Управленческий учет на предприятии необходим не сам по себе, а служит цели обоснования управленческих решений менеджерами всех уровней, оперативно предоставляя полную и достоверную информацию. Сфера применения управленческого учета — это планирование и контроль. Основные требования, предъявляемые к системе управленческого учета и отчетности, сводятся к следующему.
Bлaдимиp Павлович Caвчyк, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики и информационных технологий в бизнесе Одесского государственного политехнического университета. Элитариум
Процесс управления на предприятии обычно рассматривается как последовательное выполнение четырех управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль. Структура этого процесса в той или иной мере присутствует на любом предприятии, даже если оно не заботится о формальном соблюдении каждой отдельной компоненты. Трудоемкость обеспечения эффективного функционирования данной системы постоянно возрастает. Это связано с усложнением и повышением динамизма внешней и внутренней среды предприятия. Именно поэтому предприятиям необходимо совершенствовать системы обеспечения достоверной информацией процесса принятия текущих управленческих решений.
Управленческий учет на предприятии необходим не сам по себе, а служит цели обоснования управленческих решений менеджерами всех уровней, оперативно предоставляя полную и достоверную информацию. Сфера применения управленческого учета — это планирование и контроль.
Основные требования, предъявляемые к системе управленческого учета и отчетности, сводятся к следующему:
- краткость — информация должна быть четкой и не содержать ничего лишнего;
- точность — информация должна быть свободна от ошибок, не должна содержать подтасовок;
- оперативность — информация должна быть готова и доступна к тому времени, когда в ней возникает потребность;
- сопоставимость — информация должна быть сопоставимой по времени и по подразделениям;
- целесообразность — информация должна подходить для той цели, для которой она подготовлена;
- рентабельность — подготовка информации должна стоить меньше выгод от ее использования;
- нетенденциозность — информация не должна быть предвзятой;
- адресность — информация должна быть доведена до ответственного исполнителя, и при этом должна соблюдаться конфиденциальность.
Структурно систему управленческого учета можно представить в виде двух целевых блоков:
- учет текущего состояния ресурсов и задолженностей предприятия;
- учет издержек.
Фундаментальной частью системы управленческого учета является учет издержек и управление ими в процессе производства и реализации продукции. Необходимо подчеркнуть, что не существует некоторого общепринятого стандарта управленческого учета. Каждое предприятие должно само для себя сначала спроектировать, а затем и разработать систему, которая была бы наиболее удобной для целей оперативною принятия решений. Эта система должна обеспечить:
- знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
- прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные материальные и финансовые ресурсы;
- максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.
Основные преимущества эффективной системы управленческого учета.
- производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, более низких цен;
- наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей;
- возможность использования гибкого ценообразования;
- предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия;
- возможность оценки каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения.
В настоящее время существует большое число стандартизованных систем, которые более или менее комплексно решают проблему управления издержками в составе более общей системы управления предприятием.
Система управленческого учета текущего состояния ресурсов и задолженностей предприятия
Общее представление о системе учета и отчетности ресурсов предприятия дают следующие три положения, которые сформулированы в конструктивном стиле.
- Занимаясь основной деятельностью, предприятие регистрирует все события в специальных журналах учета хозяйственной деятельности.
- Через равные промежутки времени (ежедневно, еженедельно, ежемесячно) по данным журналов по направлениям деятельности составляются отчеты, в которых показана информация, относящаяся к данному направлению.
- Регулярно (ежедневно, еженедельно, ежемесячно) для высшего руководства составляются сводные отчеты, куда включается наиболее существенная информация из отчетов о хозяйственной деятельности.
Уже на первых этапах система управленческого учета и отчетности должна отсеивать лишнюю и ненужную информацию, а для этого требуется четкое определение, какая информация требуется для управления. Сам процесс отсеивания и упорядочения отличает исходные данные от информации, пригодной для принятия управленческих решений.
Рассмотрим примерную структуру системы управленческого учета и отчетности. В этой системе использованы два базовых понятия:
Сводка, или журнал регистрации — это документ (база данных), в котором отражаются все текущие изменения в состоянии соответствующего ресурса.
Отчет — это документ, в котором фиксируется состояние соответствующей сводки на определенный момент времени, например, на начало каждого месяца (или недели).
Система управленческого учета и отчетности должна охватывать все стороны деятельности предприятия, предоставляя менеджерам необходимую для управления информацию. Именно этим обстоятельством продиктован приводимый ниже перечень основных структурных составляющих системы:
- сводки и отчеты о продажах;
- сводки и отчеты о закупках.
- сводки и отчеты о дебиторской задолженности (отдельно указывается просроченная задолженность);
- сводки и отчеты о кредиторской задолженности;
- сводки и отчеты о запасах готовой продукции,
- сводки и отчеты о незавершенном производстве;
- сводки и отчеты о запасах сырья и комплектующих.
