Учимся ли мы на собственном опыте? Только в том случае, когда он заставляет нас переоценить свои ментальные модели.

Комментарий 2023 года: собрано из нескольких публикаций, бóльшая часть которых уже исчезла.


Любую нашу деятельность направляют глубоко укоренившиеся идеи, стратегии, способы понимания. Системное мышление обозначает их как ментальные модели. Почему мы их так называем? «Ментальные» – потому что существуют в нашем уме и направляют наши действия, а «модели»- потому что мы создаем их на основании своего опыта.

Убеждения: это то, что мы, вопреки всем свидетельствам, считаем истинным. Наши ментальные модели придают смысл событиям. Через них мы истолковываем свой опыт. Они не представляют собой факты, хотя иногда мы именно так к ним относимся.

Ментальные модели мы создаем для упрощения картины мира.

В создании и поддержании ментальных моделей участвуют четыре механизма:

  • Вычеркивание – отбор и фильтрование опыта, часть которого уходит из памяти.
  • Конструирование – придумывание чего-то, что на самом деле отсутствует.
  • Искажение – манипуляция фактами и событиями, придание им различных толкований.
  • Обобщение – истолкование единственного случая как типичного для целого класса явлений. Опасность в том, что человек может взять нехарактерный пример, сделать на его основе обобщение и стать слепым и глухим ко всем свидетельствам обратного.

Ментальные модели образуют систему. У каждой из них есть задача. Цель системы убеждений состоит в том, чтобы давать объяснение и смысл нашему опыту.

Что значит иметь жесткие, ограничивающие ментальные модели:

  • Если вы настаиваете на том, что ваши идеи полностью соответствуют реальности.
  • Если у вас узкий круг интересов, который исключает приобретение опыта.
  • Если вы не допускаете ни малейшей неопределенности и стараетесь как можно быстрее делать выводы.
  • Каждый раз, когда вас не устраивают поведение людей и ход событий, вы имеете наготове богатый запас объяснений.
  • Активно используете модальные операторы («должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо») и никогда не сомневаетесь в оправданности их применения.
  • Щедро оснащаете свою речь универсалиями – обобщающими понятиями («все», «каждый», «никто», «никогда») и не признаете никаких исключений.
  • Не стесняетесь делать обобщения на основании единственного случая.
  • Используете односторонние, полученные вне прогнозируемых временных рамок события для подтверждения своих идей.
  • Вину за неудачи и проблемы возлагаете на людей (не забывая при этом и себя).
  • Осмысляете происходящее в терминах прямолинейной логики «причина – следствие».
  • Никогда не проявляете любознательности.
  • Не пересматриваете своих убеждений на основе полученного опыта.

Что значит иметь системные ментальные модели:

  • Вы исходите из того, что на данный момент ваши ментальные модели лучшие из всего, что было вам доступно, но не прекращаете поиска более совершенных.
  • Вы имеете широкий круг интересов.
  • Не боитесь неопределенности.
  • Проявляете любознательность и уделяете особое внимание тому, что, похоже, противоречит вашим ментальным моделям.
  • Ищете причины событий в системе обратных связей, действующих в разные временные периоды.
  • Столкнувшись с проблемой, исследуете не только ситуацию, но и свои предположения о ней.
  • Обращаете внимание на взаимную связь факторов, добиваясь понимания того, как события согласуются друг с другом.
  • Ищете объяснения в виде системы циклов и контуров обратных связей, в которых результат – следствие одной из причин – в свою очередь становится причиной чего-то другого.

Для обнаружения ограничивающих нас ментальных моделей нужно:

