Сегодняшний наш пост — не о создании сайтов, а о создании своего имиджа в социальных сетях. Надо сказать, что им мало кто озабочен: обычно социальные сети используют для искреннего общения. Между тем именно в социальных сетях хедхантеры ищут кандидатов на лакомые должности! И если новая работа — актуальный для вас вопрос, спонтанность стоит взять под контроль. Если же этот вопрос для вас неактуален, прочитайте статью под углом понимания, как формировать впечатление о себе.

Галина ДрагунE-xecutive.ru


Изменение предпочтений рекрутеров

Интернет постепенно перетягивает на себя одеяло не только личной, но и профессиональной жизни менеджера. Здесь общаются на специализированные темы, находят партнеров и рекомендуют сотрудников. И если вы не хотите пропустить интересное карьерное предложение, нужно изучить, как рекрутеры действуют в сети, на вашей территории, как попасть в их поле зрения и при этом не спугнуть одним неверным движением. Секреты хантинга в сети – в этом материале E-xecutive.ru.

Исследования американской компании Jobvite показывают, что 92% работодателей в Штатах использовали в 2012 году или планируют использовать в будущем социальные сети для поиска персонала. Разнообразные опросы российских нанимателей демонстрируют разброс мнений: от 19 до 73% отечественных организаций идут в соцсети за кандидатами на вакантные должности. Конечно, пока рано впадать в паранойю по поводу тотальной слежки за вашим аккаунтом. Но по признанию самих HR-ов, социальные сервисы – один из основных инструментов поиска персонала в настоящий момент. Он не заменяет всех остальных, но постепенно завоевывает внимание менеджеров по подбору. Для его обозначения на западе прижилось понятие «сетевой рекрутинг» (social recruiting).

Рекрутинг в сети, или Где на вас охотится HR

Каналы сетевого рекрутинга

Куда только не идут менеджеры по подбору персонала, чтобы найти первоклассного сотрудника! Все известные социальные сервисы используются рекрутерами в поиске, конечно же с учетом специфики каждого из них.

Сообщения в Twitter о вакансии – короткие и емкие. Главная задача – оперативно распространить весть о поиске нужного и исключительного профессионала. Социальная сеть, состоящая из миллиарда микроблогов, радушно принимает любую новость, о которой необходимо моментально оповестить как можно большее число людей. В свою очередь кандидаты, заинтересованные в смене работы, во-первых, могут быть подписаны на аккаунты кадровых агентств, карьерных сайтов, во-вторых, будут обращаться к поиску. Потому компании необходимо информировать о появившейся вакансии, заинтриговать, не упустить важные детали. И уместить свое сообщение в 140 символов. При продвижении вакансии следует учесть, что кандидат скорее будет отслеживать аккаунты, агрегирующие большой поток вакансий, нежели следовать за большим числом различных компаний, работа в которых ему может быть интересной. Зато сам посыл сообщения, выбор хештегов, нацеленные на нужную аудиторию, могут помочь менеджеру и должности найти друг друга.

Аудитория Facebook – одна из самых интересных для компаний и рекрутеров в частности. Пользователи этой сети отличаются более высоким уровнем образования, обширными профессиональными интересами и к тому же (доказано) проводят много времени онлайн. Каждая уважающая себя компания торопится завести в соцсетях страницу или группу имени себя, чтобы «продвигать бренд» и «рассказывать пользователям о превосходном качестве и безграничном ассортименте товаров». При грамотном подходе и достаточном приложении сил и умений это даже может вылиться в небольшое точечное медиа, рассказывающее об определенной отрасли или увлечении, стиле жизни или виде товаров. Правда это вряд ли поможет рекрутеру в поиске хороших специалистов. Страница или группа, нацеленная на поиск сотрудников для компании, должна «продвигать» не продукт, а коллектив, профессионализм, карьерный рост, корпоративную культуру. Возможно, кандидату будет полезно узнать, как в команде принято проводить праздники, как ценят вклад менеджеров в общее дело, какие ценности транслирует миру организация. В этом контексте сообщение о вакантной позиции будет выглядеть гармонично.

В январе 2013 года Facebook представил новый умный поиск Graph Search. Этот сервис позволит создавать индивидуализированные запросы, оценивая социальный вес сообщений, которые генерируют сами участники сети, а также характеристики стороны, осуществляющей поиск. К примеру, Graph Search сможет найти для вас «друзей, которые хотят сменить работу», «программистов Java в Москве» и другое. Пока он доступен только пользователям в США и в бета-версии, но, возможно, в будущем наверняка станет неплохим инструментом поиска для HR-ов отечественных компаний.

Сложно сказать, насколько успешно удается рекрутером искать сотрудников среди более молодых и активных пользователей Вконтакте. К этой аудитории нужен особый подход, поскольку они ничего не принимают на веру, ко многим сообщениям относятся с большой долей цинизма и безразличия. Возможно, их получится заинтересовать стажировками, мастер-классами, конкурсами, вакансиями со свободным графиком и частичной занятостью.

