Любой бизнес – прежде всего общение, коммуникации. Тем более это касается таких отраслей, как таксомоторные компании. Виталий Сонько поделится личным опытом, анализом ошибок и рекомендациями о внедрении CRM-системы на портале E-xecutive.
Виталий Сонько, управляющий транспортной компанией «Экспрeсс-Такси»
Статья посвящена практическим рекомендациям по выбору CRM-системы. Пройдя этот путь как руководитель таксомоторной компании и набив немало шишек, я хочу предостеречь о возможных трудностях и поделиться результатами, ради которых стоит тратить свои нервы и время.
Мне жаль, что в свое время не у кого было узнать, как лучше подойти к оценке IT-продукта, как организовать и проконтролировать внедрение, как быстро добиться эффективной эксплуатации. Сейчас, когда есть собственный опыт по этим вопросам, периодически делюсь им с коллегами из различных компаний – и судя по откликам, это полезно. Поэтому решил систематизировать и опубликовать.
Основные причины перехода на CRM-систему
В 2010 году ситуация на томском рынке стала сильно меняться. К нам пришли крупные федеральные сети легкового такси с более эффективной, чем у нас, бизнес-моделью. В частности, они использовали CRM-системы. Тогда это было в новинку. Но в течение пары лет преимущества конкурентов стали очевидными. А главное, мы поняли, как с помощью автоматизации усовершенствовать собственные процессы и предложить клиентам более удобный сервис.
Каждый заказ начинается с обращения клиента. Потом он ждет подтверждения, напоминания. Помимо внешнего общения идет большое количество внутренних сообщений: диспетчеры и водители обмениваются заданиями, уточняющими вопросами. В конечном счете, от качества коммуникаций зависит логистика и себестоимость каждой поездки – а значит, и таксомоторного бизнеса в целом.
Пример окна CRM-системы с текущими статусами заказов.
В связи с этим мы сформулировали для себя следующие задачи:
- Автоматизация приема заявок:
- их распределение по бортам;
- возможность получения заявок на водительские терминалы;
- автоматический отзвон клиентам о назначении и подаче машин.
- Оптимизация прогона бортов – транспортная логистика с учетом открытых заявок, местонахождения и пунктов назначения каждой машины;
- Дополнительная мотивация водителей за счет увеличения количества заказов, которые они успевают выполнить.
- Гибкая схема расчета стоимости поездки для упрощения приема заказов и предотвращения споров с пассажирами.
- Автоматизация работы с ключевыми клиентами с помощью специального web-модуля. Личные кабинеты на сайте компании, где можно просмотреть архив заказов и оформить акты выполненных работ;
- Встроенный call-центр;
- Полный спектр отчетности.
Согласитесь, довольно логичные и взвешенные требования. Более того, в дальнейшем их актуальность полностью подтвердилась. Тем не менее, одних трезвых пожеланий к системе, как оказалось, недостаточно.
Примеры ошибок, которых можно избежать
Многие из выводов, которые мы для себя сделали на примере внедрения CRM-системы, значительно более общего характера. Это полезно учитывать при любой автоматизации управления с помощью подрядчика. Вот что «пошло не так», а также почему:
- Мы потратили много лишнего времени на всех стадиях проекта. Поиск, внедрение, тестовую отладку, полноценный запуск CRM-системы – все можно было сделать значительно быстрее. Главная причина «тормозов» – отсутствие проектного графика. Не план-графика подрядчика, а нашего собственного.
- Возможно, это не совсем ошибка, но все-таки тоже привело к разбрасыванию ресурсов и затягиванию. Переговоры вели одновременно с несколькими компаниями-производителями, и нам пришлось синхронизировать их предложения для понимания того, что же выбрать и с кем работать.
- Недостаточно внимания было уделено обсуждению того, как будет осуществляться техническая поддержка. Особенно на этапе внедрения системы. Получилось, что наши ожидания расходились с реальностью, подрядчик нервничал – отчасти справедливо – а с другой стороны что оставалось, брать на себя часть его работы и разбираться с нестыковками самостоятельно?
- Не было четкого понимания и того, какие специалисты потребуются с нашей стороны. В результате внедрение CRM-системы обошлось по нашим трудозатратам гораздо дороже, чем планировали – и чем можно было сделать, если оптимизировать все общение и встречи заранее.
- Переход на уже внедренную систему оказался сложнее, потому что нам не было известно, как выстроена система обучения со стороны исполнителя. Снова потратили лишнее время.
Сейчас, оглядываясь назад, я отчетливо понимаю, насколько очевидны все эти «грабли». Но тогда мы прошли по ним и заплатили за этот опыт. Если тоже раньше не сталкивались лично – каждая минута чтения сейчас экономит вам не меньше недели рабочего времени.
