время при наименьших издержках. Ее цель — обеспечить выпуск продукции в соответствии с требованиями заказа к качеству и времени.

Логистический канал — канал распределения, сбыта, товародвижения между частично упорядоченным множеством посредников (дилеров, транспортных фирм), осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

К основным понятиям в логистике относятся: точность и срок поставки, готовность к поставке, гибкость предприятия, качество поставок, информационная готовность предприятия, логистический цикл.

  • Точность поставки — оценка соблюдения поставщиком согласованных сроков поставки материалов, которая выступает мерой надежности и доверия между заказчиком и поставщиком.
  • Срок поставки — промежуток времени между датами поступления заявки и ее выполнения.
  • Готовность к поставке — способность поставщика выполнить заявку в согласованное ранее время.
  • Гибкость предприятия — готовность предприятия оперативно внести изменения, вносимые клиентом в ранее оформленный заказ.
  • Качество поставок — доля заказов, выполненных без нарушения согласованных требований заказчика.
  • Информационная готовность предприятия — готовность предоставить клиенту полную запрашиваемую информацию, характеризующую продукцию.

Логистический цикл — интервал времени между оформлением заказа на поставку товаров и средств производства и доставкой заказанной продукции на склад потребителя. Логистический цикл в общем случае представляет сумму интервалов времени, затраченного на:

  • формулировку заказа и его оформление;
  • доставку или передачу заказа поставщику;
  • выполнение заказа поставщиком;
  • доставку готовой продукции заказчику.

Объектом управления в логистике являются материалы. Это собирательный термин, обозначающий разнообразные вещественные элементы производства (сырье, материалы основные и вспомогательные, топливо, энергию, покупные изделия и полуфабрикаты, спецодежду, запасные части для ремонта, инструмент, оснастку и т. д.). Материалы рассматриваются логистикой в системе временных потоков (т. е. в динамике). По уровням выделяют потоки межгосударственные, национальные (междугородние), внутрифирменные, цеховые.

По последовательности этапов выделяют потоки внешние (материальный поток, протекающий во внешней среде), входные, внутренние, выходные.

По характеру транспортных средств различают потоки авиационные, морские, речные, железнодорожные, автомобильные, внутрицеховые (крановые, конвейерные).

Логистика несет ответственность за рациональную организацию товарных потоков, поэтому ее задачами являются:

  • процедура заказа продукции;
  • транспортировка товаров и полуфабрикатов;
  • складирование сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • упаковка товаров;
  • информационное обеспечение материальных потоков.

Логистика снабжения

«Мертвые грузы» — это ненужные, бесполезные вещи, транспортировка и хранение которых обходится дороже их самих. Логистика снабжения обеспечивает оформление, учет и передачу заказов на материальные ресурсы. Она решает задачи подбора поставщиков, выбора каналов доставки материалов, выработки условий взаимодействия с поставщиками.

При обеспечении предприятия материалами решаются следующие основные задачи: уменьшить средства, связываемые в запасах, минимизировать затраты на доставку материалов, обеспечить своевременную поставку.

Современные принципы логистики предусматривают сотрудничество с поставщиком (совместные проекты, совместное конструирование), поставку материалов по мере потребности, долговременные цены, самосертификацию у поставщика, доставку небольшими партиями, взаимоотношения через компьютерные сети коммуникаций.

Логистика производства

По Анри Файолю, о порядке следует говорить в том случае, если:

  • каждая вещь находится там, где должна быть;
  • каждый человек находится там, где должен находиться в данное время;
  • каждый человек занимается тем, чем должен сейчас заниматься.

Основными параметрами логистики производства являются время производственного процесса (от поступления заказа до момента вручения готового изделия заказчику) и время изготовления продукции (от момента поступления материальных ресурсов в производство до передачи готовой продукции на склад предприятия). На эти параметры влияют время производственных операций, межоперационные задержки, время подготовительных и отделочных работ.

