Продолжаем разговор о «модном» сайте (начало здесь) – и сегодня поговорим о всяких «прибамбасах», которые делают сайт современным даже при внешне устаревшем дизайне. Почему «внешне», мы объясним чуть позже.


Под «прибамбасами» мы понимаем всякого рода форумы и чаты, RSS агрегаторы, комментарии, плагины связи с социальными сетями и прочее. Так вот, тут совет простой: все эти штучки настоятельно рекомендуется постоянно отслеживать и, как только они становятся уместными, немедленно применять.

  • Обязательное условие, конечно – корректная работа плагинов. Например, недавно довелось столкнуться с плагином, который создает в сети Facebook комментарий о том, что участник Facebookа же что-то прокомментировал на свое блоге. Ничего не имею против и готова отвечать ему там же, на его блоге. Но – перехожу по ссылке и вижу не тот комментарий, на который предлагается типа ответить, а начало исходной статьи. А нужный комментарий приходится искать, а скорее, вычислять по времени его создания. Предприняла смелую попытку, но она успехом не увенчалась, и комментарий остался без ответа. А ведь намерение было – и на Facebook я бы на этот комментарий обязательно ответила. ИМХО, это хороший пример «сырого» плагина, применять который прежде временно, надо дождаться полноценной реализации этой же идеи.

Теперь по очереди о каждом инструменте.

Они, эти инструменты, быстро развиваются, подтверждая наш подход к сайтам как к интерактивным инструментам, каналам общения владельцев сайтов и их реальных или потенциальных клиентов.

Исторически первыми появились форумы. По отношению к ним традиционная рекомендация следующая: форумы должны быть посещаемыми, а от плохо посещаемых форумов (причины неважны) стоит избавиться и перенести на публичные площадки. Класс! Социальные сети – именно те публичные площадки, куда отлично двигаются ваши форумы. Поэтому связь с социальными сетями необходимо установить и на первых порах создавать комментарии самим или, что гораздо лучше с позиций маркетинга, открыто просить об этом клиентов. Не стоит стесняться, они же ситуацию понимают! Пишите или звоните и говорите: мы открыли страничку в [такой-то] социальной сети… просим принять участие… И если клиент доволен вашей работой и сотрудничеством, он откликнется. Максимум – попросит о встречной аналогичной услуге. Если же недоволен, да они все недовольны – вашей компании есть о чем подумать.

С комментариями есть одна тонкость: они далеко не всегда по внешнему виду «бьются» с дизайном сайта: часто мелковат шрифт, отступы не соответствуют сетке сайта. Вот пример из нашей дискуссии с Анатолием Мильнером, внешний вид очень типичен, только на реальном сайте поля еще больше:

Мода на функционал

Изменить это можно только со стороны собственного сайта, подстроив его внешний вид под сетку комментариев. Со стороны, скажем, Facebook это ну очень маловероятно, он не подстраивается под всех и каждого, по крайней мере, пока, и не дает доступа к кодам. Вам самим придется решать, стоит ли внешний вид сайта делать таким, чтобы комментарии на нем смотрелись органично. Это первое.

Второе. Указанные плагины соцсетей «становятся» далеко не на все сайты, а только на достаточно новые, у которых система управления контентом (CMS, content management system) позволяет их установку. Поэтому самый факт наличия этих плагинов на сайте – это сигнал его новизны. И в ряде случаев (первый – Интернет-магазины – мы рассмотрели в прошлый раз, остальные будем рассматривать в следующем посте) этот сигнал важнее самих комментариев. Понимаете?

Но пойдем дальше. Следующий инструмент – чат. И он успешно развивается! Все больше сайтов не просто дают своим посетителям способ связаться с сотрудниками по скайпу (пример — сайт компании Business Matrix), но и предлагают живой чат (пример — сайт хостинговой компании HostGator):

Мода на функционал

С таким чатом тоже надо быть аккуратными – их дизайн часто бывает навязчивым, окошечко чата лезет в глаза по-наглому и больше пугает, чем привлекает. В качестве иллюстрации приведен как раз удачный пример компании HostGator – и видно хорошо, и не мешает. И при соблюдении этого сочетания чат скорее помогает! А в некоторых сферах он практически обязателен! Если возвращаться к тем же Интернет-магазинам, то среди них выделяются те, где клиенты хотят видеть товар, но покупать его приходят все-таки живьем – бытовая техника, мебель и т.п. Вот на них такой чат практически must have. Поэтому ставьте соответствующий плагин, к нему «присоединяйте» обученных сотрудников – и вперед!

Теперь следующий инструмент – RSS агрегаторы, т.е. приложения, которые проверяют ваш сайт на обновления и уведомляет о них подписавшихся пользователей. Они обязательны, даже обсуждать особо нечего. Внешний вид не портят, но позволяют заинтересовавшемуся клиенту получать ваши обновления. Вот здесь, к сожалению, «собака зарыта»: эти обновления должны быть, причем должны быть регулярными, с оптимальной для вашего бизнеса частотой. Такие регулярные обновления могут составлять проблему, поскольку нужно рассказывать о компании, об отрасли, о мире – а у многих владельцев сайтов с этим серьезным проблемы. Собственно, именно поэтому возникает нужда в толковых копирайтерах, по поводу недавно велась целая многоступенчатая дискуссия (окончание здесь). Повторяем свое мнение: дорогие копирайтеры не обязательны, а порой и вредны своей дороговизной и почти неизбежным из-за этого тщеславием, а вот обучить собственных сотрудников формировать обновления новостями, иллюстрациями, другим подходящим контентом можно и нужно.

Дальше – обратная связь, которая тоже стала совершенно обязательной. Она бывает разных видов, помимо уже описанных форумов и чатов. Это разного типа отклики, запись на встречу, на семинары и другие мероприятия компании, на консультацию, а также везде, где возможно, покупка информационных услуг и информационных товаров. Даже если ваш бизнес – производство или продажа реальных товаров, консультации могут, а нередко – должны быть! И они дадут вам бесценную обратную связь.

Пример — продажа с сайта услуг компании Business Matrix:

Мода на функционал

Ну и, наконец, последнее по упоминанию, но не по значению, — карты проезда. Они тоже обязательны! Иначе можно столкнуться с ситуацией, когда адрес есть, а что с ним делать, непонятно – во многих городах есть «мелкие» улицы, названия которых людям ничего не говорят. А поблизости – крупные магистрали или хорошо известные ориентиры. В качестве карт обычно используются Google Maps, и это вариант приемлемый, но требующий проверки. Так, на днях довелось столкнуться при поездке в крупный магазин, на сайте которого не было карты, с тем, что Google Maps показал здание стоящим не на той стороне дороги. Разворот потребовал времени, немножко нервов и хорошего отношения к магазину не добавил.

Поэтому по отношению к картам нужна проверка и использование как можно более удачного варианта. Вот, например, очень удачная карта Юрмалы – в ней густонаселенные места показаны детальнее, а пустоты сокращены:

Мода на функционал


Разобрались немножко?

В качестве вывода можно еще подчеркнуть, что весь описанный в этой заметке функционал  реализовать достаточно просто, если ваш сайт сделан не так давно и на подходящей платформе. И при условии регулярных обновлений сайта этот функционал даст вам массу плюсов в глазах посетителей!