Сейчас бизнес-ТРИЗ становится очень востребован именно в ИТ-сфере. Любой современный бизнес завязан на софт. Проще говоря, без софта бизнесу не выжить. А в связи с текущей обстановкой с ним возникают проблемы. Появляются такие инновационные задачи, которых раньше не было, и которые не решаются прежними, наработанными за годы методами. Методология бизнес-ТРИЗ как раз и создана для того, чтобы решать нерешаемые с первого взгляда проблемы, которые раньше не возникали.

Алексей Благих. БИЗНЕС-ТРИЗ, vc.ru


Здесь важно отметить, что многократные попытки применения ТРИЗ в программировании пока что по результатам уступают другим развитым в этой области методологиям. Поэтому, в первую очередь, бизнес-ТРИЗ применяют для управленческих и организационных задач в ИТ-компаниях. Например, как снизить трудозатраты в проекте, как обратить все затраты на обучение сотрудников в прибыль компании и т.д.

Как работает бизнес-ТРИЗ и преимущества метода

В теории решения изобретательских задач для бизнеса существуют три базовых уровня:

  • Первый. На нем выявляются ключевые проблемы тормозящие бизнес и способы их устранения с минимальными затратами.
  • Второй. На этом уровне с помощью инструментов выявляются препятствия, тормозящие развитие систем бизнеса. А также ненужные, но требующие затрат элементы подсистем.
  • Третий. После отлаживания всех систем на этом уровне проводится анализ с целью прогнозирования дальнейшего развития продуктов, услуг и сервисов. Инструменты третьего уровня позволяют также провести оценку потенциальных рисков бизнеса.

Мой личный кейс. Недополученная прибыль от сайта по продаже бизнес-планов

Этим проектом я занимаюсь 15 лет. Когда-то это был один из первых таких сайтов в Рунете. Конкуренция была небольшая, сайт практически не нуждался в рекламе и приносил неплохой дополнительный доход. Всё время существования сайта я постоянно работал над его усовершенствованием и качеством предоставленных на нём продуктов.

Проблема

Подобных проектов становится всё больше, и конверсия сайта заметно снижается. Несмотря на качественные продукты, продажи упали. Встал вопрос, что делать? Закрывать этот бизнес мне не хочется, я верю в его доходность, а что ещё важнее, в его практическую пользу для покупателей. Нужно искать решение проблемы.

Я поставил перед собой чёткую задачу: непросто немного поднять конверсию, а увеличить её минимум в два раза. При этом сохранить идеальность существующей модели.

Формула идеальности в бизнес-ТРИЗ: (Создатели ценности — Редукторы ценности)/Затраты.

А это значит, что решение должно повысить ценность продукта, при этом не создать никаких редукторов (то, что снижает ценность для клиента), а лучше устранить старые, и при этом внедрение не должно требовать никаких затрат.

Пути решения

К поиску решения я привлёк экспертов бизнес-ТРИЗ, которые проходили курс обучения у нас. Сначала применили стандартный метод. Составили ОИП – описание инновационной проблемы. И выделили уже известные, очевидные решения:

  • Добавить ещё что-то в продукт. Не подходит, потому что требует больших затрат.
  • Улучшить дизайн сайта. Не подходит: это не даст значительного роста, но при этом потребует затрат.
  • Увеличить бюджет на рекламу. Не подходит: это требует больших затрат и не приведёт к росту прибыли.

Инструменты ТРИЗ для бизнеса

Через полчаса работы очевидные решения были исчерпаны. И пришло время анализа проблемы при помощи инструментов бизнес-ТРИЗ. Этот анализ показал, что перед тем, как вкладываться в дизайн или рекламу, нужно резко повысить ценность продукта для клиента.

Но как? Ответ, как оказалось, все пятнадцать лет лежал на поверхности. Нужно не улучшать свойства и так отличного продукта, а ответить на вопрос: зачем клиент покупает продукт?

Ответ очевиден – клиент покупает точно рассчитанный бизнес-план, чтобы зарабатывать. И ему нужна бизнес-модель в цифрах. Не дизайн обложки, не уверения, что внутри больше полезного, чем у такого же продукта от конкурентов, а конкретные цифры. Насколько больше сможет зарабатывать конкретный клиент и когда.

Причём эти цифры все эти годы уже были в материалах на сайте. Но они были не на видном месте, а на тех страницах сайта, до которых редко доходит потенциальный клиент.

Внедрение решения

После принятия решения мне потребовалось всего полчаса, чтобы вынести информацию с конкретными цифрами в заголовки основных страниц сайта. Через небольшое время я понял, решение было правильным на сто процентов. Конверсия покупок выросла в два раза и продолжает расти сейчас.

Насколько очевидным было это решение?

Когда проблема решается, ответ на поставленную задачу начинает казаться суперочевидным. Так ли это? Может быть.

Я пятнадцать лет занимался улучшением качества своего продукта, подразумевая под этим то, что клиент получит безупречный продукт. И совершенно упустил из виду, зачем клиенту этот продукт.

Сейчас, оглядываясь по сторонам, я понимаю, что 99% процентов бизнесов, допускают ту же ошибку. Имея реально хороший продукт, они фокусируются именно на его свойствах, а не на том, зачем он нужен. И недополучают из-за этого весьма приличные суммы.

Недополученная прибыль

С одной стороны, недополученная прибыль всегда кажется чем-то нереальным, из области фантазий. С другой, как и всё в бизнесе, она просчитывается при помощи несложных формул. Я всегда говорю: бизнес — это не предположения. Это всегда про чёткие цифры.

Исходя из несложных расчётов, с поправкой на инфляцию и растущую конкуренцию, мой бизнес недополучил порядка ста миллионов за пятнадцать лет. При чём здесь я взял минимальные цифры и значения.

И ещё один немаловажный для меня фактор. Я не могу точно сказать, как бы развивался этот бизнес, если бы позиционирование продуктов на сайте было бы таким, как сейчас. Вполне возможно, я бы интенсивнее развивал и масштабировал это направление. Эти потери просчитать невозможно, остаётся только принять как опыт.