Планово-учетная единица. Выбор планово-учетной единицы является оптимизационной управленческой задачей. Детализация состава продуктов при планировании и учете сопровождается ростом трудоемкости и длительности решения управленческих задач. Укрупнение элементов планирования и учета упрощает работу управленческого аппарата, но сопровождается снижением точности управленческих расчетов. Выбирая планово-учетную единицу, необходимо обеспечить минимизацию расходов на управленческую систему и потерь предприятия от неточности планово-учетных расчетов. Одновременно планово-учетные единицы различных уровней иерархии структуры управления при переходе на более высокий уровень должны обеспечивать естественное укрупнение.

Элементарной планово-учетной единицей является деталь, имеющая специфические наименование, маршрут обработки, время выполнения операций. Деталь является основой нормирования, расчета производственных заданий по рабочим местам, бригадам и цехам, оперативного учета. Наиболее характерна данная планово-учетная единица для единичного производства, где каждая деталь отличается особенностью изготовления, спецификой операций, индивидуальной подгонкой. Детали редко повторяются и учитываются индивидуально при движении и хранении.

Производственный заказ — совокупность деталей и работ, составляющих выполнение заказа. Она включает работу конструкторского и технологического бюро, производственных цехов, работы по испытанию и доводке. Система позаказного учета применяется в случае очевидного соотнесения элементов затрат (материалы, полуфабрикаты, оплата труда, энергия и т. п.) с конкретной продукцией и возможности выделения процесса изготовления детали конкретного заказа.

Товарокомплект — совокупность деталей и работ конкретного участка или цеха, отгружаемых в комплекте. В зависимости от нормативной трудоемкости и технологии изготовления составляют сводные товарокомплекты.

Групповой комплект — совокупность деталей одного наименования, которые обрабатываются по единому технологическому процессу, имеют одинаковые партии обработки, длительность изготовления, время опережения подачи на сборку. Групповой комплект используется в учете и планировании крупносерийного производства, при этом рассматривается как одна «условная деталь». При предметно-замкнутом типе производства в групповой комплект входят детали, обрабатываемые одновременно на всех рабочих местах участка, закрепленных за единым технологическим маршрутом.

Узловой комплект — совокупность деталей, имеющих подобные технологические маршруты обработки. Для деталей допускаются небольшие различия во времени обработки.

Планирование через ведущую деталь предполагает разделение всей номенклатуры деталей на узлы, в каждом из которых выделяется ведущая деталь или групповой представитель. По ней осуществляется учет результатов и планирование производства. Остальные детали узла привязываются к ведущей детали.

Сутко-комплект включает все детали, входящие во все изделия суточной производственной программы. Сутко-комплект оказывается «условной единой деталью» в системе задач управления.

Одновременное использование различных планово-учетных единиц ведет к повышению трудоемкости управленческих расчетов.

Транспортная логистика

Транспортировка — это процесс перемещения товара (груза) с помощью транспортного средства из одного пункта в другой.

Внутренняя транспортировка грузов включает:

  • транспортировку исходных материалов от склада к рабочему месту;
  • транспортировку заготовок и полуфабрикатов между цехами;
  • внутрискладское перемещение грузов для сортировки, формирования партии;
  • внутрицеховое перемещение полуфабрикатов;
  • транспортировку готовой продукции на склад.

Для внутризаводской транспортировки используют автомобильный и железнодорожный транспорт, транспортеры, рольганги, конвейеры, лифты, краны, тележки, кары. Логистическая транспортная система автоматизирована. Основная ее задача — обеспечить гибкость в изменении направлений движения, высокую скорость перемещения товара, меньшую потребность в операционном пространстве, дистанционное управление.

Внешняя транспортировка обеспечивает своевременную доставку товара и его сохранность. Основными задачами внешней транспортировки являются: выбор транспортного средства, маршрута транспортировки, партии поставки, определение графика поставки. Внешняя система транспортировки предприятия связана с подобными системами других предприятий общими транспортными артериями. Это требует учета взаимовлияния транспортных потоков на автомобильных и железных дорогах, авиационных маршрутах.

