Еще одна статья о том, что кризис создает не только проблемы, но и возможности. Пусть еще одна, пусть — их много не будет. Предприниматели должны вернуться к истокам своей общественной функции — способности действовать в условиях риска. И начать таки действовать.

Дмитрий Хлебников | Независимый консультант по Business Development, Москва; кандидат физико-математических наук. Сайт Института проблем предпринимательства 2009

Послесловие авторов сайта 2021 года: занятно читать эту статью сейчас, когда ситуация и в западных странах, и в России существенно изменилась.


Даже во время экономического спада предприниматели руководствуются своими мечтами, стремясь расширить бизнес и упрочить его состояние. Например, такие компании, как Microsoft, Hewlett-Packard или FedEx, создавались в условиях экономического спада. Компания Apple, несмотря на откровенно депрессивное состояние экономики США в 2008 году, достигла потрясающих успехов, продавая совсем не дешевые электронные устройства на высококонкурентном рынке. Именно поэтому многие Генеральные Директора, с которыми я сегодня работаю, планируют использовать кризис для рывка вперед. Они заняты вопросами реструктуризации, считают кризис хорошим поводом для принятия жестких решений, грамотных с точки зрения дальнейшего масштабирования бизнеса, хотя и не всегда популярных. Многие руководители действуют согласно рекомендациям, данным в статье «Как быть готовым к кризису» еще в мае 2008 года. Вы удивитесь, но сегодня это приносит хорошие результаты.

В каких условиях приходится работать российскому бизнесу

Собственного опыта и экономических рецептов выживания в условиях кризиса у России пока нет. При этом опыт западных специалистов, компетентность которых отрицать невозможно, тоже не поможет российскому бизнесу. Они в своих рассуждениях ориентируются на либеральные экономики, условия работы в которых коренным образом отличаются от российских реалий.

Западная экономика опирается на крайне живучие, гибкие, мобильные и весьма многочисленные малые и средние предприятия, личную предпринимательскую инициативу существенной части населения. Крупный бизнес, в отличие от малого и среднего, практически не имеет преференций и государственной поддержки, постоянно находится под прицелом регулирующих органов и СМИ. В период кризиса основа государственной политики постиндустриальных стран – поддержка и стимулирование потребления. Достигается это путем снижения учетной ставки, повышения доступности кредитов, запуска экономики «снизу», от потребителя. Доступные деньги и государственные гарантии по кредитам раскручивают экономический маховик за счет активизации предпринимательства и роста спроса, что стимулирует производство, создание рабочих мест и в итоге оживляет экономическую активность.

В России ситуация прямо противоположная. Государственно-монополистическая экономическая модель построена на небольшой группе финансово-промышленных конгломератов, как правило, экспортно ориентированного сырьевого сектора, которые привыкли к сверхприбылям. Практически все компании малого и среднего бизнеса сегодня стали заложниками крупных сырьевых предприятий. «Газпром» чихнет, и вся экономика страны почувствует предынфарктное состояние. Государственные преференции и льготы расхватываются на лету крупными корпорациями и банками, не доходя до малого бизнеса и потребителей. В системе общественного распределения экспортных валютных доходов (главного на сегодня источника финансирования экономики) малый и средний бизнес получает крохи с барского стола. Да и ими приходится делиться с разнообразными «надзорными» и «контролирующими» органами. Малый и средний бизнес «кошмарят» все кому не лень, а основным конкурентным фактором стал пресловутый «административный ресурс».

Какие возможности дает ослабленная экономика

Внешняя экономическая среда оказывает серьезное влияние на бизнес, но недаром говорят, что кризис – время новых возможностей. Чтобы понять, каковы эти возможности, можно провести несложный анализ следующих факторов влияния экономической среды на предприятия малого и среднего бизнеса:

  • стоимость, наличие и доступность рабочей силы;
  • стоимость, наличие и доступность ресурсов (недвижимость, производственные мощности, сырье и материалы, оборудование и т. п.);
  • стоимость, доступность услуг сторонних подрядчиков (поставщиков, партнеров по кооперации, провайдеров профессиональных услуг) и их готовность к работе;
  • способность привлечь внешнее финансирование (соинвесторов) и стоимость финансирования;
  • доступность и процентные ставки обычного финансирования (кредиты, лизинг и т. д.);
  • предпочтения потребителей в использовании доходов и их потенциальные финансовые возможности.

