Перед публикацией статьи, обзора, слайдшоу или видеоролика обязательно потратьте несколько минут, чтобы убедиться в выборе лучшего заголовка. Хороший заголовок — это вопрос жизни и смерти в контент-маркетинге. Интернет все больше и больше становится бурлящим котлом хаоса, у вас становится все меньше и меньше времени, чтобы привлечь внимание своей аудитории.
Денис Савельев, Дмитрий Дементий, © «TexTerra», 26.12.2012
Выбрав удачное название материала, вы мгновенно получаете отклик читателя. Заголовок помогает вашим читателям быстро определять, нужна ли им ваша статья или презентация, почему они должны купить, загрузить или открыть страницу с вашим контентом, а также какие выгоды они получают, кликая на соответствующую ссылку.
Выбрав неудачный заголовок, вы делаете свою статью, презентацию или другой контент невидимым для большей части аудитории. Заголовок является важнейшим элементом интернет-страниц, рекламных объявлений, видеоматериалов. Он привлекает внимание аудитории к контенту. Материалы остаются незамеченными, если вы используете серый и невзрачный заголовок.
Эта статья познакомит вас с главными характеристиками удачных заголовков. Она включает 10 вопросов, отвечая на которые вы научитесь создавать качественные и «цепляющие» заголовки. Также вы сможете воспользоваться таблицей оценки заголовков, которая представляет собой удобный инструмент быстрого определения их качества.
Рассматриваемые ниже примеры связаны преимущественно с книгами. Имена авторов большинства из них стали брендами, а книги остаются бестселлерами в том числе благодаря удачным заголовкам. Однако эти примеры остаются справедливыми для контента любого типа – и, прежде всего, — для веб-контента.
Вот наши 10 вопросов, которые мы рекомендуем задавать себе при составлении заголовков:
1. Ваш заголовок обещает аудитории получение выгоды?
Выбирайте название, которое четко сообщает читателям преимущества и выгоды, которые они получат благодаря вашему продукту или вашей услуге. Лучший заголовок решает задачи или помогает аудитории достигнуть желаемой цели.
Сравните следующие названия:
- Инструменты и техники графического дизайна.
- Совершенствуйтесь в дизайне: руководство по использованию базовых инструментов и техник.
Первый заголовок рассказывает читателю о содержании статьи. Второе название описывает выгоды, которые получит читатель после прочтения статьи.
2. Содержит ли ваш заголовок специфичные детали, подчеркивающие его актуальность и ценность?
Специфичные детали в заголовке, например, точные цифры, привлекают дополнительное внимание к вашему контенту. Цифры структурируют информацию, в чем можно убедиться на примере книги «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Представьте себе название этой книги без цифр — «Навыки высокоэффективных людей». Звучит не очень убедительно, правда?
Цифры в заголовке также помогают «съесть слона по кусочку за присест». Речь идет о пошаговом достижении какой-либо сложной цели. Например, обратите внимание на название книги Терри Орбача «6 шагов к идеальному браку». Другой пример – статья Дамира Халилова «100 главных навыков SMM-специалиста» (хотя, на наш взгляд, круглая цифра звучит несколько натянуто, как будто автор подгонял результаты под «круглую» цифру, гораздо лучше было бы озаглавить статью «97 или 102 навыка…»).
Более того, цифры могут сделать ваш контент более актуальным, предложив читателю конкретный срок или график достижения поставленной цели. Как вам название книги «Партизанский маркетинг за 30 дней», которое использовали авторы Джей Конрад Левинсон и Эл Лаутенслагер? Но заголовок «Сбрось 21 фут за 21 день: детокс-диета Марты Вайнярд» звучит еще лучше. Название этой книги точно показывает читателю, сколько футов лишнего веса он сбросит и за какой период. Покупатели книг о диете и других способах коррекции веса наверняка хотят знать точные результаты применения описываемых методов.
