Вы платите $1000 в месяц за поисковое продвижение компании сторонней фирме, которая предоставляет грандиозные отчеты, а ваши продажи почему-то все не растут? Поздравляем – вас умело «разводят»! О том, как избавиться от подрядчиков-мошенников и увеличить эффективность интернет-рекламы, в своей статье рассказывает Евгений Некоз.

Евгений НекозE-xecutive


От авторов Методики успешного сайта: очень толковая, здравая статья! Эти советы надо не просто прочитать — их надо твердо заполнить и активно использовать.

Недавно я написал статью для одного украинского интернет-издания про обманы на рынке интернет-маркетинга, и она вызвала бурный резонанс. Я решил дополнить ее примерами, объяснениями и представить на обсуждение Сообществу E-xecutive.ru.

Проработав два года на рынке услуг интернет-маркетинга, я увидел ряд схем, при помощи которых недобросовестные интернет-маркетологи «кидают» на деньги своих клиентов. Эти схемы и хотелось бы осветить. Двигаться буду от простого к сложному – от самых простых разводок к наиболее изощренным.

Я не буду называть компании и конкретные личности из соображений политкорректности. Назову только отрасли, с которыми связана их деятельность. Надеюсь, что моя статья поможет вам избавиться от подрядчиков-мошенников и увеличить эффективность интернет-рекламы в разы.

Разводка №1. Контекстная реклама оплачивается за показы

Все мы знаем, что в контекстной рекламе (самые популярные системы – GoogleAdWords и Яндекс.Директ) оплата производится за клики. Но самым умелым маркетологам удается продать контекстную рекламу с оплатой за показы. Конечно, клиент должен быть совсем «не в теме», но и такое тоже случается.

Защититься от такого очень просто – зайти на сайт системы контекстной рекламы и прочитать, как она работает.

Разводка №2. Контекстная реклама продается как поисковое продвижение

Эта разводка работает также только с самыми неопытными предпринимателями, особенно с представителями старой гвардии. В основном это бизнесмены, которым за 40 и которые не горят желанием разбираться в новых технологиях.

Мы видели пример, когда крупной охранной фирме продали поисковое продвижение за $1000 в месяц, $100 из них «залили» в AdWords, поставив высокую стоимость клика, чтобы объявление вышло на первое место. Сделали скриншот выдачи, где клиент был на первом месте в контексте и отправили заказчику. И также совпало, что клиент зашел сам и «попал» на показ своего объявления. И после этого он уже долгое время не задавал никаких вопросов и усердно платил «маркетологам». Понятно, что для клиента такая реклама была крайне неэффективной.

Защититься от нее можно крайне просто, как и в первом случае, – получить хотя бы минимум информации о том инструменте, который вы собираетесь использовать.

Разводка №3. Продвижение клиента по бессмысленным запросам

Не раз мы сталкивались с компаниями, которые «впаривали» клиенту запросы наподобие «деревянный», «железный» и т.п. Заказчику усердно вешали лапшу на уши, утверждая, что эти запросы будут эффективны для продавца железных и деревянных дверей. Конечно же, результатов это ему не принесло никаких.

Самый простой вариант, как защититься от бессмысленных запросов при поисковом продвижении – поставить себя на место потребителя и продумать запросы, по которым вы бы искали свои товары и услуги.

Уверен, что для продавца дверей намного эффективней было бы продвигаться по запросам «купить деревянные двери [город_где_работает]», «деревянные двери [город_где_работает]» и т.п. Подобрать ключевые запросы поможет Инструмент подсказки ключевых слов от Google AdWords и WordStat от Яндекса. Только будьте внимательны – эти два инструмента работают немного по-разному.

Обязательно подбирайте для себя коммерческие запросы, не стоит останавливаться на общих высокочастотных словах. Чем больше конкретики в запросе – тем лучше. Как показывают наши исследования по большинству клиентов, максимально эффективно конвертируются запросы в три-четыре слова – запрос «купить кроссовки adidas Москва» лучше конвертируется, чем запрос «кроссовки».

