Пытаясь разобраться в коренных причинах неудачных решений, мы изучили отзывы о 50 тыс. руководителей и сравнили поведение тех, кто принимал плохие решения, и тех, чьи решения сочтены удачными. Мы провели анализ тех поведенческих факторов, которые вызывали наиболее явный статистический разрыв между лучшими и худшими решениями. В итоге удалось обнаружить девять факторов, которые чаще всего вызывают неудачные решения. Вот они.
Джек Зенгер, Джозеф Фолкман ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Несколько лет назад у нас появилось новое предложение в программе развития лидерства — как нам казалось, подходящее для всех. Мы провели исследование, показавшее, что участники программ развития лидерства добиваются значительно большего успеха, если по окончании программы получают дополнительное поощрение. И мы создали электронное приложение, которое как раз и должно было помочь дальнейшей самостоятельной работе. Пользователь вводил свои установки, а программа раз в неделю или раз в месяц посылала напоминания, уточняла, как далеко он продвинулся к намеченной цели, требовала не сворачивать с пути. Мы вложили в этот продукт немало времени и денег.
Но оказалось, что люди не любят получать электронные письма, что эти послания не поощряют, а попросту раздражают их. Некоторые пользователи издевательски называли такие программы «приставалками». Разумеется, никакого успеха наша разработка не имела.
И когда мы задумались над цепочкой решений, которая привела нас к удручающему результату, мы задались более глобальным вопросом: «Почему вообще люди, действуя из лучших побуждений, принимают плохие решения?»
Некоторые ответы напрашиваются немедленно: люди принимают неудачные решения в цейтноте, не имея доступа к существенной информации, а когда приходится оправдываться перед начальником, то пытаются валить вину на других.
Но нам требовался более точный и объективный ответ. Пытаясь разобраться в коренных причинах неудачных решений, мы изучили отзывы о 50 тыс. руководителей и сравнили поведение тех, кто принимал плохие решения, и тех, чьи решения сочтены удачными. Мы провели анализ тех поведенческих факторов, которые вызывали наиболее явный статистический разрыв между лучшими и худшими решениями. В итоге удалось обнаружить девять факторов, которые чаще всего вызывают неудачные решения. Вот они — в последовательности от наиболее важных к наименее существенным.
- Лень. Человек не считает нужным перепроверить факты, взять на себя инициативу, собрать дополнительные сведения, убедиться в правоте или ошибочности своих предположений. Со стороны работу этих людей оценивают как неряшливую, лишних усилий они не прилагают, нового не ищут: полагаются на прежний опыт и думают, будто его всегда можно экстраполировать в настоящее и будущее.
- Неумение предвидеть неожиданности. Никому не хочется все время предполагать возможные неприятности, и потому большинство людей заведомо исходит из установки, что ничего плохого не может случиться. Увы, плохое случается, и довольно часто. Люди разводятся, умирают, попадают в аварии. Рушатся рынки, падают цены на жилье, подводят друзья. Одно замечательное исследование показало: люди вполне способны предвидеть проблемы, им бы только сесть и задуматься, что именно может пойти не так. Но сама ситуация принятия решения так возбуждает, что большинство людей даже не вспоминают об этой вполне естественной предосторожности.
- Нерешительность. Довольно часто необходимость принять сложное решение, в основе которого целый ряд постоянно меняющихся факторов, загоняет людей в противоположную крайность: они бесконечно собирают данные, требуют предоставить еще один отчет, провести еще одно исследование, прежде чем отважатся действовать. Если анализы и отчеты чересчур затягиваются, то решение не удается принять вовремя, а в результате упускается ценный шанс на успех. Нужна отвага, чтобы, изучив имеющиеся данные, прикинуть возможные последствия — и идти вперед. Порой нерешительность обходится дороже даже неверных решений. Но если руководитель думает, что одна ошибка способна разрушить его карьеру, то он тщательно избегает риска.
- Привязанность к прошлому. Некоторые люди принимают неудачные решения, потому что обращаются все к тем же старым данным и методам. Они привержены уже наработанным подходам и не собираются искать новых путей. «Лучшее враг хорошего», — рассуждают они. Однако их решения часто оказываются ошибочными, потому что привычные методы основаны на привычных же — и уже устаревших — предпосылках. Этот очевидный факт не учитывается: люди идут проверенным и привычным путем и принимают ошибочные решения.
- Несогласованность стратегии. Иногда причина плохого решения кроется в том, что частная проблема не привязана к общей стратегии. Когда отсутствует четкая, задающая контекст стратегия, годными кажутся сразу многие решения. Но если решение принимается в увязке с четко прописанной стратегией, то сразу становится ясно, какой из альтернативных вариантов — лучший.
- Излишняя зависимость. Порой решение остается непринятым, потому что ответственный сотрудник ждал зеленого света со стороны своего начальника, тот — указаний свыше. Для эффективных решений требуется умение действовать автономно.
- Изоляция. Некоторые руководители вынуждены ждать указаний, потому что не потрудились вовремя уточнить мнение вышестоящих или же не выстроили отношения, которые позволили бы им обратиться к опыту компетентных специалистов. И наше исследование, и многие другие убеждают, что качество решений во многом зависит от возможности привлечь к участию в процессе людей, обладающих нужными знаниями, опытом и компетентностью. Эта мысль не нова. Но вопрос в том, почему их не привлекают. Иногда людям недостает навыков нетворкинга и не к кому обратиться за полезной информацией. В других случаях не хотят никого привлекать, чтобы всю славу присвоить себе. Увы, в результате вместо славы пожинают лишь плоды неудачных решений.
- Недостаток технических знаний. Современные организации очень сложно устроены, и порой даже лучшим руководителям не хватает знаний, чтобы разобраться в многофакторных проблемах. Однако если человек, принимающий решение, вынужден полагаться на чужие знания и опыт, а сам не имеет даже общего представления, то ему трудно обрабатывать полученную информацию и на ее основе принимать решения. В отсутствии базовых знаний и опыта трудно даже судить, спасительным будет это решение или же провальным. Мы постоянно убеждаемся в том, что выдающиеся лидеры непременно обладают и широкими знаниями в своей области, если же им не хватает знаний для принятия важного решения, они обязательно отыщут нужного специалиста.
- Неумение точно сформулировать «что, когда, где и как». Иногда хорошее решение превращается в плохое лишь потому, что сотрудники толком не поймут, что от них хотят. Важное условие: решение необходимо принять, а для этого объяснить и его истоки, и последствия, и детали.
Затянувшееся ожидание зеленого света или «нужной информации». Неумение осмыслить полученные данные из-за элементарной нехватки знаний и навыков. Неумение понять, что методы прошлого непригодны для сегодняшнего дня. Неготовность принять решение, не дожидаясь, пока будет собрана «полная информация». Неумение сообразить, когда нужно подождать, а когда нет. Вот сколько причин! И неудивительно, что хорошие руководители принимают плохие решения. Путь к правильному решению узок и извилист. Но если управленец учтет эти ловушки, то научится принимать более эффективные и взвешенные решения.
Оставить комментарий