Работу с возражениями демонстрирует Андрей Бубукин, генеральный директор «АБ-тренинг». Узнайте ответы на типичные отговорки клиентов, которые, с одной стороны, нуждаются в обучении персонала, с другой — сомневаются в правильности решения и не разобрались в своих потребностях. E-xecutive
Когда во время общения с моими возможными клиентами речь заходит о тренингах, я все чаще слышу: «Пробовали – не работает. Деньги на ветер!». Я глубоко убежден, что постоянное образование всех: от служащего базового звена до генерального директора, играет огромную роль в бизнес-процессах, поэтому я предлагаю разобраться в этом сложном вопросе.
План простой: сначала я расскажу о том, как клиенты воспринимают работу тренера с персоналом и каковы их основные запросы, потом обозначу общие проблемы, предложу возможные решения и, наконец, сделаю заключение.
Начну со стандартных запросов на тренинг, например, продаж. Хочу сразу оговориться – в мои намерения не входит «стричь под одну гребенку» абсолютно всех возможных клиентов. Люди, как известно, разные и подходы у каждого свои. Я просто привожу наиболее типичные примеры. Итак:
Пример №1
Клиент: наши менеджеры – опытные люди, давно работают, много чего знают и умеют, поэтому вполне достаточно кое-что подкорректировать по мелочам. Одного дня вполне хватит.
Мой комментарий: однако, опыт взаимодействия с большинством менеджеров по продажам уже в процессе первой диагностической сессии показывает, что это не так, и высокая оценка их профессионального мастерства – не более чем иллюзия руководителей. Конечно, везде есть гении продаж. И в то же время в большинстве случаев товар или услугу продает не столько мастерство сотрудников, сколько бренд, которому клиент доверяет. Или же клиент покупает потому, что ему нужен именно этот товар или услуга. И тогда сейлз-менеджер является не столько продавцом, сколько банальным оформителем сделки купли-продажи.
Пример №2
Клиент: нам не надо теории, которую наши сотрудники могут прочесть в книжках. Нам надо разбирать конкретные случаи (кейсы) и делать больше упражнений. За два дня они должны освоить основные навыки активных продаж.
Мой комментарий: согласен по вопросу теории. Само слово «тренинг» подразумевает действие, то есть отработку навыков в практических упражнениях. Однако, беда в том, что большинство сотрудников книжек (по профессии) не читает.
Часто в самом начале тренинга я спрашиваю участников о том, какие книги по профессии они могут назвать. И если один из 15 человек (!) поднимет руку и вспомнит какую-то книгу, которую он пролистал полгода назад, я бываю счастлив. И это не преувеличение. Можете проверить сами, задав этот вопрос своим сотрудникам. Любая тренинговая программа должна содержать сбалансированное количество теории и практики. Это первое.
Второе. Так называемые «кейсы» – обычно это примеры из «чужой» жизни и практики, имевшие место в другом контексте и окружении. Уверен, что многие со мной не согласятся, но чаще всего кейсы не работают.
Это как сдавать экзамены на водительское удостоверение по карточкам, тупо зазубривая варианты решения. А потом, когда люди оказываются в конкретной ситуации, они теряют ориентацию и не знают, что делать. Здесь важно научиться каждый раз решать задачу «с нуля», как в первый раз, и осваивать именно технологию решения задачи, а не зазубривать ответы.
И третье. Ни один даже самый гениальный человек не может за два дня освоить основные навыки, тем более в продажах. Такова наша природа. Кто не верит, я предлагаю за два дня попробовать освоить технику катания на сноуборде! Как вы думаете – получится? За два дня тренер может лишь сделать демонстрацию – показать, как тот или иной навык работает, и предложить методику освоения, а дальше уже дело за участником и его желанием отрабатывать их во время ежедневной практики уже «в поле». Чтобы навыки устойчиво закрепились, необходимо их практиковать от трех до шести месяцев.
Пример №3
Клиент: ваша задача их «зажечь», вдохновить, чтобы они пришли на работу с горящими глазами.
Мой комментарий: помню мою первую профессиональную стажировку за рубежом (я тогда работал в другой области). Я приехал окрыленный, и первое время порхал, как бабочка. А потом столкнулся с обычной нашей рутиной, нежеланием руководства что-либо менять, уже существующими «своими» правилами и постепенно все мое вдохновение сошло «на нет», потому что не было подтверждено мотивирующими факторами.
Достаточно часто у нас бывает то же самое и, попадая после тренинга в родное «болото», участники быстро остывают. Естественно, результат такого подхода – ноль. «Зажигать» (мотивировать на применение новых навыков и знаний) должен не тренер, а работодатель. У тренера другие задачи, хотя, конечно, градус энергетики на тренинге должен быть высоким.
