Продолжаем разговор о «модном» сайте (начало здесь) – и сегодня поговорим о всяких «прибамбасах», которые делают сайт современным даже при внешне устаревшем дизайне. Почему «внешне», мы объясним чуть позже.


Под «прибамбасами» мы понимаем всякого рода форумы и чаты, RSS агрегаторы, комментарии, плагины связи с социальными сетями и прочее. Так вот, тут совет простой: все эти штучки настоятельно рекомендуется постоянно отслеживать и, как только они становятся уместными, немедленно применять.

  • Обязательное условие, конечно – корректная работа плагинов. Например, недавно довелось столкнуться с плагином, который создает в сети Facebook комментарий о том, что участник Facebookа же что-то прокомментировал на свое блоге. Ничего не имею против и готова отвечать ему там же, на его блоге. Но – перехожу по ссылке и вижу не тот комментарий, на который предлагается типа ответить, а начало исходной статьи. А нужный комментарий приходится искать, а скорее, вычислять по времени его создания. Предприняла смелую попытку, но она успехом не увенчалась, и комментарий остался без ответа. А ведь намерение было – и на Facebook я бы на этот комментарий обязательно ответила. ИМХО, это хороший пример «сырого» плагина, применять который прежде временно, надо дождаться полноценной реализации этой же идеи.

Теперь по очереди о каждом инструменте.

Они, эти инструменты, быстро развиваются, подтверждая наш подход к сайтам как к интерактивным инструментам, каналам общения владельцев сайтов и их реальных или потенциальных клиентов.

Исторически первыми появились форумы. По отношению к ним традиционная рекомендация следующая: форумы должны быть посещаемыми, а от плохо посещаемых форумов (причины неважны) стоит избавиться и перенести на публичные площадки. Класс! Социальные сети – именно те публичные площадки, куда отлично двигаются ваши форумы. Поэтому связь с социальными сетями необходимо установить и на первых порах создавать комментарии самим или, что гораздо лучше с позиций маркетинга, открыто просить об этом клиентов. Не стоит стесняться, они же ситуацию понимают! Пишите или звоните и говорите: мы открыли страничку в [такой-то] социальной сети… просим принять участие… И если клиент доволен вашей работой и сотрудничеством, он откликнется. Максимум – попросит о встречной аналогичной услуге. Если же недоволен, да они все недовольны – вашей компании есть о чем подумать.

С комментариями есть одна тонкость: они далеко не всегда по внешнему виду «бьются» с дизайном сайта: часто мелковат шрифт, отступы не соответствуют сетке сайта. Вот пример из нашей дискуссии с Анатолием Мильнером, внешний вид очень типичен, только на реальном сайте поля еще больше:

Изменить это можно только со стороны собственного сайта, подстроив его внешний вид под сетку комментариев. Со стороны, скажем, Facebook это ну очень маловероятно, он не подстраивается под всех и каждого, по крайней мере, пока, и не дает доступа к кодам. Вам самим придется решать, стоит ли внешний вид сайта делать таким, чтобы комментарии на нем смотрелись органично. Это первое.

Второе. Указанные плагины соцсетей «становятся» далеко не на все сайты, а только на достаточно новые, у которых система управления контентом (CMS, content management system) позволяет их установку. Поэтому самый факт наличия этих плагинов на сайте – это сигнал его новизны. И в ряде случаев (первый – Интернет-магазины – мы рассмотрели в прошлый раз, остальные будем рассматривать в следующем посте) этот сигнал важнее самих комментариев. Понимаете?

Но пойдем дальше. Следующий инструмент – чат. И он успешно развивается! Все больше сайтов не просто дают своим посетителям способ связаться с сотрудниками по скайпу (пример — сайт компании Business Matrix), но и предлагают живой чат (пример — сайт хостинговой компании HostGator):

С таким чатом тоже надо быть аккуратными – их дизайн часто бывает навязчивым, окошечко чата лезет в глаза по-наглому и больше пугает, чем привлекает. В качестве иллюстрации приведен как раз удачный пример компании HostGator – и видно хорошо, и не мешает. И при соблюдении этого сочетания чат скорее помогает! А в некоторых сферах он практически обязателен! Если возвращаться к тем же Интернет-магазинам, то среди них выделяются те, где клиенты хотят видеть товар, но покупать его приходят все-таки живьем – бытовая техника, мебель и т.п. Вот на них такой чат практически must have. Поэтому ставьте соответствующий плагин, к нему «присоединяйте» обученных сотрудников – и вперед!

Теперь следующий инструмент – RSS агрегаторы, т.е. приложения, которые проверяют ваш сайт на обновления и уведомляет о них подписавшихся пользователей. Они обязательны, даже обсуждать особо нечего. Внешний вид не портят, но позволяют заинтересовавшемуся клиенту получать ваши обновления. Вот здесь, к сожалению, «собака зарыта»: эти обновления должны быть, причем должны быть регулярными, с оптимальной для вашего бизнеса частотой. Такие регулярные обновления могут составлять проблему, поскольку нужно рассказывать о компании, об отрасли, о мире – а у многих владельцев сайтов с этим серьезным проблемы. Собственно, именно поэтому возникает нужда в толковых копирайтерах, по поводу недавно велась целая многоступенчатая дискуссия (окончание здесь). Повторяем свое мнение: дорогие копирайтеры не обязательны, а порой и вредны своей дороговизной и почти неизбежным из-за этого тщеславием, а вот обучить собственных сотрудников формировать обновления новостями, иллюстрациями, другим подходящим контентом можно и нужно.

Дальше – обратная связь, которая тоже стала совершенно обязательной. Она бывает разных видов, помимо уже описанных форумов и чатов. Это разного типа отклики, запись на встречу, на семинары и другие мероприятия компании, на консультацию, а также везде, где возможно, покупка информационных услуг и информационных товаров. Даже если ваш бизнес – производство или продажа реальных товаров, консультации могут, а нередко – должны быть! И они дадут вам бесценную обратную связь.

Пример — продажа с сайта услуг компании Business Matrix:

Ну и, наконец, последнее по упоминанию, но не по значению, — карты проезда. Они тоже обязательны! Иначе можно столкнуться с ситуацией, когда адрес есть, а что с ним делать, непонятно – во многих городах есть «мелкие» улицы, названия которых людям ничего не говорят. А поблизости – крупные магистрали или хорошо известные ориентиры. В качестве карт обычно используются Google Maps, и это вариант приемлемый, но требующий проверки. Так, на днях довелось столкнуться при поездке в крупный магазин, на сайте которого не было карты, с тем, что Google Maps показал здание стоящим не на той стороне дороги. Разворот потребовал времени, немножко нервов и хорошего отношения к магазину не добавил.

Поэтому по отношению к картам нужна проверка и использование как можно более удачного варианта. Вот, например, очень удачная карта Юрмалы – в ней густонаселенные места показаны детальнее, а пустоты сокращены:


Разобрались немножко?

В качестве вывода можно еще подчеркнуть, что весь описанный в этой заметке функционал  реализовать достаточно просто, если ваш сайт сделан не так давно и на подходящей платформе. И при условии регулярных обновлений сайта этот функционал даст вам массу плюсов в глазах посетителей!