Навигация по сайту – пожалуй, самый темный вопрос во всем сайтостроении. Необходимость навигации вызвана тем, что посетителю надо переходить с одной страницы сайта на другую.
Полный список публикаций цикла о доверии к сайту:
- Почему теряется доверие к сайту?
- Почему теряется доверие к сайту? Продолжение.
- Почему теряется доверие к сайту? Навигация.
- Почему теряется доверие к сайту? Дизайн.
- Нужна ли для доверия к сайту обратная связь?
- Самый сильный фактор доверия
- Доверие сначала, регистрация потом
Необходимость же перехода, в свою очередь, вызвана тем, что на сайтах не приняты длинные тексты – их разбивают на страницы. Но страницы сайта – не страницы книги, их можно листать произвольно. И навигация нужна владельцу, чтобы осмысленно вести посетителя сайта по его содержанию. Посетителю же навигация нужна, чтобы быстрее найти то, что его интересует – или как можно быстрее понять, что здесь нужного ему нет.
При таком подходе мы легко можем вообразить, как владелец сайта и его посетитель могут найти удовлетворительное для обеих сторон решение:
Посетитель сайта | Владелец сайта |
Ищет решение своих проблем | Показывает, что понимает проблемы клиента. Показывает решение проблем клиента |
Ищет поставщика решения | Доказывает свою надежность и компетентность как поставщика |
Ищет затраты на решение своих проблем | Указывает стоимость своих услуг, хотя бы примерно, и обосновывает целесообразность этих расходов. Или указывает условия, при которых расходы становятся целесообразными. |
И так далее. |
Из этого сравнения понятно, что посетитель ищет в первую очередь контент, а не навигацию. Навигация – штука вспомогательная. И мы даже можем предположить, что «туманность» навигации обусловлена в первую очередь непоследовательностью контента.
Если контент последователен, у него есть цель и своего рода сюжет, который к этой цели ведет, то сделать удобную навигацию не так сложно. даже если она будет не идеальной – само содержание поможет.
Непоследовательный контент = непоследовательной технологии = утрате доверия уже на стадии знакомства с сайтом. Надеемся, что доверие на вашем сайте теряется не настолько, чтобы посетитель отказался с вами иметь дело.
Поэтому только во вторую очередь проблемы навигации связаны с навигацией как таковой – сколько сделать меню (чаще всего два – горизонтальное и одно боковое), делать ли раскрывающиеся списки и т.д.
Правда, остается еще один ма-аленький нюансик: встречаются неудачные названия рубрик (пунктов навигации), когда посетитель ожидает от этого пункта меню одного, а находит совсем другое. Но это уже в третью очередь.
Схематически проблемы навигации можно изобразить вот так:
Т.е. сильнее всего на достижение цели сайта влияет полнота и последовательность его контента (содержания). Если изначально это содержание создавалось по плану, учитывало все этапы цикла продажи, то и с навигацией все в порядке. Если же тексты появлялись по типу «это надо… вот это тоже вроде надо… клиенты об этом часто спрашивают» и на каждое «надо» создавался отдельный пункт в том или ином меню, то результаты бывает путаный. Например, как на сайте уже однажды упоминавшейся компании SEOcopywriting, по-прежнему занимающей почетное первое место при поиске по словам «навигация по сайту»:
Конечно, наши читатели в этом месте наверняка хотят увидеть и примеры хорошей навигации. За ними дело не станет – если ограничить себя Интернет-магазинами или другими сугубо продающими сайтами. Например, латвийский сайт крупного рижского кинотеатра Citadele – все понятно, читай, покупай:
Но найти хотя бы один сайт компании, продающей сложные услуги – консалтинговой, клининговой, инженерной и т.д. – мне не удалось. Поэтому в следующих выпусках мы продолжим разговор о цикле контакта с посетителем.
Оставить комментарий