Разводка №4. Псевдоадминки, псевдоотчеты и псевдопартнеры Google по контекстной рекламе

Контекстная реклама почему-то является излюбленным местом для мошенников. Очень часто мы слышали от наших клиентов, что до нас они работали с компанией, которая является «официальным представителем Google и поэтому делает контекстную рекламу без процентов и получает вознаграждение напрямую от Google». К сожалению, Google ничем кроме купонов не хочет делиться с агентствами. Как же зарабатывают такие компании?

Первое, что мы встретили – отчеты в Excel. У нас был клиент, медицинский центр, который платил более $1000 в месяц за контекстную рекламу и в конце месяца получал отчет о результатах предоставления услуги в виде простого Excel-файла. Когда же пришли мы и попросили доступ к аккаунту, то у подрядчика начался тихий ужас. Оказалось, что в течение более чем 6 месяцев непосредственно в Google AdWords он заливал не более $150 в месяц. Неплохое вознаграждение!

Второе – админки-надстройки. У Google AdWords есть API, через которое можно получать данные с рекламной компании. В результате нечистые на руку компании делают свои админки-надстройки над Google AdWords и показывают клиенту почти те же цифры, что есть в AdWords, но только умножают стоимость клика на 10% или увеличивают на 5% количество кликов. Клиент не может заметить различия, и ему кажется нормальным, что стоимость клика составляет 11 центов, а не 10.

Запомните, Google не платит агентствам постоянное вознаграждение (есть пара очень редких исключений, но не среди рекламных агентств), поэтому вы должны понимать, что если вам предлагают контекст под 0%, то деньги на вас заработают где-то в другом месте.

А чтобы защититься от псевдоотчетов и псевдоадминок, всегда просите непосредственный доступ к AdWords. Для любой профессиональной компании не составит труда дать вам пользовательский доступ, чтобы вы смогли видеть реальные цифры и реальные расходы.

Тут только одно примечание. Не все агентства, даже честные, хотят давать доступ к аккаунту, аргументируя это тем, что «в аккаунте они творят какие-то чудеса ради клиента и не хотят раскрывать свои секреты мастерства». Это полный бред. Запомните, по правилам Google AdWords владельцем Рекламной Компании является владелец домена (сайта), а не рекламное агентство.

Разводка №5. Псевдо-контекстный трафик

Некоторые «матерые» компании поняли, что в AdWords и Директе можно подделывать метки и лить трафик, который будет в Google Analytics считаться контекстным.

Для того чтобы от этого защититься, опять-таки у подрядчика по контексту нужно просить доступ к аккаунта контекстной рекламы, связывать аккаунты AdWords и Analytics, а также иметь про запас еще одну систему веб-аналитики, которая игнорирует метки – какой-то примитивный awstats или подобное.

Разводка №6. Ботсети, кликфрод и «левый» трафик

Тема ботсетей и кликфрода является очень болезненной во всем мире. И отличить бота от живого человека порой достаточно сложно – они научились эмулировать все: от настроек браузера и правильных заголовков до имитации действий пользователя.

Что мы видели в этой сфере? Некоторые прайс-агрегаторы балуются кликфродом. Особенно те, у кого низкая стоимость перехода. Тут вообще логика непонятна. Прайс-агрегатор получает на свой сайт целевой трафик, например, за 20 центов, а потом его перепродает за 1 интернет-магазину. Понятно, что у прайс-агрегатора один посетитель в среднем прокликивает 5-10 ссылок, но не 20.

Очевидно, что в таком случае прайс-агрегатор будет «доливать» переходы, которые никакой пользы интернет-магазину не принесут.

Также постоянно используются ботсети, которые генерируют тучи просмотров, кликов и прочих нужных действий для одной стороны (подрядчика) и абсолютно бесполезных для другой (заказчика).

