Расчеты показывают, что потребность Rīgas satiksme в дотациях из госбюджета могла бы составить максимум 52-53 миллиона латов при сохранении всех привычных льгот. Но для этого руководству компании надо отказаться от своих многочисленных монструозных планов модернизации, расширения и капитального строительства. Как доказать, что они избыточны и неуместны?
Е. Бреслав. Статья опубликована на портале rus.delfi.lv 10 ноября 2009 г.
Расчеты показывают, что потребность Rīgas satiksme в дотациях из госбюджета могла бы составить максимум 52-53 миллиона латов при сохранении всех привычных льгот. Но для этого руководству компании надо отказаться от своих многочисленных монструозных планов модернизации, расширения и капитального строительства. Как доказать, что они избыточны и неуместны?
Так сохранила Рижская Дума льготы или нет?
Ценовая политика Rīgas satiksme мало кого оставляет равнодушным. Цены на билеты уже давно зашкаливают: безработный, которому предлагают пройти собеседование на другом конце города, должен потратить на дорогу минимум 2 лата. Отмена скидок школьникам и другим льготным категориям пассажиров больно ударила по многим семейным бюджетам — особенно тем, где детей несколько и в школу они добираются общественным транспортом. Рижская Дума и лично мэр Риги г-н Ушаков как будто объявили о сохранении скидок для школьников — но наша дочка, учась в 5-м классе, исправно выкладывает по своему э-талону 40 сантимов за одну поездку.
Чтобы избавиться от нападок на свои безмерные цены, Rīgas satiksme удивительным образом добилось того, чтобы цены на маршрутки должны были не ниже цен общественного транспорта. Причем заключен этот ценовой сговор был в 2007 г., когда маршрутные такси оставляли «пассажирам ту же альтернативу, что и раньше: либо жди переполненного автобуса или троллейбуса, либо поезжай на маршрутке, но это будет на 10 сантимов дороже». Сейчас ситуация другая — а сговор продолжает действовать. При этом позиция Rīgas satiksme становится все агрессивнее, дотации год от года все больше — и Рижская Дума, похоже, не может ей противостоять. Почему? Ломается под эмоциональным напором или Rīgas satiksme находит некие аргументы непреодолимой силы? Или делает предложения, от которых невозможно отказаться?
Посмотрим.
Циничные доходы Rīgas satiksme
Доходы Rīgas satiksme делятся на две части: оплата проезда и других услуг компании и дотации из госбюджета. По мнению рядового необученного, дотации доходами считать нельзя, поскольку они не зарабатываются, а падают с неба, точнее, вынимаются из наших с вами карманов. Тем не менее в своем бухгалтерском учете Rīgas satiksme отражает их в одной и той же строке и детализирует только в годовом отчете. Это позволяет этому милому предприятию с циничной гордостью рапортовать о том, что «оборот Rigas satiksme в 2008 году составил 113,091 млн. латов — на 27% больше, чем в 2007 году». И это при том, что собственные доходы компании увеличились на 23% (38,8 млн. латов в 2007 г. до 47,7 млн. латов в 2008 г.), а вот дотаций удалось вырвать аж на 30% больше — 65,4 млн. латиков вместо 50,3 млн.
Еще один интересный нюансик касается количества перевезенных пассажиров.
Проделаем простую арифметическую операцию: возьмем доходы Rīgas satiksme и поделим их на цену билетика в соответствующем году. Получим — назовем их так — «условных пассажиров». Понятно, что количество пассажиров, полностью оплативших свой проезд, намного меньше реального числа перевезенных пассажиров: у нас было (увы, в прошедшем времени) много льготных пассажиров и сколько-то пассажиров, предоставивших льготы самим себе. Зайцев, короче. Разница между «условными» и реальными пассажирами занятным образом менялась:
В 2006 г. она составила поразительно аккуратную цифру в 30%. Потом доля неоплаченного проезда резко — рывком — превысила 50%, но еще более поразительным образом на этом уровне застыла. Расхождение на доли процента — это за гранью статистики. У автора заметки нет ни малейших гипотез о причинах круглых цифр и последующего замерзания, но сами феномены настолько удивительны, что не поделиться было невозможно.
А вот теперь предположим, что доля неоплаченного проезда сохранилась на уровне 2008 г., потому что мы не отменили льгот. А ездить люди стали меньше на 18% — ровно на столько, на сколько сократился ВВП (кстати, само предприятие Rīgas satiksme ждало сокращения на 20%). Цены на билеты тоже прежние. Нетрудно подсчитать, что количество пассажиров составит 97,9 млн. человек, а собственные доходы — 39,1 млн. латов. Запомните эту цифру, она нам скоро пригодится.
Эластичные расходы Rīgas satiksme
Теперь предположим, что руководство компании Rīgas satiksme — люди опытные и грамотные, способные проводить на своем предприятии режим экономии и оптимизировать технологические процессы и расходы. В этом предположении нет ничего экстравагантного: Правление Rīgas satiksme действительно состоит из опытных управленцев. И тогда мы вправе предположить, что они способны добиться следующего снижения расходов:
- На 20%, как было решено и как будто уже реализовано в 2009 г.: Оплата труда и связанные с нею соцналог и взносы в частный пенсионный фонд (есть такой, оказывается).