Складская логистика

Грузопереработка на складах представляет собой совокупность операций по учету, контролю и сортировке поступающих на склад грузов, внутрискладской транспортировке грузов к местам их промежуточного хранения, установке грузов на складских стеллажах, паллетах или площадках, формированию партий грузов для отправки потребителю. Время, затрачиваемое на выполнение этих операций, называется оперативным временем грузопереработки.

Логистика переработки грузов заключается в такой организации внутрискладских операций, при которой общие затраты оказываются минимальными.

Общая сумма затрат на переработку грузов зависит от степени специализации склада, поэтому размещая поступающие на предприятие грузы, следует учитывать характеристику и количество груза, средства и возможность его внутрискладской обработки и транспортировки, расположение потребителей и режим поставки им груза.

Управление грузопотоками на складах ориентировано на:

  • снижение затрат (включая затраты входного контроля, улучшение использования площади склада, сокращение перемещения грузов, уменьшение оперативного цикла грузооборота, сокращение перевозок единичных грузов, уменьшение мест промежуточного хранения, сокращение материальных потерь на складе);
  • увеличение оперативного складского пространства (обеспечение ритмичности процесса грузопереработки, координация операций грузопереработки, автоматизация операций складирования, повышение насыщенности склада);
  • улучшение условий труда (повышение безопасности и комфортности труда, снижение внешних воздействующих факторов, влияющих на самочувствие работающих (усталость и пр.).

Практические правила работы с грузопотоками могут быть сформулированы следующим образом:

  • получать грузы с учетом последовательности их использования;
  • сокращать промежуточное перемещение;
  • обеспечивать прямолинейное и короткое перемещение;
  • позиционировать груз при доставке с учетом его последующего перемещения;
  • сокращать холостое перемещение транспортных средств.

Логистическая информационная система

Логистическая информационная система прошла три этапа развития. Первый этап (60-е гг. ХХ в.) был связан с использованием первых локальных информационных учетных систем, второй (80-е гг.) — с созданием систем интеграции учета с текущим сбором информации (on-line), третий (90-е гг.) — с созданием систем, включающих выработку управленческих оптимизационных решений. Техническое обеспечение современных информационных систем включает телекоммуникационные системы, электронный обмен данными, компьютерные сети управления.

Подрядная логистическая фирма. Одним из вариантов организации складской системы может быть опора на подрядную фирму. К такой фирме предъявляются следующие требования:

  • иметь точное представление о составе услуг для клиента;
  • быть заинтересованной в работе с заказчиком;
  • вызывать заинтересованность заказчика в осуществлении совместных инвестиций;
  • стремиться к партнерским отношениям;
  • своевременно предоставлять партнеру всю необходимую информацию.

Предпосылками для выбора подрядной фирмы могут быть:

  • наличие современных складских помещений;
  • наличие квалифицированного персонала;
  • достаточные финансовые ресурсы;
  • способность предоставить необходимый уровень услуг.

Замена собственной складской системы на подрядную может оказаться экономически выгодной за счет повышения качества обеспечивающих материальных потоков, снижения собственных издержек на управление, трансформации постоянных затрат в переменные, сокращения трудоемкости управленческой деятельности, снижения риска при выходе на новые виды продукции, снятия ответственности за складские запасы, сокращения суммы средств, замораживаемых в запасах. Подрядная фирма может преуспеть путем увеличения объемов работ и ориентации на большое число потребителей, роста квалификации персонала, повышения загрузки мощностей складов. Однако крупное предприятие, переходя к подрядной форме складского обслуживания, должно учитывать, что склад — это стратегическое звено производства. Следствием перехода к подрядной форме являются потеря контроля за оказанием услуг, рост зависимости от партнера.