Важной функцией бюджета является контроль и анализ отклонений между фактическими результатами деятельности организации и данными бюджета. Контроль исполнения бюджета позволяет установить наиболее нестабильный вид бизнеса организации, выявить новые и перспективные направления деятельности, указать на слабые стороны в деятельности центров финансовой ответственности, определить переоценку отдельных составляющих бюджета.

Баумгартен Леонид Владимирович, канд. техн. наук, доцент Росиийского государственного социального университета. Опубликовано в журнал «Финансовый менеджмент» №2, 2008. Портал dis.ru.


Исследование отклонений начинают с наиболее важных показателей бюджета, например выявление отклонений от бюджета прибыли, а затем выясняют причины этого отклонения, анализируя отклонения объемов продаж, выручки от реализации, себестоимости. Для анализа отклонений прибыли от бюджета целесообразно использовать метод деления затрат на постоянные и переменные составляющие (метод «директ-костинг»). Переменные затраты туристической организации включают в себя прямые затраты на создание туристского продукта, оплату прямого труда (персонала, непосредственно занятого в создании туристского продукта), переменную составляющую общепроизводственных и коммерческих расходов. В свою очередь, постоянные затраты представляют собой сумму управленческих расходов, постоянной части общепроизводственных и коммерческих затрат. В результате определяются отклонения фактических данных от бюджета по объему продаж, выручки от продаж, переменным и постоянным расходам, маржинальному доходу, операционной прибыли. Например, если наблюдалось уменьшение фактической прибыли по отношению к данным бюджета, то появляется возможность выявить факторы, лежащие в основе этого факта (физический объем был меньше, а постоянные расходы выше запланированных данных).

Для формирования оптимальных бюджетов и оценки фактических результатов используются гибкие бюджеты. Гибкие бюджеты способствуют проведению более глубокого анализа результатов деятельности, так как их использование позволяет оценить затраты для различных уровней производства туров. Переменные затраты изменяются с изменением объемов туров, а постоянные затраты остаются одинаковыми в сравнительно большом отрезке времени. Гибкий бюджет позволяет определить возможные изменения прибыли при изменении объемов продаж (туров).

Гибкий бюджет составляется по видам туров, но в ряде случаев, когда туры мало отличаются по видам затрат и по выручке определяются нормы расхода на один усредненный тур и составляется гибкий бюджет в целом по всем турам.

Гибкий бюджет позволяет выявить существенно больше факторов, влияющих на основные контролируемые показатели, определить влияние отдельных видов переменных расходов на основные результирующие показатели, а также выявить возможности снижения общепроизводственных расходов.

Для выявления причин отклонений основных контролируемых показателей используются:

  • обычные приемы экономического анализа, состоящие в определении отклонений фактических значений показателей объема продаж, выручки от реализации, переменных и постоянных расходов и прибыли от их значений в основном и в гибком бюджете. При этом устанавливаются факторы, которые повлияли на изменение прибыли, в том числе, например, снижение объема продаж туров; снижение цены продаж туров; непропорциональное снижение переменных расходов объему продаж или увеличение постоянных расходов;
  • традиционные методы факторного экономического и финансового анализа, включая индексный метод, метод цепных подстановок или интегральный метод.

С помощью данных методов также можно выявить факторы, определяющие отклонения основных контролируемых показателей. Приведенные методы хотя и отличаются простотой, но дают расходящиеся результаты при изменении последовательности рассмотрения факторов, а также при изменении периода рассмотрения. Так, изменения в целом за год не будут совпадать с изменениями по кварталам в течение года. Для улучшения получаемых результатов, например в методе цепных подстановок, сначала рассматривают количественные (экстенсивные) факторы, а затем – качественные (интенсивные) и руководствуются следующими правилами:

  1. при определении величины влияния количественного фактора его приращение умножается на величину базового качественного фактора;
  2. при определении влияния качественного фактора его приращение умножается на отчетное значение количественного фактора.

Определение влияния объема продаж и затрат на отклонение прибыли от бюджета

При исходных данных, представленных в таблице 1, выявим влияние объема продаж, а также постоянных и переменных затрат на отклонение прибыли от бюджета. Переменные затраты туристической организации (456,6 тыс. руб.) включают в себя прямые затраты на создание туристского продукта (302 тыс. руб.), оплату прямого труда (110 тыс. руб.), переменную составляющую общепроизводственных (10,6 руб.) и коммерческих (34 тыс. руб.) расходов. В свою очередь, постоянные затраты (249,6 тыс. руб.) представляют собой сумму управленческих расходов (84 тыс. руб.), постоянной части общепроизводственных (81,6 тыс. руб.) и коммерческих (84 тыс. руб.) затрат.

экономический анализ

Из анализа данных таблицы 1 следует, что уменьшение годовой прибыли было связано с уменьшением объема продаж туров и возросшим значением постоянных расходов по отношению к плану. Для более детального анализа можно использовать методологию гибких бюджетов, которая позволяет не только сравнить фактические результаты с планом, но и сформировать оптимальные бюджеты для различных объемов продаж.

Формирование гибкого бюджета

На основе вышеприведенных данных рассчитаем нормы на один тур основных анализируемых показателей, сформируем гибкий бюджет и дадим анализ изменения прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Сформированный гибкий бюджет представлен в таблице 2. При использовании гибкого бюджета затраты определяются для различных объемов туров. Переменные затраты изменяются вместе с изменением объемов туров, а постоянные остаются неизменными.