- сводки и отчеты о произведенной продукции;
- сводки и отчеты о бартерных сделках;
- сводный отчет;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о прибыли;
- баланс.
Важно отметить, что предприятие разрабатывает форматы этих документов для себя, т. е. руководствуясь соображениями наибольшего удобства и учитывая принятые на предприятии и зарекомендовавшие себя процедуры взаимоотношения по получению и обмену информацией.
Стратегия использования системы управленческого учета и отчетности такова, что:
- сводки (журналы регистрации) фиксируют состояние деятельности предприятия и регистрируют основные показатели этой деятельности в некоторых достаточно лаконичных числовых данных;
- отчеты фиксируют некоторые промежуточные итоги деятельности по отдельно взятым направлениям (например, состояние товарно-материальных запасов) и служат основой для принятия оперативных решений;
- сводные отчеты представляют комплексную информацию о результатах деятельности предприятия сразу по всем направлениям, и поэтому они служат основой для принятия стратегических решений высшим руководством предприятия.
Система учета издержек должна давать руководству точную, достоверную и оперативную информацию о расходовании ресурсов. Кроме общих сумм израсходованных ресурсов, хорошая система управления издержками отражает причинно-следственные связи между различными статьями издержек и отдельными бизнес-процессами предприятия.
Система учета издержек предприятия
Учет издержек базируется на концепции «центров затрат — центров прибыли». Центрами затрат в данном случае называются все организационно выделенные подразделения предприятия, по которым ведется учет затрат. Центры прибыли — это центры затрат, которые производят товарную продукцию. В течение периода затраты накапливаются на счетах центров затрат, а в конце периода осуществляется процедура пересчета (переноса) издержек. В конце пересчета все издержки должны быть отнесены на конкретный вид (или группу) товарной продукции.
Идеальной схемой учета издержек является схема, когда учет издержек ведется по основным бизнес-процессам предприятия. Функциональная организационная структура предприятия дает возможность увязать каждое подразделение с определенной функцией, что позволяет вести учет затрат по каждому подразделению и одновременно по каждому бизнес-процессу, выделив его в качестве центра затрат.
Информация об издержках должна не только давать представление об общем уровне затрат и общей прибыльности или убыточности деятельности всего предприятия, но и позволять анализировать и сравнивать отдельные виды продукции/услуг, отдельные подразделения (и соответственно менеджеров), отдельные виды деятельности (операции/работы) и потребление отдельных видов ресурсов. Для этого требуется учитывать, накапливать, анализировать и планировать издержки на достаточно подробном уровне. Чем подробнее уровень учета и анализа всех издержек, тем точнее могут быть получены результаты, но тем дороже это обходится пользователю.
Если учет издержек организован и ведется достаточно подробно, он также обеспечивает руководство предприятия статистикой, отражающей деятельность предприятия не в стоимостных, а в натуральных показателях, позволяя сопоставлять данные за длительные промежутки времени, независимо от изменений цен. Наличие подобной статистики также резко улучшает качество плановых показателей затрат и качество планирования в целом, что является необходимой предпосылкой для эффективного бюджетирования.
Точная информация о размере каждого вида издержек и о факторах, определивших размер таких издержек, позволяет руководству предприятия сконцентрироваться на причинах возникновения издержек и на снижении издержек путем влияния на причины их возникновения.
Программа преобразования действующей в настоящее время на предприятии системы учета издержек включает в себя следующее:
- разработка четырех справочников для классификации затрат но работам, ресурсам, местам возникновения затрат (МВЗ) и объектам затрат (ОЗ) с учетом особенностей организационной и производственной структуры предприятия;
- адаптация плана бухгалтерских и аналитических счетов под разработанные справочники;
- определение базовых параметров для групп косвенных затрат, по которым имеется неопределенность в ОЗ или МВЗ;
- определение процедур пересчета накопленных затрат по итогам отчетного периода с целью определения полной себестоимости товарной продукции и определения финансового результата;
- разработка структуры данных об издержках и основ документооборота с целью автоматизации процесса учета и анализа издержек;
- разработка требований к информационной системе и рекомендаций по настройке любой информационной системы для адаптации ее к предложенной методике учета и анализа издержек.
Наиболее целесообразным способом создания системы учета издержек является моделирование этой системы в среде некоторой системы управления. В этой связи предполагается произвести подробную классификацию основных видов издержек с учетом культуры существующей системы управленческого учета на предприятии. После того как высшее руководство или собственник предприятия примет решение о том, какая система будет использована для управления заводом, следует смоделировать систему учета издержек, которая будет служить базой данных для расчета себестоимости и проведения CVP-анализа (Cost Value Profit – затраты, объем, прибыль). Кроме того, эта система будет являться информативной основой для управления издержками.
В заключение отметим, что управленческий учет не является самоцелью, а служит средством для достижения успеха в бизнесе. Следовательно, не должно существовать таких понятий, как хорошая учетная практика и плохая учетная практика. О методах и системах учета следует судить в свете их влияния на успех предприятия.
Оставить комментарий