Навигация по сайту – пожалуй, самый темный вопрос во всем сайтостроении. Необходимость  навигации вызвана тем, что посетителю надо переходить с одной страницы сайта на другую.


Полный список публикаций цикла о доверии к сайту:

  1. Почему теряется доверие к сайту?
  2. Почему теряется доверие к сайту? Продолжение.
  3. Почему теряется доверие к сайту? Навигация.
  4. Почему теряется доверие к сайту? Дизайн.
  5. Нужна ли для доверия к сайту обратная связь?
  6. Самый сильный фактор доверия
  7. Доверие сначала, регистрация потом

Необходимость же перехода, в свою очередь, вызвана тем, что на сайтах не приняты длинные тексты – их разбивают на страницы. Но страницы сайта – не страницы книги, их можно листать произвольно. И навигация нужна владельцу, чтобы осмысленно вести посетителя сайта по его содержанию. Посетителю же навигация нужна, чтобы быстрее найти то, что его интересует – или как можно быстрее понять, что здесь нужного ему нет.

При таком подходе мы легко можем вообразить, как владелец сайта и его посетитель могут найти удовлетворительное для обеих сторон решение:

Посетитель сайта Владелец сайта
Ищет решение своих проблем Показывает, что понимает проблемы клиента. Показывает решение проблем клиента
Ищет поставщика решения Доказывает свою надежность и компетентность как поставщика
Ищет затраты на решение своих проблем Указывает стоимость своих услуг, хотя бы примерно, и обосновывает целесообразность этих расходов. Или указывает условия, при которых расходы становятся целесообразными.
  И так далее.

Из этого сравнения понятно, что посетитель ищет в первую очередь контент, а не навигацию. Навигация – штука вспомогательная. И мы даже можем предположить, что «туманность» навигации обусловлена в первую очередь непоследовательностью контента.

Если контент последователен, у него есть цель и своего рода сюжет, который к этой цели ведет, то сделать удобную навигацию не так сложно. даже если она будет не идеальной – само содержание поможет.

Непоследовательный контент = непоследовательной технологии = утрате доверия уже на стадии знакомства с сайтом. Надеемся, что доверие на вашем сайте теряется не настолько, чтобы посетитель отказался с вами иметь дело.

Поэтому только во вторую очередь проблемы навигации связаны с навигацией как таковой – сколько сделать меню (чаще всего два – горизонтальное и одно боковое), делать ли раскрывающиеся списки и т.д.

Правда, остается еще один ма-аленький нюансик: встречаются неудачные названия рубрик (пунктов навигации), когда посетитель ожидает от этого пункта меню одного, а находит совсем другое. Но это уже в третью очередь.

Схематически проблемы навигации можно изобразить вот так:

Т.е. сильнее всего на достижение цели сайта влияет полнота и последовательность его контента (содержания). Если изначально это содержание создавалось по плану, учитывало все этапы цикла продажи, то и с навигацией все в порядке. Если же тексты появлялись по типу «это надо… вот это тоже вроде надо… клиенты об этом часто спрашивают» и на каждое «надо» создавался отдельный пункт в том или ином меню, то результаты бывает путаный. Например, как на сайте уже однажды упоминавшейся компании SEOcopywriting, по-прежнему занимающей почетное первое место при поиске по словам «навигация по сайту»:

Конечно, наши читатели в этом месте наверняка хотят увидеть и примеры хорошей навигации. За ними дело не станет – если ограничить себя Интернет-магазинами или другими сугубо продающими сайтами. Например, латвийский сайт крупного рижского кинотеатра Citadele – все понятно, читай, покупай:

Но найти хотя бы один сайт компании, продающей сложные услуги – консалтинговой, клининговой, инженерной и т.д. – мне не удалось. Поэтому в следующих выпусках мы продолжим разговор о цикле контакта с посетителем.