Почему преступники работают лучше законопослушных людей, вегетарианцы реже опаздывают на самолет, а лучшие подержанные автомобили — оранжевого цвета?

slon.ru


Когда-то астрономы лишь наблюдали за небом и записывали увиденное. Сегодня, когда число этих наблюдений увеличилось на многие порядки, а получаемые данные измеряются сотнями терабайтов, астрофизика открывает незримое: сотни новых планет вокруг далеких звезд, пустые пространства в структуре космоса, карликовые зеленые галактики или неизвестные виды сверхновых.

Технологические прорывы в области обработки данных в последние годы не назовешь иначе как революцией. Производимая человечеством информация накапливается колоссальными темпами, что открывает огромное поле для исследований и открытий, от поиска благоприятных в плане трафика городов до борьбы с мошенничеством в казинои прогнозирования того, кто из студентов бросит учебу.

Slon выбрал два десятка неожиданных открытий о бизнесе, экономике и обществе, которые стали возможными благодаря анализу данных в последние годы.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТРЮКИ

ПОКУПАЕТЕ ПОДЕРЖАННУЮ МАШИНУ? БЕРИТЕ ОРАНЖЕВУЮ!

машина цветИсследовательский стартап Kaggle изучил базу данных по покупкам подержанных автомобилей, куда также была включена информация о последующих технических проблемах с приобретенными машинами. Оказалось, что меньше проблем у тех, кто покупает автомобиль необычного цвета. Почему? Гипотеза Kaggle: цвет сигнализирует о том, что машина средство не только передвижения, но и самовыражения. О таком предмете, имеющем как утилитарное, так и символическое значение, первоначальный владелец заботится лучше.

РЕКЛАМНЫЕ БАННЕРЫ РАБОТАЮТ, ДАЖЕ КОГДА ВЫ ИХ ИГНОРИРУЕТЕ.

Эрик Сигел в книге «Predictive Analytics: The Power to Predict Who Will Click, Buy, Lie or Die» делится результатами недавних исследований: если вы видите на сайте баннер какого-то магазина или производителя, то вероятность, что вы впоследствии наберете похожий поисковый запрос, возрастает на 61%. Хорошая новость для рекламодателей, ну а для потребителей, наверное, еще один повод поставить «баннерорезку».

ПРОДАВАТЬ ЛУЧШЕ В НОВОЛУНИЕ

Софтверная компания InsideSales исследовала сделки, совершенные группой продавцов за девять лет, и обнаружила, что средний объем сделок в новолуние в два раза выше, чем в полнолуние, и на 43% выше, чем в промежуточных фазах Луны. Убедительного объяснения не найдено, но исследователи предполагают, что ответ кроется в динамике эмоций потребителей, которая, в свою очередь, связана с природными циклами.

ЗВОНИТЕ ВО ВРЕМЯ СНЕГОПАДА, ПИШИТЕ ВО ВРЕМЯ ЖАРЫ.

Времена годаДругое исследование InsideSales показало, что покупатели (или потенциальные клиенты) с большей вероятностью отвечают на телефонные звонки в снежную, очень влажную или холодную погоду. Когда сухо и солнечно, люди скорее склонны отвечать на письма. Видимо, в хорошую погоду и так есть чем заняться.

ПОДАРКИ ИЩУТ НА ОДНОМ ГАДЖЕТЕ, А ПОКУПАЮТ НА ДРУГОМ.

Google выяснил, что когда люди ищут в интернете подарки с мобильного устройства, то в 85% случаев, найдя что-то подходящее, они делают паузу, а потом покупают эту вещь с помощью другого устройства (например, находят на телефоне, а покупают с планшета или ноутбука). Это важный сигнал и интернет-магазинам, и производителям — возможно, например, что покупки на смартфоне все еще гораздо менее удобны, чем с обычного компьютера.

ЗРИТЕЛИ АМЕРИКАНСКОГО «СУПЕР БОУЛ» БОЛЬШЕ ОБСУЖДАЮТ РЕКЛАМУ И БРЕНДЫ, ЧЕМ САМУ ИГРУ.

