В предыдущем выпуске мы упомянули, что среди элементов структуры веб-страницы есть и такой важный элемент, как дизайн. Вообще о терминах надо договариваться, а тут вообще случай особый: из-за различий в понимании дизайна и его места возникает очень много ошибок.
Хороший дизайн не может скрепить разваливающуюся бизнес-модель (Джеффри Вин).
Например, Википедия подходит к дизайну очень широко и к ведении дизайнера относит «те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [1]. Подозреваю, что отчасти из-за этого расширенного подхода многие дизайнеры берут на себя ммм… многовато – в частности, проектируют навигацию сайтов. Между тем потребность в дизайнерах стала очень высокой, в эту сферу кинулись люди молодые и, чего греха таить, недостаточно образованные, и решать такие расширенные задачи они не в состоянии.
Несколько дней назад у меня состоялся в скайпе по этому поводу спор с одним очень неплохим дизайнером:
Д.: Дизайнер — это инженер. Его задача продумать и предложить решение. Наполнение контентом идет уже в рамках существующей структуры и системы. Если она меняется, то по идее эти изменения должны быть согласованы с дизайнером, чтобы не нарушить систему.
Helen Breslav: хм… а дизайнер способен спроектировать движение посетителя по сайту в интересах владельца сайта?
Д.: Конечно! Это входит в спектр его задач.
Helen Breslav: когда я писала «Методику успешного сайта«, то пересмотрела целую кучу сайтов. Примеров удобной и целесообразной навигации — единицы, и то только в случаях самой простой цели сайта, а иногда и при простой цели ухитряются накосячить.
Д.: в мире большинство дизайнеров относятся к своей работе довольно поверхностно, увы.
Helen Breslav: ну так ориентироваться-то надо не на то, что должно быть, а на то, что есть по факту – картина-то пишется красками, имеющимися в наличии :-)
…
Поэтому в рамках Методики успешного сайта мы будем понимать дизайн в очень узком смысле – как то, что сделано сугубо для красоты и связанного с красотой удобства. Процитируем А. Левитаса:
Дизайн сайта (а тем более коммерческого) должен преследовать две основные цели:
- Лучшее структурирование веб-страницы, чтобы с ней было удобнее работать
- Создание у посетителя нужного Вам настроения, ощущения или стиля
И сосредоточимся на «создании нужного настроения и стиля». Почему в первую очередь на этом пункте? Это что, важнее удобства?
Нет, конечно.
Но по отношению к сайтам, как и по отношению ко многим другим сложным продуктам или услугам, или процессам, трудно назвать что-то «неважным». Здесь годится аналогия с электроприбором: достаточно одной сгоревшей детали, чтобы перестало работать все. И не имеет никакого значения, какая деталь сгорела – дорогая или дешевая. Пожалуй, даже досаднее, когда дорогая аппаратура стоит из-за копеечной детали.
Так вот, возвращаясь к настроению и стилю. Чаще всего здесь забывают учесть ассоциативные ряды, даже массовые – и, попадая на сайт, посетитель ощущает некоторый диссонанс. Он может этого даже толком не осознавать, но какое-то смутное несовпадение присутствует, а это вряд ли помогает формированию доверия.
Пойдем тем же путем и посмотрим, что нам предлагают в этом смысле популярные сайты, точнее, победители поисковых запросов. Оставим в покое производство, так и быть, и возьмем сферу, где ассоциации более или менее понятны – допустим, финансы. Поиск в Гугле по словам «финансовая компания» показывает нам на втором месте [2] в поисковой выдаче финансовую компанию «Метрополь»:
Отклонитесь чуточку от экрана и, не вчитываясь в тексты, ответьте на вопрос: о чем этот сайт?
- По-моему, это сайт депутата… а по-вашему?
На четвертом месте – компания Интерфин Трейд:
Проделываем тот же эксперимент… у меня общий вид ассоциируется с новостной лентой устаревшего дизайна. А у вас?
Справедливости ради надо сказать, что на третьем (компания Приоритет), пятом (финансовая компания UMIS) и шестом (компания Опцион) местах поисковой выдачи находятся сайты с дизайном, вызывающим нужные ассоциации, так что все не так трагично, в целом дизайнеры работать умеют. Скажем, в сферах медицины, детского развития, красоты и многих других ошибок в дизайне почти нет.
Но, друзья, именно здесь кроется подвох: привыкнув, что дизайнер ОБЫЧНО прав, клиент рискует согласиться с тем нечастым вариантом, когда дизайнер ошибся. Поэтому – будьте бдительны! Проверяйте, вызывает ли ваш сайт нужные ассоциации у посетителя! В рассылке А. Левитаса и в Методике успешного сайта описан прием, который позволяет провести проверку и других быстро воспринимаемых аспектов сайта: вызывает ли сайт доверие на интуитивном уровне, какого качества и ценовой категории товар предлагает и т.д. Да, применение приема потребует часа-другого времени, но сбережет кучу денег!
Оставайтесь с нами!
Оставить комментарий