- На 18%, т.е. пропорционально сокращению объемов перевозок: топливо и энергия, запчасти, сторонние услуги, платные стоянки, билеты, офисные расходы и расходы на связь, презентации. Если подобная пропорциональная экономия по указанным статьям объявляется невозможной, имеет смысл искать или некомпетентность, или умысел: отказ от реальной оптимизации графика движения транспорта, недостаточное согласование смен, переплату за топливу и прочее.
- На 10% (минимум): содержание помещений и прочие производственные и коммерческие расходы.
- Без изменения остаются амортизация (типа ничего не продаем) и арендная плата (хотя она сильно снизилась). Но пусть будет. Также на уровне 2008 г. оставим процентные выплаты — чуть больше 5 млн. латов.
Тогда наши расходы в 2010 г. составят 92,5 млн. латов — против 109,7 млн. латов в 2008 г. Общая экономия — 17,2 млн. латов.
Находим сумму необходимых дотаций, вычитая из цифры доходов (39,1 млн. латов), которую мы запомнили, полученные расходы. Получаем 53,3 млн. латов.
Но Rīgas satiksme еще имеет так наз. «прочие хозяйственные доходы» — от рекламы, аренды, продажи имущества (на днях вот продали компостеров на 11,2 тыс. латов) и прочего. По мелочи в 2007 г. набралось на 1,8 млн. латов, а в 2008 г. — на 3,7 млн. Самые скромные подсчеты показывают, что уж 1,4 млн. они должны получить. И концы с концами, в смысле доходы с расходами, точно сойдутся.
Платежи — не расходы
Но главная прелесть ситуации для автора как для экономиста в том, что Rīgas satiksme столько миллионов не надо. Дело в том, что среди их расходов есть такие, которые не требуют платежа — например, амортизация. Ее никому не платят (у РС это 14,4 млн. латов). Или брак и хищения — они наносят предприятию урон и справедливо зачисляются в расходы, но как таковые никому не платятся. Есть и другая сторона медали: платежи, которые не являются расходами. Например, инвестиции. Мы их спишем потом, как раз за счет амортизации — но сейчас платеж будет, а расходы — нет. Или получение и возврат кредита: получение не является доходом, возврат — не расход. Из-за подобных расхождений у одной компании могут деньги быть даже при убытке в отчетах. А у другой денег не будет, даже если на бумаге нарисуется премиленькая прибыль.
К какой категории относится Rīgas satiksme? Однозначно к первой!
Если наш монополист ограничится своей основной деятельностью плюс возврат кредитов и лизинга в объеме 2008 г. (примерно 11 млн. латов), то за счет амортизации у него останется 4,4 млн. латов свободных средств. Похоже, эти накапливающиеся средства не дают компании спокойно жить, заставляют искать приключений. В смысле — инвестиций.
У Rīgas satiksme кризиса нет, у него большие планы. Судите сами: (1) надо полностью обновить троллейбусный парк, (2) продлить маршрут 6-ого трамвая до Берги и построить рядом с кольцом трамвая стоянку «park&ride», (3) выпускать собственную газету (сущая мелочь на общем фоне) и, видимо, найдется еще.
Для этих планов требуется дополнительное финансирование — не только дотации, но и банковские кредиты. И, ссылаясь именно на банки, Rīgas satiksme требует обеспечить «бухгалтерскую прибыль». Эта аргументация снова очень лукавая: банки платежи от расходов отличают прекрасно и «бухгалтерский убыток» переносят спокойно, если с денежными потоками все в порядке.
Веские аргументы
Автор подозревает, что основные аргументы, которые заставляют Рижскую Думу соглашаться с неуместными проектами Rīgas satiksme , — это уже подписанные договора. Троллейбусы, на которые меняют нынешний парк, «оснащены кондиционерами, измерителями утечки тока, легкими алюминиевыми штангами, которые лучше держатся на проводах, платформами для въезда детских и инвалидных колясок и специальным отделением для колясок». Их бы можно было в космос запускать вместе в этими разнообразными колясками… только пассажиров в них не будет. Нет теперь льгот для детей и инвалидов, не по карману им эти троллейбусы.
И поменять, видимо, ничего нельзя — потому что, как в истории с Замком света, штрафные санкции за отказ от договора прописаны не в пользу латвийской стороны. А форс-мажор составлен как для мелкой торговли алкоголем, а не как для государственного системообразующего предприятия. И проще купить эти космолеты, чем отказаться.
Может, без трамвая в Берги все-таки обойдемся?
Послесловие: в декабре 2018 г. разразился коррупционный скандал, связанный с закупками автобусов и троллейбусов. Ведется международное расследование при участии Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) и антикоррупционной службы Польши. Задержано восемь человек — шестеро в Латвии и двое в Польше.
Арестован руководитель департамента инфраструктуры и развития Rīgas satiksme Игорь Волкинштейн. Арестован бывший председатель правления Rīgas satiksme Леон Бемхенс. Пять членов правления Rīgas satiksme ушли в отставку, а все закупки предприятия были приостановлены.
В KNAB заявили, что к делу причастны должностные лица Рижской думы.
Оставить комментарий