Об этом говорит исследование американского агентства Meltwater, которое проанализировало несколько сотен тысяч сообщений в соцсетях. Впрочем, как известно, многие и смотрят финал игр НФЛ как раз из-за рекламы, для креативных агентств и рекламодателей это едва ли не лучшая возможность продемонстрировать свое искусство.

НЕ ПИШИТЕ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ — НАПУГАЕТЕ КРЕДИТОРОВ!

Этот исследовательский результат кажется курьезом, однако, возможно, и здесь обнаруживается важное психологическое правило. Люди, которые заполняют заявку на кредит только прописными или только строчными буквами, с большей вероятностью не расплатятся по кредиту, чем те, кто пишет и прописными, и строчными, согласно указаниям в анкете. Любители строчных, видимо, просто небрежны, а вот с поклонниками прописных букв — загадка. Может, они слишком стараются доказать, что все будет хорошо?

МИФЫ О КАДРАХ И РЕКРУТИНГЕ

НЕ ЧИТАЙТЕ РЕЗЮМЕ: ЛУЧШЕ СПРОСИТЕ, КАКИМ БРАУЗЕРОМ ПОЛЬЗУЕТСЯ КАНДИДАТ.

browsersКомпания Evolv, изучившая три миллиона сотрудников в разных отраслях, пришла к выводу, что работники, которые пользуются браузерами Chrome или Firefox, демонстрируют лучшие результаты, чем те, кто пользуется Internet Explorer или Safari. Они, в частности, работают в компании дольше, на 15% меньше прогуливают или болеют, и клиенты ими чаще довольны. Одно из объяснений: пользователи первых двух браузеров — это более активные, продвинутые люди, чаще интересующиеся новым и готовые предпринимать дополнительные усилия ради повышения эффективности (Chrome и Firefox на большинство компьютеров нужно устанавливать специально, тогда как IE или Safari стоят там по умолчанию).

НЕ ВЕРЬТЕ ТЕМ, КТО ГОВОРИТ, ЧТО ЛЮБИТ ПРАВИЛА.

Evolv доказывает, что работники, которые относят себя к числу законопослушных и заявляют, что они любят соблюдать правила, на деле нарушают правила на 67% чаще, чем их более скромные и честные коллеги. Будьте бдительны.

ПОВЫШАЕТЕ СОТРУДНИКОВ В ДОЛЖНОСТИ?

Ждите увольнения. Одна крупная IT-компания выяснила: повышение по службе увеличивает риск, что сотрудник в скором времени уволится, особенно если статус его вырос, а зарплата нет. Дело, вероятно, в том, что повышение в должности многие руководители рассматривают как способ дешево отделаться от недовольного своим карьерным ростом сотрудника. Выходит наоборот: работник видит, что забот у него только прибавилось, а денег — нет. Или просто разочарован тем, что на более высокой должности не так интересно. Так что все-таки надежнее поднимать зарплату, если, конечно, человек это заслужил.

ХОРОШЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ОФИСА ВАЖНЕЕ ГИБКОГО ГРАФИКА.

Сотрудники, работающие удаленно, уделяют работе на 20% больше времени, вычислили в Evolv, но результат у них в среднем на 1,6% ниже. Зато если сотрудники могут дойти до офиса пешком, компания удерживает свои кадры на 58% дольше.

СОЦСЕТИ ВРЕДНЫ ДЛЯ ОФИСА? НЕ ВЕРЬТЕ.

социальные сетиEvolv утверждает, что люди, которые пользуются тремя-четырьмя социальными сетями, более эффективны на работе. Возможно, дело в том, что они больше общаются и успешно перекладывают свои дела на других. Или, например, получают больше полезной информации.

ОЦЕНКИ В ВАШЕМ ДИПЛОМЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАТ.

Google в последние несколько лет активно переводит свой HR на научную основу, старается все больше решений принимать на основании твердых фактов и статистических исследований. Одно из открытий, сделанных компанией, — средний балл в аттестате или дипломе никак не коррелирует с успехами сотрудника на работе. (Еще одно открытие: хитрые вопросы на собеседовании вроде «Сколько бейсбольных мячей продается ежегодно в Чикаго?» абсолютно бесполезны: они никаким образом не предсказывают перспективность сотрудника. Так что Google отказался от этого приема в общении с кандидатами.)

