Два года назад экономисты Bloomberg Майкл МакДонаф и Боб Уиллис проверили, насколько подходят на роль опережающих индикаторов для американской экономики показатели отгрузки разных типов железнодорожных грузов. Символично, но наибольшую корреляцию с ВВП – 0,82 – показало изменение числа вагонов с ломом и прочими отходами, измеренное Американской железнодорожной ассоциацией (AAR).

Георгий Неяскинslon.ru. 26.07.2012


Мир с замиранием сердца ждет пятницы, когда будут опубликованы данные о росте экономики США во втором квартале 2012 года. Едва ли не более важным, чем информация по данному периоду, будет пересмотр более ранних показателей. Как правило, статведомство уточняет данные по объему ВВП и спустя несколько лет после отчетного периода, и новые цифры могут значительно изменить представления о развитии экономики в прошлом. Так, подлинную глубину рецессии 2008-2009 года американские экономисты смогли увидеть только в 2010-2011 годах, когда были опубликованы скорректированные данные.

опережающие индикаторы для американской экономикиЧтобы спрогнозировать динамику важнейших экономических показателей, таких как ВВП, экономисты пользуются всевозможными опережающими индикаторами: от динамики новых промышленных заказов и разрешений на строительство жилья до индекса S&P 500 и Baltic Dry Index. Однако и они далеко не всегда позволяют точно предсказать, в каком направлении будет двигаться экономика.

Два года назад экономисты Bloomberg Майкл МакДонаф и Боб Уиллис проверили, насколько подходят на роль опережающих индикаторов для американской экономики показатели отгрузки разных типов железнодорожных грузов. Результаты можно увидеть в инфографике на сайте агентства. Символично, но наибольшую корреляцию с ВВП – 0,82 – показало изменение числа вагонов с ломом и прочими отходами, измеренное Американской железнодорожной ассоциацией (AAR). Более «благородные» грузы – металлы и лесоматериалы – обладали меньшей предсказывающей способностью (0,79 и 0,73, соответственно).

В преддверии публикации очередного отчета о росте экономики США, МакДонаф опубликовал у себя в микроблоге более свежий график (см. ниже), из которого действительно видно, что «мусорный индикатор» и ВВП крупнейшей экономики мира переживали взлеты и падения рука об руку. Последний рассмотренный период – с начала июля до текущего момента (более ранние данные – поквартальные).

Динамика числа вагонов с отходами и ВВП США 1994–2012, %

американский ВВП стремительно сокращается

На графике также видно, что в первом квартале 2012 года два графика «разошлись» и показали разнонаправленную динамику. Впрочем, «еще не вечер»: как показал опыт кризиса, квартальный рост на 1,9% может быть сильно пересмотрен. Во втором квартале рынок ждет роста 1,8% по сравнению с январем-мартом в сезонно-скорректированном годовом выражении, однако «мусорный индикатор», демонстрирующий снижение аж на 3%, как бы намекает на оптимистичность этих прогнозов. Прямо-таки неуместную оптимистичность.