Предприниматели разочаровались в традиционных программах бизнес-школ. Мария Подцероб, Ведомости.ру
Канадско-американский гуру предпринимательства Элон Маск недавно сделал примечательное заявление: «По возможности избегайте нанимать выпускников MBA-школ. На MBA-программах людей не учат создавать компании. Мы нанимаем сотрудников несмотря на то, что у них есть диплом MBA, а не благодаря ему». Маск считает, что выпускники бизнес-школ не очень-то креативны и плохо адаптируются к быстро меняющемуся современному рынку. По сути, он выразил недовольство бизнес-школами, которое зрело с 2008 г. В кризис в адрес топовых школ MBA стали раздаваться обвинения, что именно их выпускники-финансисты довели экономику до коллапса, что выпускники MBA принимают решения лишь на основе финансов и доходности, не видят при этом потребителя и не умеют создавать инновационные продукты под конкретные потребности рынка. Школы МВА стали терять популярность. По данным GMAC, наборы в 748 бизнес-школах в 314 университетах по всему миру падали с 2008 по 2013 г., а в 2014 г. только у 65% двухлетних программ MBA возобновился рост количества абитуриентов. В России, по оценкам Begin Group, только за один посткризисный 2009 год количество слушателей MBA сократилось вдвое. С тех пор существенного увеличения количества студентов не произошло, отмечают эксперты.
Простые советы
На фоне кризиса MBA-образования интернет полнится объявлениями о курсах анти-MBA самого разного содержания – от изучения основ тайм-менеджмента до руководства по открытию своего бизнеса. Большинство прямого отношения к MBA не имеют, но броское название «анти-MBA» придает им веса в глазах потребителей и делает хорошую рекламу, признаются сами основатели курсов.
Так, Иван Кочетов, гендиректор компании RZZTT по разработке программного обеспечения для банков, создал в своей компании онлайн-курс Badass AntiMBA School. В отличие от традиционных курсов MBA, где преподают академические дисциплины и теорию, здесь учат самым простым вещам, например правилу не забывать к концу дня ответить на все электронные письма, уделив внимание всем клиентам. «Мы учим самым простым и давно известным всем вещам, которые, однако, многие люди в обычной жизни не делают. Опыт моей команды показал, что соблюдение элементарных правил повышает эффективность бизнеса на 10%», – говорит Кочетов. У курса уже 20 000 подписчиков в интернете, а стоит он 490 руб. в месяц. Ставка на анти-MBA в рекламе работает безошибочно.
В России за идею анти-MBA быстро ухватились по той же причине разочарования в традиционном бизнес-образовании. В первую очередь потому, что выпускники, работающие по найму, давно поняли, что работодатели не хотят приплачивать за степень MBA, так как больше ценят опыт, чем престижные корочки, рассказывает Юлия Садыкова, директор по персоналу компании «Фоамлайн» и выпускница ИБДА РАНХиГС. Кроме того, в российских топовых бизнес-школах, так же как и в западных, людей готовят в бизнес-администраторы широкого профиля, но не дают им конкретных идей, которые сразу можно использовать в бизнесе. Поэтому предприниматели в школы учиться не идут и денег за такое образование платить не хотят, добавляет Алексей Ищенко, бизнес-коуч и выпускник Стэнфордской школы бизнеса.
Альтернативы
В ниши, не занятые традиционными бизнес-школами, хлынули провайдеры альтернативных образовательных программ. В прошлом году в МГУ создана программа «Предпринимательство и инновационное развитие», которая тоже сначала рекламировала себя как анти-MBA. «Помимо фундаментальных знаний в области предпринимательства мы концентрируемся на конкретных навыках и новых подходах к бизнесу в условиях современной экономики», – говорит Ирина Коростылева, директор программ допобразования кафедры экономики и инноваций экономического факультета МГУ. Екатерина Купчей, которая отучилась на этой программе один год, рассказывает, что полученные знания уже помогли ей открыть стартап – небольшой интернет-магазин. А предприниматель Константин Власов после обучения на программе навел порядок в управлении своей фирмой по продаже противогазов.
Анти-МВА по-американски
Яш Гупта, преподаватель бизнеса и экономики, открыл в 2010 г. при Университете Джонса Хопкинса новую Carey Business School, которая позиционирует себя как первая школа анти-MBA. Ее девиз: «Здесь учат бизнесу и гуманности». В программу включены курсы «Управленческие решения» и «Люди и рынки». На второй год обучения студенты выбирают один из четырех блоков – «здоровье», «энергетика», «биология» или «окружающая среда», что весьма отличается от традиционных MBA-блоков по стратегии, финансам и маркетингу.
Предпринимателям надо давать очень конкретные знания – от того, как зарегистрировать свою компанию, до того, как ее развивать и брендировать свой продукт, считает Григорий Аветов, гендиректор бизнес-школы «Синергия» и автор еще одной анти-MBA-программы, которую он собирается скоро запустить. С его точки зрения, все знания из англосаксонских учебников на российском рынке неприменимы, людей надо учить тому, что нужно именно в России. Его годовая программа рассчитана на 12 модулей для предпринимателей и стоит 600 000 руб. К третьему-четвертому модулю студенты смогут, используя полученные знания, открыть свой маленький бизнес.
Концепцию российского анти-MBА cоздал и Дмитрий Репин, бывший преподаватель Высшей школы экономики и «Сколково», а ныне гендиректор Digital October. Его кредо – специализированные курсы в сфере высоких технологий взамен общих знаний в области менеджмента, которые получают в MBA-школах и которые неактуальны сейчас в высокотехнологичных компаниях. В Digital October он создал лабораторию новых профессий, где существуют две короткие и узкоспециализированные программы – по обучению обработке больших данных в компьютерных сетях и «Продюсер онлайн-курсов». Обе, говорит Репин, прививают так называемое продуктовое мышление, т. е. умение разбираться в технологиях и понимать, какой именно продукт сегодня нужен конкретному потребителю.
МВА не умрет
Юрий Белонощенко, соучредитель «Бэби-клуба», а в прошлом гендиректор Управляющей компании «Уралсиб», в 2014 г. закончил курс Executive MBA в бизнес-школе «Сколково», а потом пошел учиться на программу «Продюсер онлайн-курсов» в Digital October. Он не склонен противопоставлять одно другому. «MBA – это отраслевой стандарт, своего рода общий кандидатский минимум. У тебя расширяется кругозор, появляется представление, как работают другие бизнесы». Программа же в Digital Осtober позволила ему углубить экспертизу в узкой сфере онлайн-образования. «Специальный курс дал мне конкретные инструменты для работы над новым проектом», – поясняет он.
Курсы анти-MBA не смогут вытеснить с рынка традиционные бизнес-школы с их фундаментальным подходом к образованию, уверена Светлана Пашкевич, директор ЕMBA и MBA-программ в «Сколково». «Всегда будут люди, которые захотят научиться мыслить стратегически, знать основы финансового управления и развивать в себе лидерские качества. Они придут к нам», – говорит она и добавляет: ни один диплом в конечном счете не гарантирует стопроцентного трудоустройства. Важно, что человек для себя вынесет из курса обучения и какой потенциал в себе откроет.
Оставить комментарий