Когда стоит полностью переосмыслить концепцию и смысловые составляющие бренда, а в каких случаях достаточно изменить визуальные элементы фирменного стиля?

Роман Горбачёв, генеральный директор, Логомашина, Санкт-Петербург, e-xecutive.ru


По наблюдениям в нашей дизайн-студии, только один лид из 20 понимает, чем отличается ребрендинг от рестайлинга, а редизайн от ребрендинга. Давайте разберем каждое из явлений и на примерах посмотрим, когда компании проводят подобные изменения.

Что такое ребрендинг и зачем он нужен

Если говорить кратко, то ребрендинг – это полная смена концепции бренда. Важное отличие в том, что при ребрендинге происходит не только масштабное изменение дизайна бренда, но и корректировка его смысловых составляющих: философии, миссии и позиционирования.

Ребрендинг – это достаточно закономерный процесс для развивающейся компании. Его цель – показать внутренние изменения, укрепив позицию бренда и его продуктов на рынке, а также повысить лояльность потребителей.

Что может подтолкнуть к ребрендингу компании и его продуктов?

1. Изменения внутри компании

Любая компания, продукт или услуга имеют свой жизненный цикл. И когда приближается момент его спада, компании начинают активно внедрять инновации: создают новые продукты, меняют вкус, цвет и другие качественные характеристики, открывают новые магазины – проще говоря, делают все, чтобы вернуть былую славу на фазе активного роста. Ребрендинг, в свою очередь, помогает компаниям отразить эти изменения в визуальной коммуникации.

В пример приведу петербургскую сеть пекарен-кондитерских «Буше». На протяжении многих лет она росла и развивалась, но существующая на тот момент айдентика перестала отражать ценности компании. Ребрендинг в 2018 году стал логичным продолжением развития сети.

«Буше» до ребрендинга 2018 года

«Буше» после ребрендинга

В новом брендинге команда поставила условный знак равенства между Петербургом и «Буше», так как большая часть деятельности сети посвящена именно городу.

Или взять сегодняшний «Сбер». Быстрый рост экосистемы потребовал нового подхода к организации портфеля брендов. Однако компания ассоциировалась в большей степени только с банковскими услугами. Поэтому они начали работу над трансформацией бренда. В процессе «Сбербанк» изменил не только логотип и другие фирменные элементы, но и нейминг с позиционированием. В «Сбере» удалось сохранить свои основные ценности и в то же время придать бренду дух новаторства и вдохновения.

Логотип «Сбербанка» до и после ребрендинга

2. Выход на новый рынок и смена аудитории

Если компания расширяет аудиторию, выпускает новый продукт или выходит на новый рынок, ребрендинг зачастую становится неотъемлемой частью этих процессов.

Авиакомпания «S7», которая раньше носила название «Сибирь», в 2003 году начала масштабный ребрендинг для выхода на международный рынок. Поменяли буквально все – философию, позиционирование, название и дизайн.

Авиакомпания «Сибирь» до ребрендинга

После ребрендинга

С помощью яркого дизайна и новой идеологии у авиакомпании получилось отстроиться от конкурентов и успешно выйти на новый рынок.

3. Изменение запросов целевой аудитории и устаревший дизайн

Вкусы потребителей могут меняться по разным причинам: появляются новые продукты, изменяется покупательская способность населения, ценности и образ жизни потребителей. Это же касается и визуальных предпочтений: то, что было новым и инновационным, переходит в разряд традиционного, а потом и вовсе устаревает. Через ребрендинг компании внешне показывают, что они живы, растут и развиваются.

В начале 2021 года Burger King объявил о первом полноценном ребрендинге, который затронул все каналы взаимодействия с потребителями: от логотипа и упаковки до рекламной стратегии.

Burger King после ребрендинга

Логотип Burger King до и после ребрендинга

Изменения компании символизируют приверженность к digital-технологиям, улучшенные стандарты вкуса и качества продуктов без консервантов, а также амбиции компании в сфере устойчивого развития.

Что такое рестайлинг и зачем он нужен

Рестайлинг – это изменение только фирменного стиля бренда, не затрагивая концепцию и смыслы. Его основная цель – подстроить визуальные элементы компании под новые тренды и состояние рынка, освежить бренд и повысить к нему интерес со стороны целевой аудитории.

Так, «Яндекс» провел рестайлинг своей айдентики. Компания добавила в логотип букву «Я» в красном круге и изменила шрифт, а также убрала из поисковой строки форму стрелки.

Логотип «Яндекса» до и после рестайлинга и новая поисковая строка

В то же время «Яндекс» не проводил глобальных изменений – общая концепция и философия остались. Но рестайлинг помог освежить фирменный стиль компании, объединить все продукты в единое целое и напомнить о себе.

Использование фирменных элементов после рестайлинга

Что такое редизайн и зачем он нужен

Редизайн – это изменение отдельных частей фирменного стиля бренда. Чаще всего редизайн касается логотипов, но может проводиться и для носителей фирменного стиля (упаковки, визиток и подобного), сайтов или социальных сетей. Редизайн дает новое дыхание знакомым визуальным элементам, чтобы бренд вновь напомнил о себе.

Редизайн логотипа Google

В начале 2021 года McDonald’s представил новый дизайн упаковки своих продуктов. Дизайнеры решили избавиться от текста в пользу иконок: новая графическая система послужила единым визуальным каркасом для различных продуктов бренда. В то же время логотип и другие фирменные элементы остались неизменными.

Упаковка до редизайна

Упаковка после редизайна

Если еще раз и кратко

Ребрендинг – это полная смена концепции бренда, включая в себя и смысловые, и визуальные элементы.

Рестайлинг – это изменение только фирменного стиля бренда, которое не затрагивает философии и позиционирования компании или продукта.

Редизайн – изменение отдельной части общего фирменного стиля бренда: логотипа, упаковки и других визуальных носителей.