Эта статья расскажет, почему руководитель-«сволочь» — находка для сотрудников и собственников компании.
Подскажет, какую пользу принесут бизнесу «строгий учитель» и «злой сержант».
Объяснит, почему руководителю нельзя придерживаться принципа «я все сделаю сам».

Андрей Ващенко,начальник управления перспективного развития и планирования компании «Газпромтранс», журнал Коммерческий директор, №6 2018 г.

Информация об авторе и компании


67 процентов работников называют руководителя сволочью, потому что он требует больше, чем платит. Это показал опрос, проведенный маркетинговым агентством Zoom Market в 2018 году. Не расстраивайтесь. Слово «сволочь» несет не только негативный смысл. Раньше так называли людей, которые вытаскивали суда на берег и сволакивали их ниже природных препятствий. Они выполняли функцию бригадиров: сами делали сложную работу и показывали, куда двигаться остальным. Расскажу, почему руководитель обязан стать полезной и результативной сволочью и как работать, чтобы сотрудники и собственники бизнеса вами гордились.

Что отличает «руководителя-сволочь» от других

Перфекционизм. Руководители-«сволочи» работают не для того, чтобы отсидеть положенные часы, а чтобы выполнить работу идеально. Они лично контролируют все процессы: проверяют отчеты, прослушивают звонки сейлзов и т. д. Сотрудники это знают и стараются работать эффективно.

Жесткие принципы. Руководители-«сволочи» разграничивают личное и рабочее пространство. «Ничего личного, только работа» — главный принцип таких управленцев. К примеру, некоторые начальники закрывают глаза на ошибки сотрудников, исходя из принципа «человек же хороший». Руководитель-«сволочь» не простит даже мелкий промах, если пострадает общее дело. Например, работник опаздывает, не выполняет поручения — обычный руководитель простит или сделает замечание, а «сволочь» оштрафует. С партнерами ведет себя так же.Например, если клиент не выполнил обязательства, такой руководитель подаст в суд, потребует возмещения ущерба.

Эффективная эксплуатация подчиненных. Руководители-«сволочи» требуют от подчиненных результата, и им неважно, что для этого предпримут сотрудники. Такие управленцы требовательны, но объективны, используют прозрачную систему мотивации. Например, менеджер, чтобы получить бонусы, должен только выполнить план. При этом руководители-«сволочи» призывают к самостоятельности: сотрудники не приходят к ним с проблемами, а сразу предлагают решения (образец документа).

Какой образ принимает руководитель-«сволочь» в разных ситуациях

В зависимости от модели и задач бизнеса руководитель с жесткими принципами действует по-разному. Управленческие типы можно использовать по отдельности или вместе.

«Строгий учитель». Для молодой компании, в которой работают сотрудники без опыта, примите образ строгого учителя. Главная задача «учителя» — подтягивать отстающих менеджеров, как двоечников в школе. Руководитель-«сволочь» при этом показывает остальным пример, поручает каждому сотруднику конкретное задание и по итогам оценивает подчиненных. Тех, кто не справляется, увольняет.

Например, руководитель неделю обучал новичков работе с «холодной» базой, скриптами и т. д. Затем поручил одному менеджеру за два дня подготовить «холодную» базу из 100 клиентов, другому сказал сделать 50 звонков и договориться минимум о трех встречах. Затем поменял задания. В итоге первый сейлз не выполнил оба поручения, и его уволили. Другой менеджер сделал оба задания, но не полностью — его продолжили обучать.

«Злой сержант». Если требуется приучить сотрудников к дисциплине, руководитель-«сволочь» принимает образ злого сержанта. Он следует принципу «не умеешь — научим, не хочешь — заставим». За каждое нарушение такие руководители наказывают сотрудников штрафами, лишением премии и пр.

Например, сейлзы плохо ведут CRM, ошибаются в разговорах с клиентами. Первый раз «злой сержант» оштрафует на символическую сумму, например 1 тыс. руб., при повторном нарушении увеличит штраф вдвое.

«Тренер олимпийской сборной». Когда в компании работают профессионалы, задача руководителя — сделать их лучше. Это как в спорте: когда спортсмен тренируется перед Олимпийскими играми, тренер без жалости готовит его к соревнованиям, помогает улучшить технику. В бизнесе руководитель-«сволочь» должен создавать условия для развития сотрудников — отправлять на курсы, тренинги.

Например, компания оплачивает менеджеру тренинг по работе с трудными клиентами. После этого руководитель поручает продавцу вести переговоры с заказчиком, который отказывался от сотрудничества. Если сотрудник не договорится с ним, следующий тренинг оплачивает сам.