К сожалению, полностью защититься от этого невозможно. Ни одна система аналитики не покажет вам, что к вам приходят боты. Поэтому здесь поможет только здравый смысл. Если вы работаете с прайс-агрегатором, то узнайте, откуда он сам получает трафик и сколько. Проконсультируйтесь со специалистами и оцените стоимость такого трафика. И если вам его пытаются перепродать намного дешевле, нежели стоит само привлечение для агрегатора, то стоит задуматься. Также следите за тем, что делают посетители, пришедшие с прайс-агрегаторов у вас на сайте – они делают покупки или этот трафик ни во что вообще не конвертируется?

Разводка №7. SMM под прицелом

Ну и сложно не вспомнить социалки. Там свято процветают боты, которые умеют умно генерировать комменты, становиться друзьями социального профиля вашей компании, ну и делать множество других приятных, но бесполезных действий.

Защититься от этого можно только одним путем – включить мозг. Если компания вам гарантирует точное количество друзей, комментариев или каких-либо других действий пользователей, то это должно вас насторожить и подсказать, что такие точные гарантии дать никто не в силах. Это все равно, что подрядчик даст вам гарантию на то, что вашу компанию за месяц полюбит 100 человек.

Разводка №8. Персонификация выдачи

Это на самом деле и не разводка, но хочу ее упомянуть, так как часто используют именно для развода. Ни для кого не секрет, что поисковик старается подстроиться под каждого из нас: хранит все возможные истории наших поисков, регионов, настроек и в результате показывает нам то, что считает самым соответствующим именно нашему запросу именно для нас.

Приведу пример. Предположим, вы все время в интернете гуглите запрос «Альфа Банк», так как пользуетесь его интернет-банкингом и вам проще заходить на сайт именно через поисковик. Если вы будете это делать постоянно, то когда будете вбивать в гугл запрос «банк», то с большой вероятностью на первом месте вы увидите сайт именно «Альфа Банка». Хотя если вбить запрос «банк» с другого компьютера, то выдача будет уже совершенно иной, и «Альфа Банк» может находиться далеко не на первом месте.

Это и называется персонификация результатов (персонификация поиска).

Как это используют мошенники? Предположим, вы взяли себе подрядчика на поисковое продвижение, он проработал месяц, пришел к вам в офис отчитываться, ввел запрос в поисковую систему и видит, что в результатах выдачи вы на первом месте, и говорит «Вот! Смотри, как мы круто все сделали». Вы рады, все супер, но вот продажи почему-то за этот месяц не выросли. Оказывается, что вы очень часто вбивали этот запрос в поисковик и выбирали свой сайт. И поисковик подумал, что этот сайт – самый для вас правильный и поднял его в результатах поисковой выдачи. Но поднял он его только для вас! Никто больше его не видит на первых позициях.

Мы видели, как при помощи персонификации поиска в течение восьми месяцев водили за нос руководителя одной очень крупной фирмы. Когда мы приехали в гости и посмотрели на результаты поисковой выдачи через веб-прокси, то продвигаемого сайта там не оказалось даже в первой двадцатке, а не то что на первом месте.

Чтобы защититься от этого мошенничества просто воспользуйтесь любым сайтом веб-прокси, который можно легко найти в любом поисковике по запросу «веб прокси». Также вы можете отключить персонификацию поиска в настройках поисковой системы.

Суммируя все вышесказанное. Есть множество недобросовестных подрядчиков, которые хотят вас обмануть. Поэтому вам следует:

  1. Всегда требовать доступы к аккаунтам, которые используются в работе.
  2. Иметь под рукой систему аналитики, которая игнорирует метки систем контекстной рекламы.
  3. Просматривать результаты работы, отключив персонификацию поиска.
  4. Использовать здравый смысл. Когда предлагают продать рубль за 50 копеек, то надо насторожиться.