ПРЕСТУПНИКИ РАБОТАЮТ ЛУЧШЕ И ТОЧНЕЕ, ЧЕМ ЗАКОНОПОСЛУШНЫЕ ЛЮДИ.

Это еще более странное открытие, сделанное Evolv: работники с уголовным прошлым на 1–1,5% продуктивнее, чем сотрудники без такого опыта. Почему? Возможно, дело в том, что они более лояльны компании, которая пошла им навстречу, несмотря на риск.

ПРИВЫЧКИ, ВЗГЛЯДЫ И ВНЕШНОСТЬ

ВЕГЕТАРИАНЦЫ РЕЖЕ ОПАЗДЫВАЮТ НА САМОЛЕТ.

Это еще одно открытие стартапа Kaggle, который обнаружил, что люди, сообщившие авиакомпании, что хотят получить во время полета вегетарианскую пищу, менее склонны опаздывать на рейс. Объяснение двоякое: во-первых, такой заказ персонализирует услугу и делает ее более значимой в глазах потребителя; во-вторых, пассажиры, которые заранее заботятся о завтраке, в целом лучше планируют свою жизнь.

ЛЮДИ СО СТРАННЫМИ И РЕДКИМИ ИМЕНАМИ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ БОЛЕЕ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ВЗГЛЯДОВ.

демократы республиканцыАмериканская исследовательская компания HaystackDNA обнаружила, что люди с самыми распространенными именами примерно с одинаковой вероятностью (чуть менее 40%) поддерживают демократов и республиканцев. Если же имя редкое, то вероятность, что его обладатель — демократ, выше 40%, а что он республиканец — чуть менее 20%. Если же речь идет о женщине с именем, которое ассоциируется с мужским (Бобби), или о мужчине с «женским» именем, вероятность, что они демократы, еще выше.

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВСЕМ КАЖУТСЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ, ПОЛУЧАЮТ МЕНЬШЕ ВНИМАНИЯ.

Об этом рассказывает исследователь Эрик Сигел в уже упомянутой книге. Как выяснил один сайт онлайн-знакомств, пользователи, чьим профайлам ставят более разнообразные оценки (от положительных до отрицательных), получают и больше сообщений, чем пользователи с таким же средним рейтингом, но с более однородными оценками. Почему? Наверное, потому, что средний пользователь боится вступать в контакт с очевидно красивыми людьми, полагая, что ввиду их (предполагаемой) популярности у него нет никаких шансов.

ДОРОГИ И ТРАФИК

ПРОБКИ РАСТУТ НЕ ТОЛЬКО НАЗАД, НО И ВПЕРЕД.

Это открытие сделали исследователи компании Kaggle. Интуитивно кажется, что пробка усугубляется за счет новых подъезжающих машин, а в каком-то месте быстро рассасывается. Но оказывается, что и это бутылочное горлышко постепенно сдвигается вперед, то есть пробка, если ее быстро не расчистить, начинает пожирать все больше и больше свободного пространства.

ГОСУДАРСТВО И КОНФЛИКТЫ

КИТАЙСКИЙ РЕЖИМ СТОЛЬ ПРОЧЕН НЕ ПОТОМУ, ЧТО ПОДАВЛЯЕТ ВСЮ КРИТИКУ, А ПОТОМУ, ЧТО МЕШАЕТ КРИТИКАМ ОБЪЕДИНИТЬСЯ.

китай социальные сети интернет связьГарвардские исследователи изучили миллионы постов в китайских соцсетях и реакцию властей на них. Обнаружилось, что китайские власти не слишком борются с критическими комментариями в их адрес, но жестко искореняют призывы к коллективному действию и организованным протестам. Возможно, чиновники воспринимают критику как полезные сигналы, но вот мобилизации и самостоятельной реакции публики на эти сигналы они допустить не готовы.

АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОЗВОЛЯЕТ ПРЕДВИДЕТЬ ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ.

Африканский сотовый оператор CellTel обнаружил, что может прогнозировать вспышки насилия в Конго благодаря всплескам покупок предоплаченных сим-карт. Объяснение еще интереснее самого наблюдения: эти сим-карты номинированы в долларах, и местные жители скупают их, чтобы спасти свои сбережения (политический хаос подстегивает инфляцию).