Новый год – праздник ритуальный. Для Нового года есть много примет, обычаев, как проводить, как встретить и что перед ним делать на этой границе между прошлым и будущим. И вот на днях в одной из рассылок пришло описание интересного новогоднего ритуала. Предлагается взять листок бумаги, разделить его на две части и в одной части написать, «что я хочу оставить в уходящем году», а во второй части – «что я забираю с собой в новый год». Писать рекомендуют не раздумывая, разрешив себе мечтать о самом хорошем, и не особенно себя контролируя. В течение дня рекомендуется пополнять получившийся список и параллельно с этим проводить еще одну работу, похожую на ревизию, — с благодарностью думать о том, что у вас есть сейчас, за что вам стоит этот год благодарить.

И вот при чтении описания этого ритуала (а его стоит, наверное, провести) подумалось, что мы можем сделать своим читателям небольшой новогодний подарок – рассказать о нашей технологии изменения сайтов. Почему это связано с новогодним ритуалом? Потому что первый этап работы над изменением сайта очень на этот ритуал похож.


На первом шаге то, что мы делаем, – это пишем, что мы хотим на нашем сайте видеть. Причем пишем, как рекомендовано – отпустив воображение и контроль и не особенно раздумывая над системностью. Получается список, который имеет смысл держать возле компа и периодически пополнять. С другой стороны, мы еще смотрим на наш старый сайт и оцениваем, что с этого старого сайта мы хотим забрать с собой в новый. Это не обязательно должны быть тексты и уж тем более не обязательно – целые страницы. Это вполне могут быть какие-то впечатления, отдельные рисунки, что-то неуловимое.

Но эти два списка – пожалуй, единственное, что объединяет технологию изменения сайтов с ритуалом. Потому что, начиная со второго этапа, технология становится очень строгой.

И вступает в свои права она с распределения наших пожеланий (что хотим и что берем из старого) по циклу контакта (напоминаем, что он описан в 7 главе Методики успешного сайта, которая есть в видеоверсии и в продвинутой электронной книге).

Удобнее всего это сделать в табличке:

Этап цикла контакта

Содержание этапа

Цитаты из интервью

Оценка имеющегося контента

Проблемы клиента Что волнует клиента, ради чего он пришел на сайт? Он должен узнать себя в этом описании. Варианты: хорошо, лишнее, дополнить, переписать
Возможные решения проблем клиента – вообще все. Как можно решить эти проблемы? какие достоинства, недостатки и ограничения у каждого решения?
Предлагаемое решение В чем оно заключается? Чем лучше всегда или чем лучше для определенной группы клиентов, в определенный момент или в определенных условиях? Какие требования предъявляет к клиенту или еще к чему-то?
Предлагаемый поставщик (мы) Почему надо выбрать нас в качестве поставщика?
Сделка Призыв к контакту – заключить сделку, связаться по телефону, скайпу, написать, скачать, ответить и т.д.
Результаты решения Что получили другие клиенты? Что должны получить вы с учетом ваших условий? Что гарантируется, а что – не очень?
Повторный контакт Призыв к обратной связи после решения проблемы – неважно, успешного или нет.

Потом мы в получившемся списке распределяем имеющиеся материалы по циклу контакта, по его этапам: «Вот каждый шаг, пользуйтесь, пожалуйста». Когда мы распределим материалы, то увидим, какие этапы оказались у нас дефицитными – материала не хватает, и мы должны его дополнить, а где материала оказалось слишком много и чувствуется, что он лишний. В этом случае у нас есть три варианта:

  • материал просто сократить;
  • какие-то куски объединить, избавившись от дублирования;
  • материал просто убрать.

Вообще надо сказать, что на сайте всякое сомнение трактуется как «нет». То есть, если мы сомневаемся, нужен ли нам этот материал на сайте или нет, то мы его убираем. Если мы сомневаемся, убирать ли материал, мы его оставляем.

  • Подумалось, что совет, скорее, универсальный…

И еще один критерий, который мы можем предложить для оценки, убирать материал или оставлять, касается структуры web-страницы (подробно и понятно анализируется в бесплатном разделе Методики успешного сайта). Как вы помните, там у нас есть пять элементов: функционал, описание, дизайн, навигация и мусор, и нужно действовать в соответствии с критериями отнесения материала к этим элементам. Если это для пользы клиента (функционал, достигает цели) – оставляем; если это для короткого описания нашей компании, помогающего посетителю ориентироваться – оставляем; для красоты или для радости — оставляем; для перехода со страницы на страницу – оставляем. Все остальное – убираем не дрогнув.

В итоге у нас все этапы цикла контакта должны быть заполнены равномерно или с некоторым преобладанием материалов о наших решениях и о нас как о поставщиках.

После того как мы распределили материал по циклу контакта и привели его в порядок, сделали этапы цикла соразмерными, мы переходим к навигации. К этому моменту у вас уже есть полное понимание, сколько на сайте должно быть страниц, какого размера тексты на них и что есть кроме текста. При таком понимании распределить страницы по меню не составит особенной проблемы. После разработки меню и соответствующей карты сайта, возможно, придется еще раз пересмотреть контент, что-то дописать и подправить, но это уже будет техническая работа.

После этого вы сможете перейти собственно к сайту — заказать дизайн, если хотите профессионально, или сделать его самим, допустим, в WordPress, обратиться к верстальщику.

Вот, собственно говоря, и все:

В описании процедура выглядит логичной и на самом деле таковой является. Но опыт подсказывает, что зачастую владельцу сайта сделать это трудно – просто потому, что он не видит себя со стороны. Он соскальзывает с описания выгод продукта на описание или технологии, или технических преимуществ (несколько примеров разницы между ними посмотрите, пожалуйста, здесь). Он нетвердо держится на позиции покупателя, и вместо того, чтобы говорить о его, покупателя, нуждах, говорит о себе, но при этом стесняется себя хвалить – такой вот парадокс.

Поэтому обращайтесь, мы поможем. В преддверии Нового года мы завершаем первые наши проекты по изменению сайтов, и в начале следующего года появятся соответствующие рассказы и иллюстрации, а пока – поздравляем Вас с Наступающим!

И – небольшой подарок на Новый год – только сегодня Вы можете заказать бесплатный анализ одного сайта, не обязательно своего, или получить скидку в размере 10% на изменение своего сайта в течение 2012 года!

Пишите, заказывайте! Торопитесь, предложение действует только сегодня!!!