Другой пример на тему цифр – книга-ежедневник дизайнера Яны Франк «365 дней очень творческого человека». Но, как вы уже поняли, примеров удачных заголовков с использованием цифр – очень много. Главное – умение эти цифры обыгрывать.
3. Учитывает ли ваш заголовок целевую аудиторию, для которой предназначен контент?
Идентифицируйте целевых потребителей вашего контента с помощью заголовка там, где это возможно. Это делает ваши материалы персонализированными. Вы можете определить целевых читателей, прямо назвав их или указав их ключевые характеристики. Чем очевиднее это будет сделано, тем лучше.
Книга Си Джей Хайден «Привлекайте клиентов: 28-дневный курс маркетинга для профессионалов, тренеров и консультантов» определяет аудиторию по роду занятий. Хайди Мурофф и Шэрон Мэйзел используют заголовок «Чего ожидать, когда вы ожидаете», чтобы указать на целевых покупателей книги, описывая обстоятельства, в которых они оказываются. Аналогичный прием использует автор книги «Руководство по выживанию для одиноких мам» Патрис Карст.
Джей Конрад Левинсон остается признанным мастером таргетирования специфических рыночных сегментов. Это именно он выпустил книгу «Партизанский маркетинг за 30 дней». После этого Левинсон адаптировал свои идеи для потребителей, работающих в разных нишах. Так появились издания «Партизанский маркетинг для писателей», «… для финансовых консультантов» и т.д. Кроме этого, Левинсон написал отдельную книгу, описывающую использование его подхода в онлайн-сфере — «Партизанский маркетинг в интернете».
Некоторые авторы умудряются определить целевую аудиторию, сообщая, кем не являются читатели. Например, Робин Уильямс создал руководство «Недизайнерская книга о дизайне» (англ. Non-Designers Design Book, дословно «Книга о дизайне для недизайнеров»).
4. Помогает ли ваш заголовок позиционировать ваш контент?
Серия книг «… для чайников» является одним из удачных примеров позиционирования контента с помощью заголовка. Например, книга «Красное вино для чайников» вряд ли заинтересует экспертов и тонких ценителей этого напитка. Однако если вы хотите получить базовые знания о красном вине, указанный заголовок быстро привлечет ваше внимание.
Название может позиционировать ваш контент, прямо указывая на используемый метод решения проблемы. «Профилактика рака природными средствами» — вот пример такого подхода.
5. Стараетесь ли вы вашим заголовком вызвать любопытство у потенциальных читателей?
Как нам говорят всевозможные книги по литературному анализу и природе литературного творчества, интерес к тексту (понятно, что слово «интерес» здесь весьма условно – это комплекс чувств, которые вызываются у читателя текстом) рождается, когда текст превосходит наше внутреннее ожидание от него. А происходит это благодаря определенным приемам, которые «ломают» общую парадигму текста, привычную картину мира.
Выделяют три таких приема:
- Метафоры. Они делают названия более понятными и запоминающимися. Они создают образы, которые остаются в памяти читателя. Метафора – это перенос смысла, использование слова в переносном значении. Примеры метафорических заголовков: «Как я съел собаку» Евгения Гришковца (не ел!), «Я жгу Париж» Бруно Ясенского (не жег!) и т.д. Придумать метафорический заголовок очень просто. Но важно не только придумать его, гораздо важнее обыграть его в тексте. Заголовок – это приманка, крючок. Если вы обманете ожидания читателя, не «отыграв» заголовок в тексте, вы потеряете доверие к следующим своим заголовкам.
- Аллитерация является еще одним средством сделать название запоминающимся. Она предполагает повторение однородных либо одинаковых согласных в словах заголовка. Аллитерация – это прием, свойственный больше поэтической речи. Но составление заголовков, поверьте, ближе к стихосложению, чем может показаться на первый взгляд. В качестве примера можно назвать примеры книг «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Ночь нежна» Фицджеральда и т.д.
