Ответы на эти простые вопросы помогут вам определить, что и почему вы делаете… и что вам нужно делать вместо этого. Вы почувствуете не только рост эффективности, но и удовлетворение от того, что все наконец-то идет, как надо. «Пять важнейших вопросов о вашей организации» от Питера Друкера и еще шести гуру на E-xecutive.ru.
Питер Ф. Друкер, Джим Коллинз, Филип Котлер, Джеймс Кузес, Джудит Родин, В. Кастури Ранган, Франсес Хессельбейн «Пять важнейших вопросов о вашей организации», – М.: Юрайт, 2009
Самый важный аспект инструмента самооценки – это вопросы, которые он ставит перед нами. Ответы важны, они необходимы, потому что вам нужно действовать. Но гораздо важнее задать эти вопросы.
Питер Ф. Друкер
Вопрос 1: в чем наша миссия?
Размышляя над комплексным вопросом «В чем наша миссия?», примите во внимание дополнительные вопросы, которые могут помочь вам найти искомые ответы.
Чего мы хотим достичь?
- Как в настоящее время организация понимает свою миссию?
- В чем смысл существования организации?
- Почему вы занимаетесь именно этим делом?
- Чем, в конечном итоге, вы хотите запомниться?
Какие насущные вопросы и проблемы стоят перед организацией, какие открываются возможности?
- Какие сложности возникают перед организацией? Может быть, это вопросы, связанные с демографической ситуацией, новыми законами и постановлениями, развитием технологий, конкуренцией?
- Какие особенные возможности открываются перед организацией? Предложения партнерства и сотрудничества, появление передовых методов работы или новых подходов, возникновение новых социальных или культурных тенденций?
- Какие важные проблемы приходится решать организации? Может быть, это кадровые проблемы, проблемы, касающиеся взаимоотношений с местным населением или доли компании на рынке, роста стоимости услуг или изменений каналов дистрибуции?
Нужно ли пересмотреть нашу миссию?
- Есть ли необходимость менять формулировку миссии? Да или нет, и почему?
- Какие положения миссии, если бы возникла такая необходимость, вы бы переписали или коренным образом изменили?
- В чем заключались бы основные преимущества новой миссии? Почему вы так считаете?
- С какими проблемами вы, вероятно, столкнулись бы в случае утверждения новой миссии? Наряду с кем? Почему? Какие шаги следовало бы предпринять, чтобы осуществить эти изменения?
Вопрос 2: кто наш потребитель?
Отвечая на вопрос: «Кто наш потребитель?», рассмотрите ряд дополнительных вопросов, которые могут помочь вам найти ответы, которые вы ищете.
Кто наш потребитель?
- Составьте список тех, кто пользуется услугами или продукцией организации, В случае некоммерческого учреждения выделите в этом списке первичного потребителя — людей, чья жизнь изменилась благодаря деятельности организации. Если компания коммерческая, выделите в списке тех, кто является первичным потребителем сейчас, и определите, может и будет ли этот потребитель удовлетворять организацию в будущем, с учетом демографической ситуации и других факторов. Что касается государственных организаций, то в этом случае первичный потребитель, как правило, определяется законодательством или решением правительства.
- Составьте список вторичных потребителей, желания которых должны быть удовлетворены: добровольцы, участники, партнеры, спонсоры, учредители, сотрудники и т.д., как внутри, так и за пределами организации.
- Что ценного мы предоставляем каждому из этих потребителей?
- Наш потенциал, наши знания и ресурсы сопоставимы с запросами этих потребителей? Если да, то в какой мере? Если нет, то почему?
Изменились ли наши потребители?
Если потребители изменились, то в чем именно?
Подумайте об этом со следующих точек зрения:
- демографические характеристики (возраст, пол, раса, этническая принадлежность);
- базовые потребности (воспитание, кров, повседневная забота и т.д.);
- количество (увеличение, уменьшение);
- физическое и психологическое состояние (например, наркотическая зависимость, проблемная семья);
- другие аспекты (например, место проживания, место работы).
- Каковы последствия этих изменений для вашей организации?
Следует ли нам изменить состав потребителей?
- Должна ли наша организация обслуживать другие группы потребителей, и если да, то какие? Почему?
- Чем может быть им полезна наша организация?
- Следует ли нам отказаться от обслуживания каких-либо существующих групп потребителей, и если да, то каких?
- Почему? Может быть, изменились их потребности? Наши ресурсы слишком ограничены? Другие организации более эффективны? Их потребности не соответствуют миссии нашей организации или уровню ее компетенции?
Вопрос 3: что ценит потребитель?
Работая над комплексным вопросом: «Что ценит потребитель?», примите во внимание ряд дополнительных вопросов, которые могут помочь вам найти искомые ответы.
Что ценит наш потребитель?
- Размышляя о ценности, подумайте, что делает организация для удовлетворения той или иной конкретной потребности первичных потребителей или какие уникальные, недоступные в других местах преимущества она им предлагает. Опишите вкратце, какие ценности создает организация для каждой группы первичных потребителей.
- Размышляя о ценности, определите, что делает организация для удовлетворения характерных потребностей вторичных потребителей или какие уникальные, недоступные больше нигде преимущества она им предлагает. Опишите вкратце, какие ценности создает организация для каждой группы вторичных потребителей.
- Каковы долгосрочные цели наших потребителей, и благодаря каким способностям и навыкам организация может помочь им достичь желаемого?