Социальная сеть LinkedIn находится в приоритете у рекрутеров, поскольку она изначально заточена на обРекрутинг в сети, или Где на вас охотится HRмен контактами и профессиональное общение. Профиль, похожий на резюме, система рекомендаций, а также визуализация связи с тем или иным человеком, который вам интересен, способствует популярности сервиса как инструмента поиска менеджеров. Преимущество LinkedIn также в международном масштабе охвата пользователей. Здесь стратегия компании (рекрутера) может немного отличаться. Необходимо не информировать, а общаться, вступать в диалог, делиться полезным с профессиональной точки зрения контентом, рекомендовать коллег и консультантов. Большое количество неупорядоченных групп может сбить с толку, но если выбрать сообщество с подходящей целевой аудиторией, эта сеть может стать местом занимательного профессионального общения и принести важные контакты и знакомства.

Для поиска работы и профессиональных целей полезным может оказаться сервис ResumUP, создатель которого Евгений Барулин делился внутренними механизмами и секретами в интервью E-xecutive.ru. Пользователь ResumUP может самостоятельно составить графический вариант резюме, поделиться им в других социальных сетях. Преимущества сервиса в том, что он нацелен на визуализацию не только накопленного опыта, навыков и умений, но и карьерных перспектив кандидата.

Как кандидату использовать соцсети в своих интересах

Во-первых, быть зарегистрированным во всех существующих сервисах. Правило простое: если какой-то канал для вас закрыт, значит вместе с ним отсекается и весь поток информации, распространяющийся по нему. Не обязательно быть активным провозвестником соцсетей, наполнять свой аккаунт публикациями и дискуссиями, дружить со всеми компаниями нужной вам отрасли. Достаточно грамотно пользоваться поиском, быть подписанным на группы и страницы, полезные для профессионального развития и построения карьеры.

Пожалуй, активным и заинтересованным в поиске работы менеджерам можно порекомендовать радикальные методы. Если вы давно мечтали о работе в определенной компании (точно знаете, что это желанная карьера), то все в ваших силах. Можно подписаться на обновления страниц сотрудников организации (в первую очередь из интересующего вас подразделения или департамента). Как правило, руководители не всегда возлагают поиск менеджера в свой отдел на плечи HR-а, зачастую действуют своими силами. И тогда для вас главное не пропустить желанное сообщение о вакансии.

Евгения Маркова, директор по маркетингу и PR Cornerstone: «В нашей компании для поиска кандидатов на долю социальных сетей приходится примерно 15-20% общей поисковой работы, большая же часть отводится на личные контакты, а также собственную базу данных, наработанную за годы присутствия на рынке. Если говорить о кадровом поиске в социальных сетях, то чаще всего HR-специалисты используют LinkedIn и Facebook. Для расширения сети профессиональных контактов, поиска новых предложений и обсуждения бизнес проектов в профессиональных группах, на мой взгляд, пока не придумали ничего лучше LinkedIn. Не секрет, что в данной профессиональной сети есть возможность рекомендовать и быть рекомендованным, что, по сути, превращает ваш аккаунт в интерактивное онлайн-резюме. Британские аналитики выяснили, что пользователь социальной сети Facebook в среднем проводит по 30 минут в день на всей территории покрытия, тогда как участники LinkedIn на сайте проводят в среднем не более 7 минут в день. Это показывает, что Facebook больше используется для развлечений, а LinkedIn для получения бизнес-информации. Поэтому, если рекрутеру необходима профессиональная информация о ваших карьерных успехах, образовании, деловых качествах кандидата – помогает LinkedIn. При поиске с помощью определенных фильтр-инструментов можно сортировать профили по компании, отрасли, названию позиции. Таким образом, за короткий промежуток времени HR-специалист может сформировать пул кандидатов. А вот для сбора личной информации на помощь приходят Facebook и «Вконтакте».

К основным методам поиска кандидатов относятся публикация вакансий в социальных сетях, перепост сообщений в профильные сообщества, а также адресная публикация позиций в специальных группах, направленная на конкретную целевую аудиторию, поиск среди друзей и знакомых. Если рекрутеру требуется закрыть стандартную позицию, на помощь придут базы данных, вроде HeadHunter и Superjob. Для закрытия сложных и топовых позиций нередко применяются методы поиска в профессиональных социальных сетях вроде LinkedIn, где поиск узкоспециализированного кандидата, как говорят, – ювелирная работа.

Пользователям стоит учесть следующие правила.

  1. Во-первых, не забудьте написать о себе, своем образовании и подробнее о трудовом стаже. Очень важно не перегружать свой профиль ненужной информацией, фото должно быть только деловым, а резюме состоять из важных фактов: выполненных проектов, достижений.
  2. В целом профиль должен быть корректным, четким, весомым и впечатляющим!
  3. Если говорить о развлекательных сетях, вроде Facebook или «Вконтакте», где рекрутер собирает персональную информацию о вас, то стоит «профильтровать» открытую информацию, которая поможет сформировать ваш имидж.
  4. Чтобы оценить, как выглядит ваше присутствие в сети, регулярно задавайте поиск по своему имени.
  5. Так вы сможете понять, каким вас видит рекрутер. Рекомендуем следить за «открытостью» альбомов с личными фотографиями, если вы не хотите, чтобы подробности вашей личной жизни стали достоянием работодателя.
  6. В целом достаточно воздержаться только от совсем уж нескромных и неоднозначных кадров, а также быть сдержанным при публикации статусов: радикальные или нецензурные выражения сформируют нелицеприятную характеристику».