В прошлом посте мы рассмотрели причины недоверия к сайту, обусловленные ошибками цели сайта и его внешнего вида. Сегодня давайте пойдем дальше и поговорим о недоверии, которое вызывается неудачной структурой веб-страницы.


Полный список публикаций цикла о доверии к сайту:

  1. Почему теряется доверие к сайту?
  2. Почему теряется доверие к сайту? Продолжение.
  3. Почему теряется доверие к сайту? Навигация.
  4. Почему теряется доверие к сайту? Дизайн.
  5. Нужна ли для доверия к сайту обратная связь?
  6. Самый сильный фактор доверия
  7. Доверие сначала, регистрация потом

По правилам дидактики автор должен в этом месте заметки коротко пересказать содержание раздела Методики о структуре веб-страницы – из уважения к читателю, чтобы он хорошо понимал то, что будет написано ниже. Но по понятным причинам мне делать этого не хочется – хочется, чтобы уважаемый (по-настоящему!) читатель все-таки ознакомился с этим разделом в полной версии, а не по усеченному конспекту. Здесь же, пожалуй, будет достаточно упомянуть те ошибки структуры, которые существенно снижают доверие посетителя к сайту: подмена функциональной части описательной и мусор сверх какого-то допустимого предела. Об этих двух ошибках мы расскажем подробнее.

Функциональная часть страницы реализует цель сайта, т.е. подвигает посетителя к нужному для владельца сайта действию. Описательная же часть просто показывает посетителю, куда он попал – особенно важно, если посетитель шел не через главную страницу, а попал через поисковик откуда-то сбоку. Обе части являются обязательными, но функционалу надо отводить столько места, сколько надо, и место это должно быть самым заметным. Описаниям тоже надо отводить заметное место, но в ограниченных объемах – очень удобно давать пояснения о владельце в шапке сайта. Реально же сплошь и рядом описания подминают под себя функционал – и особенно часто это происходит на тех сайтах, цель которых определена недостаточно отчетливо.

Примерам тут несть числа, но мы рассмотрим пример необычный, в котором описательная часть оказалась представлена картинками.

Это произошло на сайте скульптора по дереву Юрия Мошанса, работы которого приводят меня в искренний восторг.

  • Вопреки своему обыкновению, сайт взят не из поисковиков – ссылку на него прислали восхищенные поклонники через Facebook. Но так как он наилучшим образом подходит для иллюстрации этой заметки, решено было не искать добра от добра, т.е. к поисковикам не обращться.

Сайт по многим аспектам очень и очень достойный, но недостатки у него тоже есть, и даже не так мало. Но мы вернемся к нашему примеру – смешению функционала с описанием. Что является целью этого сайта? Чтобы клиент позвонил? Вряд ли – мастер уникальный, работы дорогие, звонки от всех подряд никак не нужны. Значит, целью может являться контакт с потенциальным клиентом, который уже ознакомился с работами Юрия, прикинул их цену, сопоставил со своим вкусом и намерениями и готов вести разговор серьезно. Такому контакту скульптор однозначно будет рад. Он для такого осмысленного контакта посетитель должен увидеть РАЗНЫЕ работы, чтобы понять доступный мастеру спектр и выбрать из него что-то для себя.

И фотографий на сайте вроде много – но через какое-то время начинаешь замечать, что раз за разом на них повторяется одна и та же выразительная и потому хорошо запоминающаяся лестница. Смотрите:

Троекратное повторение – эффективный способ привлечения внимания и запоминания. Вот и здесь замечательная лестница запоминается очень хорошо и создает ощущение ограниченности ассортимента – хотя по всем остальным иллюстрациям понятно, что никаких ограничений нет. т.е. всего-то надо – повнимательнее подобрать фотографии. Юрий Мошанс наверняка с этим справится!

А ведь чаще та же самая проблема бывает куда менее очевидной, хотя и более злокозненной: речь идет о том, что на сайте везде, где надо и не очень, фигурирует рассказ о компании вместо рассказа о ее клиентах и проблемах, которые она умеет в их интересах решать. Сертификаты и свидетельства компании вместо примеров реализованных проектов… обещания вместо отзывов… фотографии сотрудников вместо указания, с каким вопросом к кому обращаться… и т.д.

Короче, описание вместо функционала.

А мусор? Мусор подрывает доверие и тогда, когда он где-то присутствует физически, мешает и отталкивает, и тогда, когда он информационный. Мешают и отталкивают длинные бессодержательные тексты, ненужные сведения, баннеры компаний, по смыслу не являющихся партнерами, и многое другое. Т.е. если какой-то элемент ничего не дает ни по смыслу, ни по красоте – он должен быть удален.

Мусором может легко оказаться целая страница. Например, если мы вернемся к поиску в Гугле по слову «косметика», то в 4-й строчке (три первых мы разобрали в прошлый раз) окажется Интернет-магазин ФлиртШоп. Мне как женщине сразу бросилась в глаза рубрика в верхнем горизонтальном меню «Подбор оттенка лаков» — предложение необычное, а результат может оказаться полезным. И что же мы находим под этой рубрикой? Однозначный мусор:

Ни уму, ни сердцу.

Ну какое тут может быть доверие!

Эту страницу надо, само собой, убрать. А если к ней предполагается полноценно вернуться в будущем – сделать на время скрытой.

Уважаемые читатели! А уверены ли вы, что на вашем сайте нет мусора? Или что щедрое описание не подменило собой функционал? Проверьте, пожалуйста! Такая проверка лишней не будет.

Оставайтесь с нами!