- Противоречия или неожиданные выражения также вызывают любопытство читателей. Они остаются выигрышными на фоне тривиальных заголовков. Обратите внимание на название сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил». Возникающее противоречие между «дурак» и «перехитрил» заставляет читателя интересоваться, как же все-таки Иван перехитрил черта. Название книги Тима Ферриса «Четырехчасовая рабочая неделя» является примером использования неожиданного словосочетания. Многие покупатели не верят, что можно работать всего лишь четыре часа в неделю, поэтому интересуются книгой. Другой пример: «Цель: процесс непрерывного улучшения» (цель – не финишная точка, а процесс, растянутый во времени) Элии Голдратт и Джеффа Кокса. Ну и самый красноречивый пример противоречия — «Человек, который был четвергом» Гилберта Честертона.
6. Ваш заголовок вступает в диалог с аудиторией?
Упакуйте в название вашей книги или статьи обещание, сделанное простыми и понятными словами. Лучшие заголовки сохраняют почти наивную очевидность, характерную для повседневных диалогов обычных людей. Обратите внимание на следующие примеры:
- «Как завершать начатые дела» Дэвида Аллена.
- «Легкий способ бросить курить» Аллена Карра.
- «Я не умею худеть» Пьера Дюкана (диалог дальше легко продолжается: — а вы умеете? – нет, я тоже, к сожалению, не умею…).
- «Пока ваш подросток не свел вас с ума» Найджела Латта и т.д.
Выбирайте правильные глаголы, создавая заголовки. Также используйте отглагольные существительные. Они формируют необходимое вам отношение к продукту со стороны читателя.
- Побудительные глаголы являются одной из самый удачных форм для заголовка. Они ориентируют читателей на конкретное действие. «Думай и богатей» Наполеона Хилла является одним из примеров использования побудительных глаголов в названии.
- Отглагольные существительные, использованные в заголовке, описывают продолжающиеся действия. Книга «Хождение по мукам» А.Н. Толстого демонстрирует возможность использования отглагольных существительных в названии.
7. Насколько краток ваш заголовок?
Скажем очевидную истину: краткие заголовки привлекают больше внимание аудитории. Помните, чем меньше слов вы используете в названии, тем сильнее каждое из них запоминается потенциальному читателю.
Писатель Малкольм Гладуэлл считается признанным мастером коротких заголовков. Обратите внимание, например, на название его книги «Гении и аутсайдеры» (англ. The Outliers) – емко и коротко.
8. Вы используете подзаголовки?
Подзаголовок – это усиление вашего заголовка. Комбинируйте короткие заголовки с более длинными подзаголовками, раскрывающими некоторые детали. Вот пример бестселлера, название которого состоит из двух слов, а подзаголовок из 14: «Тощая сука: Эффективное руководство для сообразительных девушек, которые хотят прекратить есть всякую дрянь и выглядеть привлекательно». Английский вариант подзаголовка состоит из 17 слов и содержит ненормативную лексику.
Автор Ларри Файн также удачно использовал заголовок и подзаголовок. Его произведение называется «Книга о пианино: покупка и использование инструмента».
Гарр Рейнольдс использует название из нескольких слов, чтобы привлечь внимание к своей книге. А подзаголовок дает читателям дополнительную информацию. Произведение Рейнольдса называется «Презентация в стиле дзен: дизайн, разработка, проведение и примеры».
Ну и другой пример, который мы не могли обойти нашим вниманием. Книга Майкла Стелзнера, которая на русский язык переведена как «Контент-маркетинг: новые методы привлечения клиентов в эпоху интернета», а в оригинале заголовок еще короче, а подзаголовок еще длиннее – Launch: How to Quickly Propel Your Business Beyond the Competition.
9. SEO: ваше название включает популярные поисковые запросы?
Естественно, мы не могли обойти вниманием этот вопрос. Веб-контент должен думать о привлечении трафика. Самые основные трафикогенераторы – это поисковые системы. Но здесь нужно найти золотую середину и не идти на поводу «голого SEO». Главное – релевантность содержанию, а потом уже «подгонка» под поисковики. Проиллюстрируем на примере этой статьи. Мы написали саму статью, в голове уже был заголовок – простой и емкий. Единственное, что мы сделали, проверили, какой запрос более частотный – «Как писать заголовки» или «Как создавать заголовки». И хотя глагол «создавать» мне лично больше нравится в этом контексте (он ближе к природе действия по придумыванию заголовков, нежели глагол «писать»), тем не менее, финальная версия заголовка была скоординирована.
