Прошлый выпуск закончился вопросом о том, какой же этап цикла контакта вызывает у посетителя сайта наибольшее доверие к владельцу сайта – человеку или компании, стоящей за сайтом. Конечно, судить об этом мы можем только по ответам наших респондентов, а их с точки зрения статистики совсем немного, да и состав у них своеобразный. Своеобразие состава заключается, во-первых, в «источниках респондентов», во-вторых, в большой группе представителей одной компании. Как так, — спросите вы? – одна компания с разными сайтами, да еще в большом количестве?
Полный список публикаций цикла о доверии к сайту:
- Почему теряется доверие к сайту?
- Почему теряется доверие к сайту? Продолжение.
- Почему теряется доверие к сайту? Навигация.
- Почему теряется доверие к сайту? Дизайн.
- Нужна ли для доверия к сайту обратная связь?
- Самый сильный фактор доверия
- Доверие сначала, регистрация потом
Поясняю.
Первая группа респондентов присоединилась к акции по бесплатному анализу сайтов через Facebook, т.е. это люди, которые так или иначе с нами знакомы лично – или очно, или через этот самый Facebook. Вторая группа пришла через Twitter с исходной подачи Дмитрия Кота – но, как это и бывает в Twitterе, многие через третьи, а то и пятые «руки». Респонденты «второй волны» зачастую не знали вообще, кому они доверяют анализировать свой сайт! И тем не менее доверяют – спасибо им за эту смелость.
Но в этой «второй волне» оказалось 11 сайтов, посвященных продукции Vision (10 проанализированы и входят в анализ, 1 не входит в итоговые результаты акции, т.к. заявка на анализ поступила уже после ее окончания, с заметным опозданием). Сайты в массе своей слабоватые и могут быть разделены на несколько групп по допущенным на них ошибкам, но широкому кругу читателей это уже вряд ли интересно. Важно то, что ошибки не только различаются, но и повторяются – а потому искажают результаты нашей небольшой выборки. И там, где это искажение принципиально, показатели сайтов Vision из общих результатов исключались. Поэтому количество респондентов в одних таблицах и графиках будет равно 46, а в других – 36, на те самые 10 меньше.
Эти цифры появятся через пару абзацев, а пока не будем томить читателей ответом и покажем – доверие к сайту успешнее всего появляется тогда, когда на сайте присутствует УМЕРЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ ПОСЫЛ. Смотрите:
Причем включение или исключение сайтов Vision на этот вывод не влияет, в процентах распределение остается примерно тем же самым.
Как интерпретировать полученные результаты? Получается, что доверие формируется («да» и «скорее да» по оси Х), когда на сайте торговый посыл ЕСТЬ, но не слишком навязчивый. Если же он слишком сильный (обозначен как «хороший» — но это оценка посыла, а не сайта вообще) или слабый/отсутствует, есть риск доверие у посетителя не сформировать. Почему именно – зависит от каждого конкретного сайта. Но однозначно, если посетителю продукцию на сайте продают слишком настойчиво, он ей не верит. Ассоциирует со впариванием и прочими радостями навязчивого сервиса.
Прекрасную комбинацию составляет умеренный торговый посыл с общим видом и стилем сайта, которые соответствуют специфике бизнеса:
Строго говоря, по этому графику хорошо видно, что сайты, ОБЩИЙ ВИД которых не соответствует специфике бизнеса, доверия не вызывают вообще. И самая частая ошибка при технически качественном и дорогом дизайне – это подбор иллюстраций, которые не вызывают ассоциаций с данным бизнесом. Полбеды, если вызываемые ассоциации нейтральны, хуже, если они ассоциируются с другой сферой. Об этом мы писали уже в заметке о дизайне сайтов, но это настолько важно, что хочется привести еще пример.
Проведем поиск по слову «логистика» — оно выбрано потому, что за ним могут стоять самые разные бизнесы, от транспорта до образования на разных уровнях. И принципиально важно, чтобы сайт в первые же моменты (правило 5 секунд) вызывал НУЖНЫЕ ассоциации. Первым в списке стоит статья из Википедии, вторым – учебный центр. А вот на третье месте нечто с названием «логистика» и таким же неопределенным адресом «startlogistic». Заходим… смотрим:
Чем занимается эта компания?
Если смотреть совсем издалека, то часами. Если поближе, то как будто транспортом. Если вчитаться – то категорически непонятно, как будто просто набор каких-то информационных материалов. Т.е. к неопределенному дизайну добавляется еще отсутствие цели и контактов.
Но вернемся к факторам формирования доверия. Для него обязательна СВЯЗКА нормальной навигации и более или менее приемлемых текстов. Почему именно связка? Потому что человек как потребитель информации очень чувствителен к наличию или отсутствию некоего, если можно так выразиться, «общего сюжета». Об этом знают все мало-мальски толковые редакторы сборников материалов – газет, журналов, сборников тезисов и пр. Даже если у редактора нет возможности отобрать нужные ему материалы, он старается расположить их внутри сборника так, чтобы образовать логическую линию.
В известном смысле это напоминает требование, чтобы блоки сайта образовывали ясно видимую общую линию, для этого даже придумана модульная сетка сайта.
И если авторы сайта имеют сквозной замысел предъявления информации посетителям сайта (мы настоятельно рекомендуем Методику успешного сайта с описанным в 7 и 9 главах циклом контакта с посетителями, там сквозной замысле сформируется практически сам собой), то создать соответствующую этому замыслу последовательную и понятную навигацию совсем несложно. А вот если сквозного замысла нет, то все упирается в уровень последовательности изложения, который образовался в итоге. Часто случайно. Полученный набор текстов может быть упорядочен при помощи продуманной навигации + изначально продуманная навигация все-таки какой-то порядок задает. Но может быть и наоборот – навигационный хаос замаскирует даже тот порядок, который в текстах как будто был.
Получаются следующие комбинации:
Навигация | |||
Последовательная | Неупорядоченная | ||
Тексты | Последовательные | Информация на сайте воспринимается легко и формирует доверие. В сочетании с торговым посылом средней настойчивости цель сайта достигается успешно. | Достоинства текстов могут быть сведены практически на нет. |
Разрозненные | Посетителю такая комбинация не нравится, но ситуация очень легко может быть скорректирована при помощи толкового копирайтера. | Формирование доверия маловероятно. При такой комбинации текстов и навигации цель сайта зачастую тоже не осознается, ее достижение всерьез не проектируется. |
Думается, наш общий подход «нужные ассоциации – последовательный контент – умеренный торговый посыл» читателю уже понятен. Тем не менее в следующих наших заметках мы будем приводить еще примеры и объяснять вновь появляющиеся нюансы. Поэтому ждем ваших комментариев и вопросов!
Оставить комментарий