Сталкиваясь с задачей формирования управленческого баланса (в том числе для системы бюджетирования) многие приходят к пониманию, что традиционный формат баланса плохо приспособлен для целей управления. В статье рассмотрен отработанный подход к формату управленческого баланса, позволяющий органично встроить его в систему управленческого учета, делающий работу с форму простой и эффективной. Кроме того, предлагаемый подход находится в русле последних тенденций развития международных стандартов отчетности.
Андрей Вихров, руководитель направления, дирекция по экономике и финансам, Объединенная металлургическая компания. Портал Корпоративный менеджмент.
Зачем нужен управленческий баланс
Наверное, нет смысла объяснять необходимость использования управленческого баланса — напомним лишь основные его задачи.
1. Задача управления активами и обязательствами
- Баланс показывает, куда вложены средства, взятые у поставщиков капитала (акционеров, кредиторов), а также кто ими управляет. Добавив к анализу отчет о прибылях и убытках, можно также оценить эффективность управления и сравнить получаемую отдачу со стоимостью капитала.
- Элементы баланса порождают будущие денежные потоки. Без использования баланса проблематично составить план денежных потоков.
2. Задача прогнозирования финансового состояния. Такая потребность есть как у менеджмента, так и у кредиторов. Кредиторы, особенно в последнее время, очень внимательно следят за финансовым состоянием заемщиков, устанавливая соответствующие ковенанты. Компания, которая способна управлять балансом, в том числе качественно планировать его показатели, имеет гораздо меньше рисков получить проблемы с кредиторами
3. Задача балансировки. Наличие прогнозного баланса позволяет использовать в бюджетной системе двойную запись, которая дает гарантию, что бюджет сбалансирован и ничего не потерялось. Например, если планируемая оплата меньше закупки, в балансе появится обязательство — кредиторская задолженность.
Что требуется от формата управленческого баланса
Формат баланса должен позволять эффективно решать стоящие перед ним задачи. Если последние две задачи не предъявляют значимых требований к формату, для эффективного решения первой структура баланса должна отвечать следующим требованиям.
- Прозрачная связь с другими формами отчетности. Необходимо, чтобы пользователь смог увидеть взаимосвязь элементов баланса и других форм отчетности — отчет о доходах и расходах (ОДР), отчет о движении денежных средств (ОДДС), не прибегая к сложным вычислениям1.
- Удобство разделения на объекты управления. Структура баланса должна просто и удобно разделяться на объекты управления — виды деятельности и центры ответственности.
- Поддержка управления эффективностью. Баланс должен позволять управлять эффективностью вложенного капитала.
Бухгалтерский баланс как управленческий — можно, но неэффективно
В теории управленческого учета наработано множество подходов к отчетности о прибылях и убытках и сейчас мало кто станет использовать для целей управления непосредственно бухгалтерский отчет. При этом в том, что касается бухгалтерского баланса, классические модели управленческого формата отчетности отсутствуют.
Поэтому если компания чувствует необходимость управлять балансом, приходится брать бухгалтерский баланс (неважно, по российским или международным стандартам) и пытаться его доработать — например, расширить аналитику. Это было бы не так страшно, если бы структура бухгалтерского баланса могла в принципе подходить для целей управления.
К сожалению, это не так. Проблема в том, что структура бухгалтерского баланса оптимизирована под потребности внешних пользователей и заточена в первую очередь на оценку рисков (ликвидности, платежеспособности).
При этом уже и внешних пользователей такая структура перестает удовлетворять, что породило проект по реформированию МСФО в части форматов представления отчетности (см. приложение 1).
Даже если просто формально проанализировать приведенные выше требования, легко убедиться, что бухгалтерский баланс им не удовлетворяет.
- Отсутствует простая, интуитивно понятная связь с другими формами, в первую очередь ОДДС. Для того чтобы перейти от баланса к ОДДС, необходимо построить целую систему формул, причем опирающихся не на разделы, а на отдельные строки. Это серьезно затрудняет анализ и делает практически невозможным понимание связей для нефинансовых менеджеров.
- Отсутствует возможность легко «разломить» баланс на центры ответственности, виды деятельности, поскольку его разделы слабо связаны с объектами управления. Для разделения по объектам управления всегда приходится «крошить» его по статьям, что также не добавляет прозрачности.
Все это приводит к тому, что управленческий баланс, построенный по форме бухгалтерского, остается чужеродным элементом в системе управленческой отчетности, понятным только продвинутой части финансистов.