экономический анализ

Среди рассматриваемых вариантов бюджета наиболее вероятным является второй вариант. Гибкий бюджет позволяет определить изменение прибыли при уменьшении объемов продаж туров. Так, согласно данным таблицы 2 при уменьшении объемов продаж туров с 905 до 700 (на 23%) прибыль снизится на 97 738 руб. (на 54%), а при увеличении объемов продаж туров с 905 до 1100 (на 21%) прибыль увеличится 51%.

Выявление причин снижения прибыли

Провести анализ причин снижения прибыли у туристической организации с использованием основного и гибкого бюджета методом отклонений и методом цепных подстановок. Исходные данные для анализа приведены в таблице 3. В этой же таблице приведены отклонения фактических значений показателей от гибкого бюджета и отклонения показателей гибкого бюджета от основного.

экономический анализ

Анализ данных таблицы 3 показывает, что уменьшение прибыли, равное 141,8 тыс. руб. (181,8 тыс. руб. – 40 тыс. руб. = 141,8 тыс. руб.), было вызвано следующими основными причинами:

  • снижением объемов продаж на 205 туров (905 ед. – 700 ед. = 205 ед);
  • снижением средней цены продаж одного тура с 981,2 руб./ед. до 928,6 руб./ед., т. е. на 52,6 руб.;
  • непропорциональным объему продаж снижением переменных расходов, которые должны были составить 353,17 тыс. руб. (456,6 тыс. руб. : 905 ед. Ч 700 ед. = 353,17 тыс. руб.), а составили 340 тыс. руб., т. е. снижение должно было составить 103,43 тыс. руб. (456,6 тыс. руб. – 353, 17 тыс. руб. = 103,43 тыс. руб.), а составило 116,6 тыс. руб. (456,6 тыс. руб. – 340 тыс. руб. = 116,6 тыс. руб.);
  • увеличением постоянных расходов на 20,4 тыс. руб. (270 тыс. руб. – 249,6 тыс. руб. = 20, 4 тыс. руб.).

Для определения влияния отдельных факторов на основные показатели деятельности туристической организации можно также воспользоваться методом цепных подстановок. С этой целью определим влияние изменения объема продаж на маржинальный доход (табл. 4).

Согласно правилу 1 метода цепных подстановок для определения влияния изменения объема продаж на маржинальный доход нужно приращение объема продаж умножить на удельный маржинальный доход основного бюджета, т. е. (700 ед. – 905 ед.) Ч 476,7 руб./ ед = – 97723 руб. = – 97,7 тыс. руб.

Сравнение данных гибкого бюджета и фактического выполнения плана показывает, как туристическая организация соблюдает нормативы расходов и удерживает плановые цены продаж. Согласно гибкому бюджету цена одного тура составляет 981 руб. (687 тыс. руб. : 700 ед. = 981 руб.), а в соответствии с фактическими данными – 928 руб. (650 тыс. руб. : 700 ед. = 928 руб.), т. е. уменьшение цены продаж составило 981 руб. – 928 руб. = 53 руб. Следовательно, из-за уменьшения цены тура туристическая организация по факту недополучила 37,1 тыс. руб. (53 руб. Ч 700 руб. = 37 100 руб.).

экономический анализ

Методом цепных подстановок можно также определить влияние изменения цены тура на выручку от реализации. Для этого используем правило 2 метода цепных подстановок, согласно которому приращение цены продаж надо умножить на цену продаж, т. е. (928 ед. – 981 ед.) Ч 700 ед. = = 37,1 тыс. руб. Следовательно, оба подхода обеспечивают одинаковые результаты.

экономический анализ

Определение норм затрат на величину переменных издержек

Определить влияние изменения удельных переменных издержек (норм затрат) на величину переменных издержек. Исходные данные для анализа приведены в таблице 6.

экономический анализ

Воспользовавшись правилом 2 метода цепных подстановок, определяем влияние изменения удельных переменных издержек (норм затрат) на величину переменных издержек:

(485,7 руб./ед. – 504,3 руб./ед.) Ч 700 ед. = – 13 тыс. руб.

Аналогично имеется возможность расчитывать отклонения по видам переменных постоянных затрат, видам туров, учитывать структурные сдвиги, а также выявлять резервы снижения общепроизводственных расходов.

Разработка прогнозного баланса

Разработаем трехлетний упрощенный прогнозный баланс основных показателей деятельности туристической организации, считая, что:

  • при разработке баланса можно использовать нормы, рассчитанные в таблице 2;
  • начиная с первого прогнозного года, начинается реализация нового тура, в результате чего общий объем продаж в данном году увеличится на 30%, постоянные затраты возрастут на 5%;
  • в последующих два года общий объем продаж будет возрастать на 15%, а постоянные затраты останутся на прежнем уровне.

С учетом приведенных исходных данных и данных таблицы 2 упрощенный прогнозный баланс приведен в таблице 7.

экономический анализ

От авторов сайта: это никак не баланс. Это прогнозный отчет о прибыли и убытках.

Анализ данных таблицы 7 показывает, что по отношению к базовому году прибыль организации в первом прогнозном году возрастет на 116,7 тыс. руб., во втором на – 200,6 тыс. руб., в третьем на 297,4 тыс. руб. При этом, если рентабельность продаж в базовом году составляла 20%, то в первом прогнозном году она возрастет до 25%, во втором – до 29%, в третьем – до 31%.

Литература

  1. Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии.: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2004.
  2. Практикум по финансовому менеджменту: учебно-деловые ситуации, задачи и решения / Под ред. Е.С. Стояновой. 3-е изд. доп. и перераб. – М.: Перспектива, 2000.
  3. Бернстайн Л. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  4. Козырева Т.В. Управленческий учет в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2005.