Мы с вами в прошлых заметках рассмотрели проблемы, которые возникают при создании сайта – не при техническом создании, а при осмысленной разработке, когда структура, дизайн и прочее идут рука об руку с содержанием сайта. И если заказчики сайтов проблемы видят прежде всего в технических специалистах, то мы как создатели контента основные проблемы видим в том, что компания-заказчик недостаточно ясно и объективно воспринимает себя и своих конкурентов, а на место выгод и интересов клиента ставит преимущества своих продуктов. Иногда – случается, причем нередко – компания отличается позитивной уникальностью, которой просто не сознает в должной мере. Но, еще раз подчеркиваем, главная трудность – вытащить из сотрудников компании нужную для ее же клиентов информацию.
Все остальные этапы оказываются не в пример легче – и сбор сведений, и последующая техническая разработка.
Трудно, но гораздо менее объемно собрать сведения о технологии компании, то есть «как именно компания работает». Технологические секреты клиентам совершенно не нужны – но им интересны укрупненные этапы работы или оказания услуги, которые клиенту влияют на принятие решений. Например: продажа происходит со склада или сначала надо заказать? Сколько стадий обработки, возможно ли ускорение процесса и т.д.
Недооценивается корпоративная культура, ее важность и ее привлекательность для ваших клиентов. Если корпоративная культура идет вразрез со стереотипами, она может даже «притемняться». Например, серьезным преимуществом является оперативность оказания услуг в экстренных ситуациях, связанная с тем, что оргструктура компании практически плоская и не требует многоуровневых согласований. Тем не менее, вот эту плоскость оргструктуры обычно считают нужным скрыть как признак небольшого размера бизнеса.
Возникают сомнения при описании персонала компании, хотя клиенты, все без исключения, хотели бы видеть людей, с которыми имеют дело дистанционно. Сотрудников описывают слишком коротко, без признания заслуг, без фотографий или (очень распространено) с фотографиями типа паспортных – однотипными, официальными, на невыразительном фоне.
Пример взят, как положено – из победителей картинок к поисковой выдаче «наша команда». Среди победителей просто этой поисковой выдачи тоже немало хрестоматийных образцов – например, этот… или этот – известная компания «Ашманов и партнеры»…
Встречается и другая крайность, когда сотрудников описывают слишком вычурно, давая сотрудникам возможность «высказаться» на страницах сайта – но их высказывания отталкивают клиентов своей эксцентричностью или манерностью. Особенно это часто встречается на сайтах web-разработчиков или в смежных сферах.
После трудоемкого сбора перечисленных сведений начинается этап превращения их в тексты – непростой сам по себе. О его особенностях и препятствиях мы расскажем отдельно… но когда нужные тексты созданы, возникает следующая сложность, о которой мы уже писали – неготовность заказчика к изменению представлений о нем самом.
А вот когда материалы согласованы, распределены по страницам, сделана навигация – верстка и программирование проходит абсолютно без всяких затруднений. Че-слово! Кстати, само распределение материалов, навигация, диаграмма переходов и прочее тоже затруднений не составляют. Опять же, при готовом проекте провести недостающие фотосессии, разработать опросы, другие интерактивные инструменты становится совсем несложно.
Имея на руках полный комплект материалов или хотя бы ясное описание того, что на какой странице будет, можно выбрать подходящий вариант сайта – WordPress, бесплатный конструктор типа Jimdo, индивидуальная разработка (дорого, но бывает нужно в определенных случаях – такой случай при описанном подходе диагностируется обоснованно).
Поэтому, возвращаясь к нашему опросу, мы должны признать, что проблемы с программистами – это проблемы с задачами, которые программисту нечетко ставят. А если четко поставленной задачи нет, то программист начинает делать сайт на свой страх и риск и принимает за клиента решения, аргументы которых самому клиенту непонятны.
Почему программисты (веб-разработчики вообще) так поступают? По двум причинам:
- Сами не понимают сути и важности недостающей информации – такое своеобразное шапкозакидательство;
- Хотят денег – а в мутной воде, т.е. у непонимающего клиента, их получить можно. Иногда можно получить даже больше, чем у понимающего.
Поэтому ту работу, которую вы должны проделать как клиент, вы таки должны проделать. Сайт – это не дом «под ключ»… впрочем, даже для дома нужно сначала купить участок, потом согласовать проект, а потом контролировать строительство. Поэтому будьте бдительны! Сайт – интерактивный инструмент, но и его создание – если можно так выразиться, интерактивный проект, требует взаимодействий заказчика и разработчиков.
В заключение наших трех статей и в заключение разработки сайта: еще одним сложным этапом является его доводка. Т.е. когда сайт готов на 95%, требуется «отловить блох». То есть устранить мелкие ошибки, недоработки, нестыковки, окончательно разместить материал, найти итоговое место для иллюстраций и прочее. Это само по себе муторно, особенно на фоне усталости от проекта. Но еще важнее, что на этом этапе мы снова наталкиваемся на отсутствие информации: вопросы, недорешенные в процессе сбора информации и создания материалов, дают снова о себе знать. И их приходится дорешивать, материалы дополнять, дорабатывать, а кое в чем и переделывать. Это хлопотно, хотя и далеко не так трудоемко, как в начале. А главное – компания на выходе получает действительно хороший сайт.
И в качестве вывода — бессмертная реплика о том, что происходит на стройке, когда разработчик (Шурик) не может договориться с клиентом. Шурику удалось изменить расклад сил…
Оставить комментарий