В прошлый раз мы с вами обсуждали пробоины текстов сайта. Мы говорили об осознаваемых и о неосознаваемых факторах, влияющих на восприятие текста, причем, как вы догадываетесь, неосознаваемые факторы важнее осознаваемых.

Это утверждение справедливо для любых ситуаций/систем, где есть осознанная и неосознаваемые части: подсознание сильнее сознания, неформальная структура организации сильнее формальной и т.д. Еще Аристотель сказал, что «скрытая структура всегда управляет явной».

Поэтому сконцентрируемся на неосознаваемых факторах восприятия текста – его семантике и общем стиле.


Статья входит в цикл о пробоинах на сайтах, который состоит описывает разные проблемы:

  1. Причины и виды повреждений. Отыскание места течи
  2. Причины и виды повреждений. Пробоины структуры.
  3. Пробоины структуры. Течи в описательной части сайта
  4. Пробоины структуры. Откуда на сайте мусор?
  5. Пробоины навигации
  6. Проблемы с пробоинами
  7. Пробоины в текстах — явные и скрытые. Каких больше?
  8. Почему стилистов не всегда благодарят?
  9. Последний шаг — он трудный самый…

Для начала хотелось бы подчеркнуть, что в силу чрезвычайной важности неосознаваемых факторов очень трудно изменить тексты на сайте самому или близким профессионально людям. Скажем, если первые неудачные тексты сайта были написаны одним маркетологом компании, а исправлять эти тексты поручается другому маркетологу, работающему в этой же компании также долго и также приверженному ее культуре, то позитивных изменений добиться не удастся. У этих авторов общие не только достоинства – у них общие недостатки и общие стиль и стереотипы! Причем и позитивные стереотипы, и негативные, и предрассудки.

Хуже того, наш опыт изменения сайтов показал, что когда предлагаешь заказчику измененные тексты, он выражает недовольство ими и тяготеет с той или иной силой сместить тексты в сторону первоначальных, неудачных. И это несмотря на то, что при заключении договора заказчик был явным приверженцем той концепции, которая ему предлагалась!

Чтобы понять, почему так происходит, мы хотим провести параллели с программой «Модный приговор». Если наша читательница женщина, то, наверное, она эту передачу хоть раз, да видела, и суть ее знает. Но если наш читатель мужчина, а таких, как показывает Google Analytics, — большинство, то для него сюжет модного приговора неизвестен. Между тем, название передачи достаточно точное: к ведущему обращаются друзья или родственники «обвиня­емого», которого они «обвиняют» в том, что он одевается хуже, чем мог бы и, соответственно, плохо выглядит, непривлекателен для противо­положного пола или тормозит свою карьеру. Короче говоря, его одежда мешает ему жить, но он ничего по этому поводу не предпринимает, хотя материальные возможности вроде позволяют.

Чтобы разобраться, насколько это обвинение правомерно, ведущие, они же жюри, предлагают обвиняемому самому выбрать себе одежду, выдавая ему при этом определенную сумму денег (так убирается влияние системы ценностей – когда деньги есть, но предназначены «не на внешний вид») и направляя в лучшие московские магазины. «Обвиняемый» одевает себя сам, и его выбор сравнивается с его обычным стилем. Потом его одевают стилисты – и их решения оцениваются тоже. И в конце выносится приговор: виноват ли герой передачи в своем унылом или по-другому неадекватном внешнем виде или нет? Стоит ли ему прилагать усилия к его изменению?

Нас в этой процедуре интересует выбор «обвиняемого» который он делает за деньги передачи в лучших магазинах. Потому что именно в этот момент наблюдается тот самый феномен, ради которого мы рассматриваем эту передачу. Дело в том, что обвиняемый выбирает себе ту же самую одежду, в которой его обвиняют, разве что респектабельней и несколько дороже, иногда чуть вычурнее, но не более того. Стиль сохраняется.

Для примера мы показываем вам выбор молодого человека, которого обвиняли в том, что он выглядит как самый настоящий «ботаник», хотя сам вполне симпатичный. Вот результаты его похода по магазинам:

Ну как, много он изменил?

А вот второй пример – милая, но чересчур как-то скромная девушка. Много ли изменила она?

Ну да, лучше стало… немного.

А ведь люди не были стеснены при этом выборе в средствах.

На сайте размещено много других примеров – и у сомневающихся есть возможность убедиться в том, что обвинительный иск предъявляется ой как не зря.

Теперь посмотрите, что с ними делают профессионалы. Сначала на парня.

Нравится? Мне – да, хотя изменения, в общем-то, не радикальные – но с умом, вкусом и целью. Общее впечатление поменялось теперь радикально — «ботаником» его теперь назвать язык ни у кого не повернется.

Если же вы посмотрите на девушку, то ее сделали радикально другой. Она теперь не тихая и скромная мышка – скорее соблазнительница:

Но в связи с изменениями их внешнего вида встают два вопроса. Первый вопрос: «Какой вид их делает более успешными?». И второй: «В каком виде они лучше себя чувствуют?». В том, который подобрали себе сами или в том, который им подобрали стилисты?

На первый вопрос мы в обоих случаях уверенно выносим вердикт в пользу работы стилистов – новые наряды делают своих обладателей более успешными. Парень в этой одежде добьется большего как минимум по работе, не говоря уже о девушках, а девушка в новом образе будет пользоваться гораздо большим успехом – и у мужчин, и у потенциальных работодателей.

Но на второй вопрос ответ будет куда более осторожный. Парень, возможно, новый образ применять будет, а вот девушка либо совсем нет, либо через длительный период привыкания к новому имиджу, причем при условии поддержки близких. Уж больно радикально.

Я думаю, что большинство читателей уже поняли, к чему мы клоним – при изменении сайта происходит то же самое. Да, переделанный сайт, написанный более привлекательными, более понятными для читателей текстами, тем не менее, воспринимается как экстравагантная одежда – стильно, красиво, но неуютно.

Да, все так. Но мы рекомендовали бы вам все-таки опубликовать обновленный сайт и посмотреть, что получится. Это не навсегда! Поменять текст при существующих системах управления контентом очень легко. В крайнем случае вернетесь к тому, что было. А вдруг все-таки понравится? И ваши вкусы могут измениться, притерпеться к ранее непривычному, и результаты сайта станут лучше. Новый имидж сайта и новый стиль текстов приживется, и доставит вам много удовольствия, а вашему бизнесу – выгоды.

Как нашим героям.