Виды деятельности — каркас компании
Как же сделать баланс эффективной составляющей управленческой отчетности, достойным компаньоном таким эффективным и понимаемым далеко за пределами финансовой службы отчетам, как ОДР и ОДДС?
Для этого достаточно перестроить его формат таким образом, чтобы главным элементом стал вид деятельности — так же, как это сделано в ОДДС (о других возможных отличиях управленческого баланса от бухгалтерского см. приложение 2)
Перед тем, как перейти к рассмотрению выгод, получаемых от нового формата баланса, кратко остановимся на сущности видов деятельности (про нюансы наименования видов деятельности см. приложение 3).
Виды деятельности — основное деление отчета о движении денежных средств, представляет собой каркас, собирающий на себя все многообразие деятельности любой компании. Напомним краткие характеристики видов деятельности.
Характеристика |
Бизнес-деятельность |
Финансовая деятельность |
|
Текущая деятельность |
Инвестиционная деятельность |
||
Принятие решений | Быстрое | Медленное | Обеспечивает текущую и инвестиционную деятельность |
Оценка результатов | На краткосрочном горизонте | На долгосрочном горизонте | |
Управление | Годовые бюджеты | Бизнес-планы | |
Типовой показатель | Прибыль | NPV | |
Ответственность | Операционные подразделения (сбыт, закупки, производство) | Стратегические подразделения (стратегия, инвестиции) | Финансовые подразделения |
Структура управленческого баланса по видам деятельности
Рассмотрим структуру баланса по видам деятельности (БВД, см. рисунок 1). Он состоит из следующих секций.
Основной капитал. Представляет собой активы и обязательства, порождаемые инвестиционной деятельностью. Данный раздел получается исключением из раздела «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса активов, связанных с операционной деятельностью (например, долгосрочной дебиторской задолженности) и добавлением активов и обязательств, связанных с инвестиционной деятельностью (например, остатков авансов и кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками оборудования).
Текущий оборотный капитал (ТОК). Представляет собой активы и обязательства, связанные с операционной деятельностью.
Долг. Включает в себя краткосрочный и долгосрочный долг — т.е. весь капитал, предоставляемый профессиональными кредиторами за проценты.
Денежные средства. Выделяются в отдельную секцию, поскольку деньги возникают и используются во всех видах деятельности, поэтому некорректно присоединять их к какому-либо из них.
Капитал. Соответствует аналогичному разделу традиционного баланса.
Для сохранения наглядности в иллюстрации оставлены наиболее типовые статьи баланса. Добавить дополнительные статьи нетрудно, руководствуясь общим принципом формирования секций исходя из содержания видов деятельности.
Здесь помогает то, что содержание видов деятельности один из самых проработанных вопросов в финансовой отчетности и стандарт по отчету о движении денежных средств является одним из самых подробных и конкретных стандартов как в МСФО, так и в US GAAP, т.е. также проявляются все выгоды единого подхода.
Рисунок 1. Формат баланса по видам деятельности
Основной капитал |
Активы (+) |
Основные средства и НМА |
Незавершенное строительство |
Инвестиционные авансы выданные |
Прочие инвестиционные активы |
Пассивы (-) |
Инвестиционная кредиторская задолженность |
Текущий оборотный капитал (ТОК) |
Активы (+) |
Запасы |
Покупатели и заказчики |
Текущие авансы выданные |
Прочие оборотные активы |
Пассивы (-) |
Поставщики и подрядчики |
Авансы полученные |
Прочие краткосрочные обязательства |
Денежные средства |
ИТОГО ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ |
Капитал |
Капитал и резервы |
Нераспределенная прибыль |
Долг |
Долгоср. займы и кредиты полученные |
Краткоср. займы и кредиты полученные |
ИТОГО СОБСТВЕННЫЙ И ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ |
Простой подход — множество преимуществ
Теперь посмотрим, действительно ли простое структурирование баланса по видам деятельности дает все те выгоды, о которых говорилось в начале.
Связь с ОДДС. Для начала покажем связь с ОДДС — легко убедиться, насколько она проста и интуитивно понятна (см. рисунок 2).