Рекомендации
Итак, что надо было сделать в самом начале, а потом регулярно использовать в качестве ориентира по мере реализации проекта? По крайней мере, следующее:
- Оценить текущее положение дел в компании. Записать все важное в числовых показателях или, если не получается, обозначить критерии, которые должны быть выражены в цифрах после автоматизации.
- Описать в свободной форме чего вы хотите, каких конкретно показателей планируете достичь, через какой период и самое главное – четко сформулировать цели и способы их достижения. Если честно и внимательно выполнить этот пункт, он устранит большую часть разногласий с подрядчиком по внедрению системы, с которыми иначе обязательно придется столкнуться.
- Описать способы достижения поставленных целей при помощи CRM-системы. Речь о том, чтобы представить, будто внедрение уже завершено – что именно тогда изменится в вашей работе, каким образом, зачем, какие результаты должны быть получены. Не «айтишные» результаты в терминах поставщика системы, а «бизнесовые» – в ваших собственных терминах.
- Составить проектный план. Хотя бы в Excel, а лучше использовать более удобный для этого инструмент – MS Project. Тогда запланированные этапы легче будет контролировать. Еще раз напоминаю, что независимо от плана внедрения со стороны подрядчика вам нужен полный детализированный собственный план. Разумеется, реальный, с учетом условий поставщика.
- Внедрение осуществить проектным способом. То есть поэтапно, с фиксацией результатов, без сползания сроков, в рамках бюджета и вообще в пределах всех изначально намеченных ресурсов, включая рабочее время – собственное и своих сотрудников.
Кроме того, при общении с разработчиками и консультантами нужно обращать внимание на ключевые моменты:
1. Стоимость. Очень важно понимать из чего формируется стоимость, за что в дальнейшем придется платить. Например:
- что входит в базовую стоимость комплектации;
- какова стоимость отдельных модулей, приложений – если они предусмотрены программой;
- стоимость технической поддержки, каким образом происходит оценка и расчет.
2. Что входит в базовую комплектацию CRM-системы, а также все системные требования к ней:
- системные требования к оборудованию для стабильной работы сервера, рабочих мест операторов, бухгалтеров, администраторов;
- есть ли клиентские/водительские приложения для смартфонов/телефонов;
- какие платформы поддерживаются.
3. Каковы функциональные возможности системы, а главное – какие тенденции характеризуют ее развитие:
- как давно IT-решение на рынке, насколько успешно оно зарекомендовало себя;
- насколько гибко и удобно можно настроить систему под непрофильные направления вашего бизнеса;
- какие инструменты есть в системе для работы с ключевыми клиентами;
- какие маркетинговые инструменты есть в системе для возврата вложенных денежных средств;
- как далеко в будущее заглядывают разработчики в желании развивать свой продукт.
4. Как выстроен цикл работ по установке и сопровождению CRM-системы:
- сроки, в которые будет происходить внедрение – и кто, каким образом будет его осуществлять;
- какое количество часов в день отводится на техническую поддержку;
- график работы технической поддержки, скорость реагирования на жалобы и обращения;
- кто будет проводить обучение вашего персонала;
- есть ли обучающий материал для дальнейшей, самостоятельной работы с сотрудниками.
5. Владельцам действующего бизнеса стоит детально оговорить с поставщиком CRM-системы возможности безболезненного перехода на новое программное обеспечение с уже используемого, и отдельно – чтобы это происходило в удобном для компании режиме.
Для стартапа самое главное – какими маркетинговыми инструментами обладает CRM-система (аналитика, клиентские приложения, интеграция с сайтами) для быстрого возвращения вложенных денежных средств.
Стоит ли овчинка выделки?
Краткий ответ: да, конечно. Несмотря на многочисленные промахи на старте автоматизации, мы в итоге добились всех намеченных целей:
- Упростился процесс принятия и обработки заказов операторами call-центра;
- Скорость приема заказов увеличилась, что повлекло за собой и увеличение заказов;
- Оптимизация прогона бортов позволила эффективно выстраивать транспортную логистику;
- Сократились расходы на телефонные услуги;
- Новая система мотивации позволила выстраивать индивидуальные взаимоотношения с водителями;
- Система сделала предельно прозрачной работу всех участников бизнес процессов (операторов call-центра, водителей, администраторов, бухгалтеров).
Надеюсь, наш опыт поможет вам избежать большинства ошибок и получить похожие результаты значительно «меньшей кровью». Только не забывайте, пожалуйста, о том, что какой бы совершенной не была CRM-система, она все равно останется лишь инструментом. Ваших собственных сотрудников, бизнес-процессов и подходов к клиентам она, разумеется, не заменит.
Оставить комментарий