- В какой мере нашей организации удается обеспечивать потребителей тем, что каждый из них считает ценностью?
- Как знания о предпочтениях и ценностях потребителей влияют на принятие решений в тех сферах, которые перечислены ниже?
- Товары или услуги.
- Набор персонала.
- Обучение.
- Инновации.
- Фонд развития.
- Маркетинг.
- Другое.
- Какими средствами, как внутренними, так и внешними, вы можете воспользоваться, чтобы определить уровень удовлетворенности ваших потребителей? В частности, должны ли вы провести исследование лишь среди нынешних потребителей или также среди тех, кто больше не пользуется вашими услугами?
- Что является ценностью для наших вторичных потребителей?
- Если это дарители, то представляет ли для них ценность признание или ощущение того, что их вклад помогает решить проблемы общества?
- Если это добровольцы, то жертвуют ли они своим временем потому, что хотят получить новые навыки, найти новых друзей или почувствовать, что помогают изменить к лучшему жизнь людей?
- Если это родственники человека, относящегося к первичным потребителям, то знаем ли мы, каковы их ожидания в отношении этого члена семьи?
- Если это дистрибьюторы или кто-то из наших поставщиков, то как их потребности и ограничения связаны с их миссией, прибыльностью и целями?
Вопрос 4: каковы наши результаты?
Размышляя над вопросом «Каковы наши результаты?», обдумайте ряд дополнительных вопросов, которые могут помочь вам найти нужные ответы.
Каково наше представление о результатах?
- Ответив на первые три вопроса Друкера, касающиеся миссии, потребителей и ценности, считаете ли вы необходимым пересмотреть свое представление о результатах? Да или нет, и почему?
- Что вы будете понимать под «результатами» в будущем?
В какой степени мы достигли этих результатов?
- Учитывая ответы на вопросы предыдущего раздела, в какой степени наша организация достигла этих результатов?
- Какие практические шаги или программы в основном способствовали (или мешали) достижению этих результатов?
- Как вы будете оценивать результаты в будущем, количественно и качественно?
Насколько хорошо мы используем свои ресурсы?
- Насколько эффективно наша организация использует человеческие ресурсы: добровольцев (волонтеров), совет, персонал и так далее? Что указывает на это? Как организация должна поступать?
- Насколько эффективно наша организация использует финансовые ресурсы — деньги, недвижимость, инвестиции, пожертвования? Что указывает на это? Что следует делать организации? (41)
- Насколько тщательно мы следим за ценностью и позиционированием своего бренда и обещанием бренда?
- Каковы результаты усилий организации по привлечению спонсоров и сохранению отношений с ними? Почему?
- Как организация определяет и разделяет результаты своей деятельности со спонсорами? Следует ли ей изменить свои методы? Да или нет, и почему?
- Другие подобные организации более эффективны в использовании своих человеческих и финансовых ресурсов? Удается ли им привлечь больше спонсоров и лучше удовлетворять их потребности? Эффективнее ли их руководство? Если да, то почему? Чему мы можем у них научиться?
Вопрос 5: каков наш план?
Отвечая на комплексный вопрос: «Каков наш план?», подумайте над следующими дополнительными вопросами, которые могут помочь вам найти нужные ответы.
Чему мы научились и что можем предложить?
- Перечислите важнейшие уроки и резюмируйте, к каким шагам они нас подводят.
- Подумайте, какая информация может быть полезна не только для деятельности, находящейся в сфере вашей ответственности, но также для планирования дальнейшего направления и деятельности организации в целом.
На чем нам следует сосредоточить свои усилия?
- Перечислите сферы, которые, по вашему мнению, должны стать центром внимания вашей группы или зоной вашей ответственности. Кратко сформулируйте свои мотивы и определите, насколько каждый из них соответствует миссии.
- На основании полученных знаний перечислите те сферы, на которых, по-вашему, должна сосредоточиться организация. Приведите свои обоснования и отметьте, как они соответствует миссии.
Должны ли мы что-либо делать иначе?
- Существуют ли программы, виды деятельности или запросы потребителей, которые организация должна включить в спектр внимания?
- А от чего ей следует отказаться?
- Стоит или нет обращаться к другим организациям за помощью в выполнении задач, которые мы не можем эффективно и успешно выполнить самостоятельно?
- Почему мы не можем выполнить работу самостоятельно?
Каков наш план достижения организационных результатов?
- Следуя каким целям, мы сможем достичь желаемых результатов?
- Если говорить о некоммерческих организациях, какие цели (основные задачи) могут изменить к лучшему жизнь людей и помогут нам выполнять миссию?
- Какие практические шаги, поддающиеся измерению, будут способствовать выполнению нашей задачи?
- Какие потребуются ресурсы для достижения этих целей, выполнения задач и реализации практических шагов?
- Каковы сроки выполнения работы?
- Кто будет нести ответственность и отчитываться за достижение той или иной цели, выполнение той или иной задачи и реализацию того или иного действия?
- Какие кадры необходимы для выполнения этого плана?
- Как мы оценим и измерим результаты?
Каков мой план достижения результатов в русле деятельности моей группы или деятельности в сфере моей ответственности?
- Составьте список действий, которые вы уполномочены предпринимать, а также список предложений, которые требуют одобрения членов совета и персонала.
- Установите сроки одобрения и внедрения.
- Определите, чья поддержка из числа персонала вам необходима.
Оставить комментарий