- Прирост текущего оборотного капитала = чистая прибыль + амортизация — поток по операционной деятельности
- Прирост основного капитала = поток по инвестиционной деятельности — амортизация
- Прирост долга = поток по финансовой деятельности
Разделение на центры ответственности. Сгруппированный по видам деятельности баланс естественным образом разделяется на центры ответственности. Инвестиционным подразделениям — основной капитал, финансистам — долг, текущий оборотный капитал делят между собой операционные подразделения и/или бизнес-единицы.
Управление стоимостью. В БВД в качестве итога выделяется инвестированный капитал. Этот показатель представляет собой не что иное, как те средства, которые предоставили компании поставщики капитала, ожидающие возврата на свои вложения.
Разделяя инвестированный капитал между ответственными и используя системы управления стоимостью (через показатели ROIC, EVA©), ответственность за окупаемость вложенного капитала распределяется между соответствующими менеджерами бизнес-единиц. При этом финансовая деятельность, традиционно централизуемая, остается в головной компании.
Рисунок 2. Связи баланса по видам деятельности
Есть ли недостатки?
Здесь следует поинтересоваться: действительно ли мы получаем идеальный инструмент, свободный от недостатков. Конечно, в нашем мире таковых не встречается. Издержки, связанные с потерей традиционной структуры есть, но они не критичны.
- Отсутствие четко разделенных активов и пассивов. Активы и пассивы чередуются внутри каждой секции. Практика показывает, что данную проблему нивелирует выделение активов и пассивов в качестве подразделов, а также введение справочной строки «Итого активы».
- Отсутствие возможности использовать традиционную структуру баланса для стандартных видов финансового анализа (сопоставление активов и пассивов по срокам, расчет некоторых коэффициентов). Этот вопрос также не критичен, поскольку подобным анализом занимается ограниченный круг лиц, для которых формируется отчет, представляющий баланс в традиционном виде.
Приложение 1. Отчетность по видам деятельности — будущее МСФО
Ощущение того, что формат представления финансовой отчетности устарел и перестает удовлетворять пользователей, привело к тому, что две основополагающие организации в области финансовой отчетности — американский FASB (Financial accounting standards board) — разработчик US GAAP и международный IASB (International accounting standards board) — разработчик МСФО, организовали совместный проект по выработке принципиально нового формата представления отчетности.
В результате долгих дискуссий участники решили принять в качестве основы для построения ключевой принцип Связанности (Cohesiveness). Принцип сформулирован следующим образом: «Финансовая отчетность должна быть предоставлена таким образом, чтобы сквозная связь показателей между отчетами была прозрачной»
Для реализации этого принципа каждый из трех основных отчетов разбивается на одинаковые секции: бизнес-деятельность (операционная и инвестиционная), финансовая деятельность, налог на прибыль, а также прекращаемая деятельность. В каждой секции выделяются разделы, соответствующие активам и пассивам.
В настоящее время ведутся дискуссии преимущественно о содержании секций. Плановая публикации exposure draft — 2010 год, плановая дата окончания проекта — 2011 год.
Интересующиеся могут ознакомиться с материалами проекта на сайте IASB http://www.iasb.org/ в разде Standards development -> Work plan for IFRSs -> Financial Statement Presentation
Приложение 2. Чем еще может отличаться управленческий баланс от бухгалтерского
Помимо структуры разделов управленческий баланс может иметь и другие отличия от бухгалтерского, касающиеся:
- Увеличения детализации: например, выделения авансов выданных или VIP дебиторов из дебиторов;
- Переклассификации: например, запасы, которые планируется потребить в капитальном строительстве, можно перенести в состав внеоборотных активов;
- Другому порядку оценки: например, в управленческом учете могут капитализироваться затраты на рекламу или НИОКР для того, чтобы впоследствии равномерно списываться в соответствии с выручкой;
- Признанию: в некоторых компания часть операций может в принципе не попадать в бухучет.
Приложение 3. Трудности перевода
Некоторую путаницу для пользователей ОДДС вносят термины «Инвестиционная деятельность» и «Финансовая деятельность», которые намного шире оригинальных англоязычных понятий «Investing activities» и «Financing activities».
Если Financing activities обозначает только деятельность по привлечению средств, то Финансовая деятельность — это уже и казначейство, и размещение свободных средств.
Таким образом, по-русски более точно было бы назвать эти виды деятельности Инвестирующей и Финансирующей, хотя это звучит и более громоздко.
1 Говоря об отчетах, имеются в виду соответствующие им бюджеты — БДР, БДДС и бюджетный баланс, которые будут иметь тот же формат, что и отчеты.
Оставить комментарий