В общем-то, все мы, работающие с контентом в интернете должны иметь в виду частотность и конкурентность по тем запросам, которые так или иначе совпадают с нашими заголовками. Понятно, что не каждый запрос можно «вытащить» в топ выдачи только благодаря контенту. Но если страница не имеет текстовой релевантности предполагаемому запросу – то в топ запрос не войдет вообще никогда.
Но авторы печатных книг также должны помнить о Яндекс и Google. Ваши произведения быстрее найдутся на «полках» интернет-магазинов Ozone.ru, Books.ru, Amazon.com, если их заголовки и подзаголовки содержат популярные запросы.
10. Комбинированный подход: вы используете более одного приема из перечисленных выше, создавая заголовки?
Авторы лучших названий применяют два и более приемов из тех, что описаны выше, чтобы привлекать внимание аудитории. Например, аллитерацию и метафоры можно удачно сочетать с подзаголовками, детализирующими информацию.
Благодарим вас, что вы дочитали до этого момента. В качестве благодарности хотим вам сказать вот что. На самом деле природа хорошего текста – и заголовка как части его – очень противоречива. Можно создать отличный заголовок, полностью отвергающий все наши вышеперечисленные рекомендации. Гении пера это сделают. И даже талантливые копирайтеры с «набитой» рукой. Но мы говорим с вами о механике создания текстов, а не о природе таланта. Качественный копирайтинг – это сумма технологий, которые используют автор, учась на своих и чужих ошибках. И в данной статье мы говорили именно о технологиях, пытаясь анализировать удачные по-нашему мнению заголовки и обобщая их свойства, приводя эти обобщения к каким-то выводам.
Говоря о технологичности работы по созданию заголовков, мы можем также рекомендовать использовать следующий прием.
Воспользуйтесь таблицей оценки, чтобы определить качество заголовков статей, книг, постов в блогах и социальных сетях и других контент-маркетинговых продуктов. Считайте самым качественным вариант, набирающий наибольшее число баллов.
Таблица оценки заголовков
Критерий |
Вопрос |
Комментарий |
Баллы |
Обещание | Ваш заголовок обещает аудитории получение выгоды? | ||
Специфичность | Содержит ли название вашего контента специфичные детали, подчеркивающие его актуальность и ценность? | ||
Таргетинг | Подчеркивает ли заголовок целевую аудиторию, для которой предназначен контент? | ||
Позиционирование | Название помогает выделить ваш контент? | ||
Взаимодействие | Стараетесь ли вы вызвать любопытство у потенциальных читателей, чтобы сделать заголовок запоминающимся? | ||
Диалог | Ваш заголовок «общается» с аудиторией? | ||
Краткость | Вы стараетесь делать названия вашего контента короткими? | ||
Усиление | Вы используете подзаголовки, чтобы подчеркнуть название контента? | ||
SEO | Ваше название включает популярные поисковые запросы? | ||
Комбинированный подход | Вы используете более одного приема из перечисленных выше, создавая заголовки? |
Например, вы можете распечатать эту таблицу и раздать ее сотрудникам, создающим контент для вашего проекта. Предложите им оценить с помощью данного инструмента каждый рабочий вариант названия статьи. Это уменьшит влияние субъективных факторов на ваши заголовки.
Возьмите таблицу с собой в свой любимый книжный магазин или «пройдитесь» по любимым блогам. Практикуйтесь, оценивая названия книг и статей, которые попадаются вам на глаза.
Будем признательны, если вы поделитесь в комментариях своими вариантами заголовков статей или названий книг, которые кажутся вам удачными. Давайте обсудим эти варианты!
Оставить комментарий