Забавно у нас последнее время наполняется блог: посты об этапах создания сайта и эксперимент по созданию сайта идут параллельно. И хотя так совсем не задумывалось, мы обнаружили, что одна линия поддерживает другую, и экспериментальный сайт повторяет работу над сайтами заказчиков. Т.е. буксует там, где традиционно буксуют «настоящие» сайты, и хорошо идет там, где и в реальной работе проблем обычно нет.

Бреслав Е.П.


Но есть и расхождения, связанные с тем, что в экспериментальном сайте мы сами себе заказчики, и кое-какие согласования происходят автоматически – а в реальной работе согласования могут представлять собой отдельную проблему.

Итак, вернемся к схеме этапов сайта. К идеальной схеме, подчеркнем:

В этой схеме контент сайта показан как этап, занимающий не слишком-то много времени: куда больше требуют дизайн и верстка. Наполнение сайта происходит уже в самом конце, под приветственные крики завершения.

Но – гладко было на бумаге. В реальности вмешиваются следующие факторы, о которых мы частично или в другом ключе уже писали. Пройдемся по порядку:

Этапы и его элементы Влияющие факторы Условие успеха
1 контент
1.1
  • формулировка цели и предварительный план сайта
Доверие заказчика к создателю контента. Знание заказчиком своих целей или (при незнании) готовность их формулировать. Стратегия бизнеса (наличие или готовность ее разрабатывать)
1.2
  • определение типа материалов и сбор исходных данных
 То же плюс навыки продаж.
  • Маркетинг
  • Корпоративная культура
1.3
  • тексты
1.3.1

получение и сбор маркетинговых данных

Уровень маркетинга компании-заказчика. При невысоком уровне маркетинга – готовность оперативно закрывать выявленные маркетинговые бреши.
  • Маркетинг
  • Организация работ
1.32

создание текстов

Заказчику целесообразно заранее внимательно ознакомиться со стилем копирайтера. При несогласии со стилем – не сотрудничать. При согласии – доверять (подробнее о том, почему вам могут не нравится тексты о вас же, мы писали раньше).
  • Организация поиска контрагентов и сотрудничества
  • Корпоративная культура
1.4
  • иллюстрации
1.4.1

фото — подбор или съемка

Уровень организации съемок. Подходящее время года или другие внешние, неподконтрольные условия. Организация работ
1.4.2

изображения — подбор или создание

Состояние базы знаний компании. Уровень маркетинга. Порядок принятия и согласования решений. Организация работ
1.4.3

видео — подбор или создание

Аналогично работе с изображениями плюс организации съемок. Организация работ
1.5
  • файлы для скачивания — разработка
Уровень готовности материалов для скачивания. В отсутствие материалов – готовность к их оперативной разработке собственными силами или при помощи аутсорсинга.
  • Организация работ.
  • Принципы финансирования и наличие средств.
1.6
  • распределение по разделам и страницам
Порядок принятия и согласования решений. Организация работ
1.7
  • отбор дополнительных модулей
Порядок принятия и согласования решений. Организация работ
2 дизайн
2.1
  • компоновка
2.1.1
  • навигация
Порядок принятия и согласования решений. Организация работ
2.1.3
  • макеты страниц
Порядок принятия и согласования решений. Организация работ
2.2
  • внешний вид
2.2.1
  • подбор и анализ аналогов
Уровень базы знаний компании. Порядок принятия и согласования решений.
  • Организация работ
  • Корпоративная культура
2.2.2
  • выбор типа сайта (визитка, новостной и пр.)
Уровень маркетинга компании-заказчика. При невысоком уровне маркетинга – готовность оперативно закрывать выявленные маркетинговые бреши. Порядок принятия и согласования решений.
  • Маркетинг
  • Организация работ
2.2.3
  • создание первой версии внешнего вида сайта
То же То же
2.2.4
  • проверка ассоциаций
Порядок принятия и согласования решений.
  • Организация работ
  • Корпоративная культура
2.2.5
  • вторая версия внешнего вида сайта (итоговая)
То же То же
2.2.6
  • шаблоны страниц различного типа
То же То же
3 верстка
3.1
  • первоначальная верстка
Квалификация разработчиков. Мотивация сотрудников разработчика. Организация работ
3.2
  • программирование
Квалификация разработчиков. Мотивация сотрудников разработчика. Организация работ
3.3
  • отладка
3.3.1
  • исправление ошибок
Порядок принятия и согласования решений.
  • Организация работ
  • Корпоративная культура
3.3.2
  • внесение дополнений
Уровень маркетинга компании-заказчика. При невысоком уровне маркетинга – готовность оперативно закрывать выявленные маркетинговые бреши. Порядок принятия и согласования решений.
  • Маркетинг
  • Организация работ
  • Корпоративная культура
3.3.3
  • изменения
То же То же + Принципы финансирования и наличие средств
4 наполнение сайта
4.1
  • итоговое согласование материалов
Порядок принятия и согласования решений.
  • Организация работ
  • Корпоративная культура
4.2
  • размещение материалов на сайте
Наличие относительно свободного персонала для временных/разовых работ или готовность к дополнительной оплате (очень небольшой). Организация работ
5 запуск сайта
5.1
  • выбор хостинга
Квалификация сотрудников компании-заказчика в части выбора хостинга. В отсутствие нужной квалификации – умение выбрать консультанта и доверие к нему. Порядок принятия и согласования решений. Организация работ
5.2
  • регистрация доменного имени
Порядок принятия и согласования решений. Организация работ
5.3
  • перенос на постоянный хостинг
Квалификация разработчиков. Организация работ

Таким образом, по сфере бизнес-управления факторы успеха распределяются следующим образом:

Элемент/сфера бизнес-управления Число «точек влияния»
Стратегия 1
Маркетинг 5
Организация 26
Корпоративная культура 6
Финансы 2

С большим преимуществом победил фактор организации! Причем в большей степени организации работы компании-заказчика, чем разработчика – хотя случалось однажды встретить и проблему наоборот, когда организованный в целом заказчик нарвался на разгильдяев-разработчиков.

  • Типовая ситуация – это когда один неорганизованный находит другого.

У других авторов чаще встречаются сетования на слабый маркетинг – но хорошая организация работ в сочетании с дружелюбной корпоративной культурой позволяет закрыть маркетинговые бреши в объеме, нужном для сайта, очень быстро. А вот если организация работ плоховата – дело плохо. А если оно еще и сочетается со сложной корпоративной культурой – совсем никак. Увы, ни плохая организация, ни тягостная корпоративная культура не всегда распознаются на стадии переговоров о начале сотрудничества.

Однако у нас и не так мало единомышленников, которые отражают сходные представления о факторах успеха – например, по отношению к срокам проекта:

А вы как считаете, что главное для успешной разработки сайта?

[poll id=»8″]