Даже беглый анализ этих факторов показывает, что рецепты выживания и развития в кризисный период, действенные для развитых экономик, не всегда подходят России. Уже несколько месяцев у нас невозможно без отката в 10–15% получить кредит, поставщики предпочитают работать за предоплату в 100%, очень слаб рынок профессиональных услуг (юридический и бухгалтерский аутсорсинг, качественный консалтинг), потребители и потенциальные соинвесторы предпочитают хранить деньги в наличной валюте, голосуя таким образом за экономики других стран.

Однако даже слабая экономика открывает перед гибкими и динамичными российскими предприятиями хорошие перспективы. Сегодня традиционные крупные производители ведут себя крайне осторожно. Некоторые из них, находясь в тяжелом финансовом положении, нацеливают все свои действия на снижение издержек. Они начинают сокращать персонал и, соответственно, объем операций, сворачивать программы развития, продвижения и стимулирования спроса. В некоторых случаях происходит лихорадочное сокращение товарных запасов, товарных линий, закрытие торговых точек и отделений, даже приносящих прибыль.

В такой ситуации большинство потребителей не могут удовлетворить свои потребности и целые сегменты рынков начинают испытывать дефицит. При этом некоторые рыночные сегменты производители игнорируют только потому, что не желают рисковать. Это идеальная ситуация для завоевания рынков и возникновения новых, более современных инновационных компаний. Если бы традиционные поставщики обладали качественным топ-менеджментом, конкурентная борьба с ними была бы весьма сложным занятием. Однако не побоюсь утверждать, что отечественный топ-менеджмент подавляющего числа крупных предприятий, выросший на «административном ресурсе» и подковерных играх, некомпетентен.

В течение ближайших четырех – шести месяцев крупные интегрированные компании и конгломераты начнут, предположительно, распадаться. Собственники и инвесторы, напуганные кризисом, будут выделять отдельные предприятия и рыночные дивизионы в самостоятельные активы с целью их продажи или списания на них долгов. Тотальное невежество топ-менеджмента крупных компаний лишь усугубит положение таких бизнес-образований, расчищая целые рыночные сегменты для гибких и эффективных производителей. Одно дело управлять производством сырья или некачественных комплектующих, используя дешевую рабочую силу, практически даром доставшиеся производственные мощности, сырьевые источники и технологии. И совсем другое – брать на себя ответственность за состояние предприятия в конкурентной рыночной среде. Топ-менеджеров крупных компаний, которые умеют эффективно управлять, в России можно пересчитать по пальцам. Их предприятия в докризисное время росли быстрее фондовых индексов, в их отделах кадров стояли очереди, в их компаниях реализовывались коммерчески успешные программы развития. Эти компании стремились уйти от «низких переделов», они фокусировались на четко определенных сегментах (товарах) и не скупали на рынке все, что было доступно, они создавали новые рынки и новые продукты. Остальные же «топ-менеджеры», очевидно, будут разрушать своей неэффективностью сложившиеся сети кооперации, давая дополнительные преимущества тем, кто планирует будущее на горизонтах более широких, нежели один год.

В заключение следует сказать, что активным предпринимателям России, в отличие от их западных коллег, кризис может дать гораздо больше шансов. Это время новых возможностей, недоступных в условиях стабильной экономики. И выживет в кризис не тот, кто будет выживать, а тот, кто будет смотреть вперед, планировать рост и расширение объемов своих операций, кто будет стремиться завоевать освобождающиеся рынки, кто будет использовать положительные факторы внешней среды и смягчать отрицательные (см. таблицу).

анализ предприятий, планирование предприятия, предприятие, эффективность, предприятия, кризис россия, россия кризис, финансовый кризис в россии, кризис в россии, экономический кризис в россии,