«Театральный режиссер». Если предстоит оптимизировать работу компании или отдела, руководитель-«сволочь» действует как режиссер в театре: для каждого сотрудника определяет подходящую роль. Например, одним менеджерам поручает работать с трудными заказчиками, другим — обзванивать «холодных» клиентов. Руководитель требует от каждого участника полной отдачи, иначе накажет весь коллектив, ведь результат зависит от командной работы.

К примеру, руководитель определил задачу — увеличить вдвое продажи за квартал, распределил обязанности среди менеджеров. Если отдел не выполнил задачу по вине сейлза, который не смог «дожать» клиента, премии лишатся все.

«Сокращенец-оптимизатор». Если предстоит вести убыточный проект, поможет образ сокращенца-оптимизатора. Руководитель-«сволочь» такого типа сразу увольняет неэффективных сотрудников, повышает успешных и набирает новых, чтобы создать коллектив, который работает лучше прошлого.

Например, производственную компанию, которая оказалась на грани банкротства, возглавил жесткий руководитель. Он проанализировал статистику работы отдела продаж и уволил 6 из 10 менеджеров. Двоих повысил до руководителей направлений и взял им в помощники по одному продавцу. В результате продажи увеличились и компания избежала банкротства.

Как стать эффективным руководителем-«сволочью»

Оправдывать любые действия задачами компании. Руководителю часто приходится принимать решения, которые не нравятся сотрудникам. Одни начальники винят себя, а «сволочи» верят, что делают это для блага компании, и ищут в ситуации плюсы. Например, пришлось уволить половину сотрудников. Начальнику грустно — он оставил без работы много людей. Руководитель-«сволочь» оправдывает себя тем, что позаботился об остальных. Он принял это решение ради сохранения бизнеса и рабочих мест для других людей.

7 правил жесткого управления персоналом

  • Действуйте избирательно. Не наказывайте работников, которые работают самостоятельно, за незначительные отступления от инструкций.
  • Не откладывайте в долгий ящик. Не тяните со штрафами и выговорами: чем позже накажете персонал, тем меньше это подействует на работников.
  • Сказали, что примите меры, — действуйте. Если оставите угрозу о наказаниях на бумаге или на словах, количество нарушений только вырастет.
  • Применяйте «нематериальный» кнут. Покажите, что разочарованы сотрудником, который провинился, что он утратил ваше доверие, отругайте его публично. Это подействует сильнее, чем лишение премии или штраф.
  • Конструктивно критикуйте подчиненных. Вместо того чтобы указывать сотрудникам на ошибки, расскажите, как улучшить ситуацию и работу.
  • Исправляйте проблему, а не человека. Обсуждайте проблему и не переходите на личности. Не унижайте достоинство сотрудников, особенно публично.
  • Поставьте новичков в известность. Сразу предупреждайте новых сотрудников о наказаниях за некачественную работу.

«КД» по материалам автора статьи

Верить цифрам, а не людям. Руководитель-«сволочь» оценивает вклад работника по результатам, а не по затраченным усилиям. Например, сейлз жалуется: «Я устал — провел 5 встреч за день, сделал 20 звонков». Руководителю-«сволочи» это ни о чем не говорит, он спросит: «Сколько договоров ты подписал, на какую сумму?». Если сотрудник не может ответить на этот вопрос, увольте его — он бездельник. Если менеджер жалуется на усталость, но показывает результаты, руководитель-«сволочь» даст дополнительный выходной, чтобы он не «сгорел» на работе.

Делегировать все, даже право быть сволочью. Эффективный руководитель-«сволочь» не придерживается правила «лучше я сделаю сам», а распределяет задачи между сотрудниками. Главное правило делегирования — поставить четкую цель и проконтролировать исполнение. Например, руководителю не нравится чувствовать себя сволочью, он делегирует это заместителю. Тот выполняет грязную работу: контролирует подчиненных, ругает их за невыполнение задач, а руководитель остается «добрым и понимающим».

Обдумывать каждый шаг. Эффективный управленец не принимает решения спонтанно, так как это приводит к проигрышу. Он терпеливо наблюдает за процессом, обдумывает и потом действует, но соблюдает тайминг. Например, нужно провести рекламную кампанию. Руководитель-«сволочь» сразу не согласится на предложение, которое подготовил пиарщик. Он лично все перепроверит — бюджет, предполагаемую эффективность, — но даст ответ за один день.

Испытывать удовольствие от работы. Чтобы добиться результата, нужно не просто зарабатывать деньги, а испытывать удовольствие от деятельности. Эффективной «сволочи» нравится то, что она делает: строит дома, изготавливает бетон и пр.