Прежде чем плотно взяться за анализ ошибок цикла продажи (он же цикл контакта) на сайтах, хотела бы обратить ваше внимание на то, что сайты устаревают. Примерно так же, как устаревает одежда или обувь. Конечно, процесс это более медленный и потому менее очевидный – но если взять сайты, сделанные 5 лет назад, то их отличия от новоиспеченных будет очень заметным. Интересно, что некоторые симптомы устаревания вполне поддаются формулировке, а некоторые, будучи отчетливо видны глазу, от четкого описания как-то ускользают. Поэтому надо смотреть и думать.


Для поиска сайтов 5-летней давности воспользуемся специфическим поиском – обратимся к результатам Седьмого Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт-2006» и посмотрим повнимательнее на те сайты-победители, которые за эти годы не изменились. И – отдельно – на те сайты, которые были переделаны «на новый лад». Причем – обратите внимание – при таком отборе мы не сможем ТОЧНО указать, какой их сайтов был переделан, ведь год создания на них либо отсутствует, либо стоит тот, давний. Мы просто рассортируем сайты на те, которые нам КАЖУТСЯ устаревшими, и те, которые воспринимаются как актуальные.

Вообще этот прием анализа очень эффективен и рекомендуется во всех случаях, когда надо понять, чем одна группа [людей, предметов] отличается от другой – в ситуациях, когда различие как будто видно, но непонятно, в чем именно оно заключается. Попробуйте, очень наглядно.

Вот перед вами подборка сайтов, которые выглядят – ну, несколько устаревшими:

сайты дизайн устаревший дизайн

Давайте выделим те внешние признаки, которые создают впечатление сайта, «вышедшего из моды»:

  • ОЧЕНЬ МНОГО ТЕКСТА. Это первое, что бросается в глаза. Поскольку текста много – владелец сайта хочет рассказать о себе/своем бизнесе как можно больше – текст очень мелкий.
  • Много текста трудно толково распределить по страницам, поэтому НАВИГАЦИЯ СЛОЖНАЯ и часто путаная. Фотографии слишком мелкие в данном случае, чтобы оценить путаность навигации, поэтому либо поверьте на слово, либо пройдите по ссылке на результаты конкурса и посмотрите сами. Смотреть можно как все сайты подряд, так и увеличить картинку – тогда будут видны адреса в командной строке, она оставлена специально для этого.
  • Мало иллюстраций и совсем нет видео. Это объясняется техническими особенностями того периода – медленной загрузкой, отсутствием видеосервисов и т.д. Все помнят, думаем.
  • Достаточно строгая цветовая гамма – на ней должен хорошо читаться все тот же обширный текст.

Итак, «устаревание» почти по каждому аспекту упирается в желание владельца сайта рассказывать, рассказывать и рассказывать о себе или своей компании – как можно больше, как можно больше разного. Что же пришло на смену?

Смотрим (вот здесь все результаты конкурса «Золотой сайт — 2012«):

Текста стало значительно меньше, что понятно даже по превьюшкам. Соответственно, стало больше картинок. Еще чуть-чуть — и видео будет обязательным элементом. Цветовая гамма стала ярче, навигация упростилась.

И здесь появляется первый замкнутый круг, который может быть «порочным кругом», а может – «кругом благоденствия».

Термин «круг благоденствия» ввел Дж. Сорос в своей первой книге «Алхимия финансов», чтобы показать, как при определенных условиях образуется устойчивое повторение процессов, благоприятных для экономики. Сайт – это, конечно, не вся экономика. Но для него тоже можно создать устойчиво повторяющиеся благоприятные цепочки событий и процессов!

Порочный круг образуется, если автор сайта (это может быть владелец, а может – другой человек по поручению) сокращает текст, не понимая смысла сокращения и не зная итоговой цели этого сокращенного текста. В этом случае посетитель не найдет на сайте того, что его интересует, и уйдет. Если это новый посетитель, то просто не задержится, если давний – того хуже, разочаруется. Это достаточно быстро скажется на конверсии посетителей в клиенты, и количество заказов/звонков сократится. Или они станут «холоднее». Или еще как-то – но в любом случае владелец сайта поймет, что происходит что-то не то, изменения сайта на пользу бизнесу не пошли.

Дальше возможны два варианта – (1) владелец поймет, что дело в неудачном сокращении текста, (2) владелец точный диагноз поставить не сумеет. Второй случай мы рассматривать не будем, потому что действия могут быть самые разные, хотя чаще не предпринимается никаких. Что закономерно – зачем менять, если не понимаешь что? А вот если неудачное сокращение текста было выявлено, то его снова переделают – но если к моменту этой переделки смысл и цель по-прежнему остались неясными, то событий пойдут по второму кругу, все такому же «порочному».

И наоборот – если текст сокращен корректно, из него убрано лишнее и добавлено (при необходимости) то, чего посетителю недоставало, образуется круг благоденствия: посетитель возвращается в компанию снова и снова, на сайте появляются новые материалы, подсказанные возвращающимися клиентами, они привлекают новых посетителей. Корректное сокращение сайта обязательно предполагает общий замысел, преследующий ясную цель. Общий замысел, в свою очередь, упрощает и проясняет навигацию. Значит, новые тексты или другие материалы понятно, куда добавлять.

Еще одна беда устаревших сайтов: поскольку они создавались в ту пору, когда последовательность изложения еще не была осознана в полной мере, в их контенте, а значит – в их навигации обычно чего-то не хватало. И когда требовалось что-то дополнить, вводили новые пункты меню и даже новые меню – сбоку, снизу, пару раз встретились «пополнения» даже в центре главной страницы. Сейчас переделка таких сайтов осознается из владельцами достаточно ясно, но главный тормоз – что делать с накопившимся «текстовым/содержательным багажом»? Как его разобрать, отделить нужное от ненужного? Наш ответ прост – посмотрите хотя бы видеоверсию Методики успешного сайта, если нет времени на всю Методику – то главы 7 и 9. Еще вариант – участие в вебинаре по проектированию сайтов. Желающие участвовать или получить его запись могут оставить свои пожелания на соответствующей странице в  Facebook.

Уважаемые читатели могут возмутиться тем, что мы так упоминаем нашу Методику успешного сайта. Что делать! Мы ее создавали именно потому, что устаревание сайтов стало очевидным, накопились, в общем-то, однотипные ошибки, и их пора исправлять. Более того – накопились не только ошибки, накопился и опыт. Знаем, что должно быть «на выходе» и где достаточно исправить, а где лучше сделать заново. Почему же мы не можем эти знания использовать для пользы многих?

Оставайтесь с нами!