Описательная часть сайта – это то, при помощи чего мы объясняем посетителю, куда он попал. Описательная часть должны быть на каждой странице сайта, потому что посетитель может прийти не только на главную, но и откуда-то «сбоку». Но ведь он все равно хочет понять, куда его занесло поиском и переходами! Соответственно, описательная часть должна быть на виду, но при этом не занимать много места. Что на веб-странице соответствует этим условиям? Правильно – шапка и подвал.


Статья входит в цикл о пробоинах на сайтах, который состоит описывает разные проблемы:

  1. Причины и виды повреждений. Отыскание места течи
  2. Причины и виды повреждений. Пробоины структуры.
  3. Пробоины структуры. Течи в описательной части сайта
  4. Пробоины структуры. Откуда на сайте мусор?
  5. Пробоины навигации
  6. Проблемы с пробоинами
  7. Пробоины в текстах — явные и скрытые. Каких больше?
  8. Почему стилистов не всегда благодарят?
  9. Последний шаг — он трудный самый…

Соответственно, в шапке мы должны разместить:

Программа-минимум Программа-максимум
  • Логотип
  • Иллюстрацию, достаточно ясно указывающую на сферу бизнеса или интересы владельца сайта/блога
  • Контакты
  • Кнопки социальных сетей (сейчас это уже приходится считать минимумом!)
  • Уникальное торговое предложение
  • Логотип и слоган. Хороший слоган повышает конверсию посетителей в клиентов на 10-15%, утверждает А. Левитас.
  • Иллюстрация, вызывающая ассоциации с бизнесом или интересами владельцев. Требования к «полной ясности» ниже, потому что есть УТП и слоган, но нужные ассоциации должны быть!
  • Контакты
  • Кнопки социальных сетей

Таким образом, «течь» в шапке сайта может разной:

  1. Нет нужных элементов, хотя посетитель их там ждет и даже ищет: нет контактов, нет визуальных образов, а бывает, что нет даже логотипа.
  2. Элементы есть, но «неправильные»: неудачные иллюстрации, неловкое УТП, слишком крупные кнопки соцсетей и т.д.
  3. Всего в избытке, даже того, чего не хочешь.

Посмотрим, как это выглядит. Например, на первом сайте компании Business Matrix, который отражает нашу консалтинговую деятельность, шапка сделана категорически неверно – она просто пустая. Спасает, правда, название сайта и его логотип: Econfin неплохо ассоциируется с экономикой и финансами. Неудивительно – название подбиралось коллективно в ходе дискуссии на E-xecutive.ru и должно было решать эту задачу в первую очередь. Спасибо коллегам, задача в самом деле решается, хотя прошло уже 7 (!) лет! На главной «пустота» шапки вообще не бросается в глаза, поскольку на основном поле есть (1) отличные, можно даже сказать, «архетипические» изображения основных персонажей делового мира и (2) хорошо читаемые тексты тоже о бизнесе. Но контакты, во-первых, непросто найти даже на главной – и это одно из самых серьезных упущений нашего сайта. Во-вторых, пустота шапки на других страницах является очевидной. Сравним общий вид главной страницы и, например, страницы содержания библиотеки:

Понимаете теперь, насколько опасно оставлять шапку без нужных элементов? Это настоящая пробоина на сайте!

К слову сказать, эти рисунки демонстрируют и течь третьего рода – наличие ненужных или ошибочных элементов. В данном случае такое вот агрессивное приглашение к регистрации совершенно не требуется, напоминает любовь из-под палки. Убрать его надо было немедленно, как только эта ошибка была осознана. Единственная причина, по которой это не сделано, — желание показать читателям ряд ошибок на собственных примерах. Потом мы сможем показать, что и как было переделано и сравнить.

Что же касается течи второго рода, когда вроде все есть, но какое-то «не такое», т далеко ходить не будем и наберем в Гугле аббревиатуру «УТП». Победителем поиска оказывается сайт свободной энциклопедии маркетинга, на почетном втором месте – сайт Медиапланирование.ру.  На обеих  страницах, посвященных УТП, в шапках на месте УТП или соответствующего ему слогана (лучший слоган – это УТП, сокращенное до хлесткого девиза) стоят просто разъяснения названия:

А на сайте свободной энциклопедии маркетинга вплотную к шапке прилегает баннер Форекса. Конечно, мы можем чего-то не понимать в маркетинге, однозначно. Но все-таки…

У подвала сайта задачи по сути аналогичные, но решать их подвал должен по-своему. И типичное содержание подвала – логотип (впрочем, не обязательный), сокращенное меню (обязательное, если страница состоит из нескольких экранов – чтобы посетителю не надо было мучительно возвращаться вверх) и снова контакты и кнопки социальных сетей. Но «пробоин» подвала не то чтобы больше, чем в шапке – но встречаются они чаще. Куда чаще. Самый простой вариант – это когда в подвале нужной информации и нужных переходов просто нет. Вариант посложнее, но более редкий – это когда там находится не то, что нужно.

На уже указанных сайтах свободной энциклопедии маркетинга и Медиапланирование.ру подвалы пустые:

И судя по годам, когда сайт свободной энциклопедии маркетинга получал свои награды, так было принято ТОГДА. Но мы спешно приближаемся к Новому 2012 году – может, стоит подумать о том, чтобы сделать как надо?

Поздравляем с наступающим Новым 2012 годом!