Почему традиционные двухдневные тренинги не работают
Во-первых, это сам персонал. Часто в компании работают не самые лучшие, а самые удобные (не спорят, нравятся лично руководителю) и/или «дешевые». Обучить таких людей чему-либо достаточно сложно, потому что их в большинстве случаев и так все устраивает и что-либо менять в своей жизни они не хотят.
Во-вторых, выбор тренера. Руководители часто выбирают тех, кого лично знают, то есть – работают со «своими». Но это не значит, что тренер может быть максимально эффективным. Еще решающим фактором зачастую является «числом поболее – ценою подешевле», то есть, побольше тренинг-дней за минимальную цену.
Конечно, высокая стоимость работы тренера не является 100% гарантией качества, однако – это показатель высокой вероятности того, что тренинг будет эффективным. Иначе бы услуг тренера не покупали. Как говорят англичане, «я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». А они, как известно, народ практичный.
Я уже не говорю о том, что на рынке развелось огромное количество, с позволения сказать, «специалистов», которые тренерами не являются, но при этом прекрасно профанируют профессию. Я часто слышу от возможных клиентов: «Мы тут с одним работали – результатов никаких». А дальше идет самое страшное обобщение: «Ваши тренинги не работают!».
В-третьих, формат тренинга. Как я уже писал выше, традиционный двухдневный формат по большей части тем не работает, потому что развить у участников рабочие навыки за два дня невозможно.
Кроме этого, даже хорошие тренеры старой школы по-прежнему продолжают использовать устаревшие методики, работая, в основном, в формате семинаров и используя один флипчарт, в то время как современные техники ушли далеко вперед и воздействуют на все репрезентативные системы человека: визуальную, аудиальную и кинестетическую (вкус, обоняние и осязание), загружая участников по максимуму. Дополнительно можно использовать формат вебинаров.
Что делать?
Первое – ни в коем случае не прекращать обучение персонала, несмотря на кризис и острое желание сэкономить. Несколько лет назад, когда у General Motors возникли серьезные финансовые проблемы, и они были готовы объявить себя банкротами, их спасло, в том числе и то, что они резко увеличили бюджеты на обучение персонала клиентоориентированности. Продажи пошли вверх, и компания ушла от банкротства.
Второе – более тщательно подбирать персонал. С одной из техник рекрутинга я уже знакомил читателей в моей статье «Отбор кандидатов в стиле «квест».
Третье – внимательнее подходить к подбору тренера, возможно, попросить его провести демонстрационную мастерскую, чтобы убедиться в его профессионализме, не экономить, а искать разумные компромиссы. Тренеры – тоже люди и с ними всегда можно договориться.
Четвертое – чтобы тренинги были эффективными, необходимы три составляющие: обучение, внедрение, контроль.
- Обучение можно проводить в формате командного коучинга, а также мастерских. Каждая мастерская фактически является одним из тематических модулей тренинга, оформленная как конечный продукт. Длительность мастерской – от двух до четырех часов (в зависимости от сложности темы и активности участников). Мастерская может быть как тематически законченной, так и входить в серию занятий (от двух до восьми – обычно раз в неделю). Преимущество данного формата – более углубленная проработка темы, начало детальной проработки навыков уже на мастерской, растянутость во времени (если речь идет о тематической серии). Это позволяет участникам выполнять «домашние задания», отрабатывать полученные знания и навыки в период до следующей мастерской, получать от тренера и клиентов обратную связь и проводить техническую корректировку полученных навыков в ходе процесса отработки «в полях».
- Внедрение осуществляется на основе новых корпоративных правил (например, корпоративной книги продаж, составленной по рабочим материалам тренинга), которые рассматриваются как обязательные для исполнения. Оно может проходить, скажем, в форме супервайзинга как самим тренером (что дороже, но эффективнее), так и наставниками из коллектива (что дешевле, но менее качественно). Период внедрения частично будет пересекаться с периодом обучения и займет от трех до шести месяцев.
- Контроль – это важнейшая функция руководителей, задача которой заключается в том, чтобы все новые корпоративные правила, построенные на основе материалов тренинга, строго соблюдались.
Пятое – после тренинга пересмотреть систему мотиваций, больше поощрять тех, кто добивается новых результатов, используя предложенные технологии, чтобы у сотрудников не появлялось ощущения, что они опять «погружаются в болото».
В заключение хочу сказать, что тренинги работают и они эффективны. Вопрос в том, как их правильно организовать и насколько регулярно они проводятся. Как гласит слоган одной известной спортивной компании: «просто сделай это!».
Оставить комментарий