Сложившаяся практика российских таможенных органов становится барьером для развития инновационных и высокотехнологичных производств в России. Создание Таможенного союза лишь обостряет эту проблему — Казахстан и Белоруссия оказываются привлекательнее для инвесторов. В этой ситуации наглядно проявляется экономическое влияние политических решений.

Максим Рубченко, редактор отдела экономики журнала «Эксперт»


Издержки, связанные с пересечением таможенной границы, носят подчас непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств, — заявил Дмитрий Медведев на совещании, посвященном вопросам инвестиционного климата. — Эти проблемы затрагивают и отечественных производителей, включая потенциальных экспортеров высокотехнологичной продукции. Финансовое бремя экспортных процедур, сроки оформления поставок, сложность механизмов экспортного и валютного контроля — все это ставит нас в очень сложные условия, мы просто проигрываем по отношению к нашим конкурентам».

белое солнце пустыни верещагинДля бизнеса российская таможня — то же самое, что ГИБДД для автолюбителя: принцип «не заплатишь — не поедешь» и тут и там является определяющим. С Федеральной таможенной службой (ФТС) ситуация даже хуже, поскольку у нее есть план по перечислению сборов в бюджет, и именно по цифрам этих перечислений в первую очередь оценивается работа таможенников. Следствием чисто фискального подхода к таможенным вопросам закономерно оказываются, с одной стороны, драконовское администрирование, с другой — тотальная коррумпированность системы.

Например, ФТС уже много лет добивается права приостанавливать ввоз любых брендовых товаров при подозрении, что они являются контрафактом. Несмотря на то что законодатели и правительство регулярно отказываются официально закрепить за ФТС такое право, на практике ввести в Россию брендовый товар без задержки на таможне почти невозможно. Как результат, по оценке таможенных брокеров, до 80% одежды и обуви, красующейся в российских бутиках, ввезено по «серым» схемам — за взятки таможенникам. И уже как норма воспринимается абсурдная по сути ситуация, когда ввозить товар по «серым» схемам оказывается проще и выгоднее, чем по закону, — импортер освобождается от большой головной боли, связанной с проверкой документов или с искусственным затягиванием сроков их оформления таможней (что в конце концов может вылиться в простой машины или в дополнительные расходы на хранение груза на складах временного хранения). Мало того, «серые» документы, как правило, оформляются таможенниками вне очереди, в обход «белых» импортеров (предприниматели отмечают, что таможенные посты обычно берутся за «серые» поставки охотнее, а вот заставить их правильно растаможить груз, оформленный по закону, нередко бывает проблематично).

Борьбу с коррупцией на таможне власти ведут много лет, впрочем, без особого рвения и без заметных результатов — пока таможня давала более 40% доходов федерального бюджета, все остальное чиновников мало беспокоило. Однако сегодня ситуация резко изменилась. Во-первых, предприниматели, которых достал таможенный беспредел, начали использовать в своих целях кампанию по развитию инноваций и завалили правительство жалобами на то, что таможня препятствует ввозу в страну высокотехнологичного и инновационного оборудования. Во-вторых, создание Таможенного союза сделало вполне реальной опасность бегства многих российских компаний, зависящих от импорта товаров или оборудования, в Казахстан, где таможня гораздо лояльнее к бизнесу. На упомянутом совещании по улучшению инновационного климата министр экономразвития Эльвира Набиуллина подчеркнула, что международный рейтинг России по показателю простоты таможенных процедур сильно уступает рейтингам и Казахстана, и Белоруссии.

В Кремле адекватно оценивают изменение ситуации. «Всем понятно, что работа таможенных служб стран — участниц Таможенного союза это не просто налаживание кооперационных связей, а, по сути, часть конкуренции за экономического оператора, — заявил Дмитрий Медведев. — В случае изменения маршрутов товаропотоков, а это возможно, за ними, естественно, тянется цепочка логистического бизнеса, а затем подстраивается и производство. Очевидно, что операторы внешнеэкономической деятельности будут стремиться туда, где таможенные процедуры более понятны, более прозрачны и где финансовая нагрузка, связанная с их прохождением, менее обременительна».

Обеспечить эффективное функционирование таможни в новых условиях должно, в частности, принятие закона «О таможенном регулировании», который призван заменить действующий сейчас Таможенный кодекс. Планировалось, что закон вступит в силу уже с 1 июля, однако из-за развернувшейся межведомственной борьбы его принятие отложили на осень. «ФТС, которая сначала предложила свою версию законопроекта, исходила из того, что все основные вопросы в сфере таможенного законодательства нужно отдать для ведомственного нормотворчества самой ФТС, — объясняет Галина Баландина, партнер “Пепеляев групп”, курирующая практику таможенного права и внешнеторгового регулирования. — Для бизнеса это означало бы неопределенность и нестабильность. Кроме того, сыграло роль накопленное недоверие к таможенной службе: в последние годы нормативные и иные документы, принимаемые ФТС, основываются на критериях удобства проведения контроля, причем контроля тотального, когда каждое указываемое в таможенной декларации сведение необходимо подтверждать десятком документов, справок, заключений. В законопроекте Минэкономразвития (принятом в первом чтении 18 июня. — Эксперт”) было предложено согласовывать ведомственные акты ФТС с Минэкономразвития, Минтрансом, другими ведомствами, с тем чтобы министерства оценивали степень их влияния на бизнес, обсуждали с заинтересованными деловыми кругами. Насколько мне известно, сейчас в качестве альтернативы предлагается вменить ФТС в обязанность проводить обсуждение с бизнесом проектов нормативных актов, а по особо чувствительным для бизнеса вопросам поднять уровень правового регулирования до актов правительства».

Однако главной реформой в функционировании таможни может стать озвученный президентом отказ от фискального приоритета в работе ФТС. «В последние годы на первый план у нас всегда выходила задача денег побольше собрать, это правда, — заявил Дмитрий Медведев. — Но это еще не все, и все-таки задача таможни далеко не только фискальная, и в значительной мере не фискальная». Звучит обнадеживающе, но вот насколько реально избавление таможни от задач пополнения бюджета? «Я считаю, что такие ожидания должны оправдаться, — говорит Галина Баландина.— Во-первых, задача качественного улучшения таможенного администрирования ставится первыми лицами государства в связи с самыми важными для страны вопросами — модернизацией, инновациями, инвестициями. Это означает, что за решение этих задач с таможни будут спрашивать. Во-вторых, возникает та самая конкуренция, которая во многих сферах является двигателем прогресса: конкуренция юрисдикций государств — членов Таможенного союза. От этого уже не отмахнешься, здесь уже бизнес голосует своим капиталом. В-третьих, правительством наконец-то принято решение о присоединении России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. А это означает, что Россия возьмет на себя юридические обязательства следовать международным стандартам в сфере таможенного администрирования, где главные ориентиры — создание надлежащих условий для развития внешней торговли, разумная достаточность (неизбыточность) таможенных процедур, выборочность таможенного контроля, уважение интересов бизнеса в сфере торговли и транспорта».