  • составить список трудностей и по поводу каждой ответить на вопрос, существует ли она сама по себе или только в нашем воображении;
  • сделать «левую колонку», т.е. записать то, что вы думаете и что говорите в проблемных ситуациях; какие скрытые или явные убеждения и представления породили в вас эти мысли? что остановило и помешало произнести их вслух? исходя из ответов на первые два вопроса, что вы можете сказать о своих представлениях и убеждениях?
  • выделить и проанализировать использование в речи определенных типов выражений: оценочных суждений, модальных операторов и лингвистических универсалий – обобщающих понятий. Все сказанное сказано кем-то. Нельзя ли поставить это под сомнение? Такие выражения, как «следует», «должен», «не следует», «не можете» известны в лингвистике как модальные операторы. Мы рекомендуем вам завести «капканы» для «отлавливания» модальных операторов, потому что они устанавливают границы и зачастую маскируют ограничивающие ментальные модели. Наконец, как это ни парадоксально, есть целый класс слов, называемых лингвистическими универсалиями, такие как: «все», «каждый», «никогда», «всегда» «никто» и «любой». Это обобщения, указывающие на отсутствие исключений, ноисключения есть всегда. Вот несколько примеров: «Все делают так», «Никогда так не говори», «Мы всегда делали это так», «Никто еще никогда не возражал». Универсалии ограничивают нас, потому что, если принять их буквально, они лишают права выбора и поиска других возможностей. Услышав такое универсальное обобщение, сразу задавайте вопрос о возможности исключений.

Обучение

Чем полнее мы осознаем последствия своих действий, тем насыщеннее и активнее живем. Это и есть самообучение – изменять себя с помощью обратной связи, активируемой нашими действиями. Концепция обучения глубже, чем идея формального ученичества, потому что мы всегда сами себе учителя. Нас учит всё, что мы делаем. Обучение приносит плоды, ведь это единственный путь измениться, постепенно становясь тем, кем мы хотели бы быть. Обучение создает и воссоздает наши ментальные модели. Чем бы вы ни занимались, вы можете при этом учиться, потому что обучение – это один из основных типов обратной связи в процессе жизни. У каждого человека есть свой, наиболее подходящий для него способ учиться: читая, слушая, беседуя или действуя. В основе своей обучение – это петля обратной связи.

Отсутствие обучения. Повторение тех же действий независимо от результатов, без учета информации, поступающей по обратной связи. Примеры: привычки, автоматизированные навыки, используемые без учета результатов.

Простое обучение. Учет обратной связи и изменение действий в зависимости от получаемых результатов. Ваши решения и действия диктуются не подлежащими изменениям ментальными моделями. Примеры: метод проб и ошибок, механическое запоминание, освоение механических навыков.

Порождающее обучение. Обратная связь воздействует на ментальные модели и изменяет их. Результат этого – освоение новых стратегий, новых видов действий и опыта, которые прежде представлялись невозможными. Примеры: научиться учиться и ставить под сомнение свои исходные допущения, умение видеть ситуацию по-новому.

В бизнесе простое обучение помогает улучшить компанию. Она сможет заниматься привычной работой эффективнее или быстрее, чем прежде. А вот порождающее обучение меняет сами подходы к делу и, возможно, открывает совершенно новые области для бизнеса. Например, сети больших супермаркетов перестали быть местом покупки исключительно дешевых продуктов питания. Теперь в них можно приобрести одежду, подарки, видео, игрушки и книги. Эти сети эмитируют кредитные карточки и ведут себя как банки.

Ментальные модели зачастую представляют собой метафоры, которые, в силу расплывчатости их содержания, трудно подвергнуть сомнению. Например, многие годы представлялась разумной идея организации бизнеса в виде пирамиды, на вершине которой – небольшая группа принимающих решения руководителей, а на нижних этажах – все растущее число исполнителей. В наши дни, в условиях децентрализованных глобальных рынков, пирамиды – это организационные динозавры. У них очень медленная реакция. Многие компании провели разукрупнение и превратили корпоративные иерархии в плоские сети. Но придет время, когда и они будут меняться, чтобы соответствовать потребностям времени. Чтобы идти в ногу со временем, нужно постоянно учиться.

Что нам мешает учиться?

  • Не принимаем в расчет обратную связь. Лучший способ научиться чему-то – учить этому других. Обучающий и обучаемый находятся в постоянном взаимодействии, которое образует продуктивную петлю обратной связи.
  • Вычеркивание части информации.
  • Динамическая сложность. Трудно установить связь между причиной и следствием, если они сильно отстоят друг от друга во времени и пространстве. Когда люди не в силах обнаружить проявления обратной связи, причиной может быть то, что реакция еще не завершила круг по системе. Не зная длительности задержки, трудно избежать слишком ранних или запоздалых реакций.
  • Ограничивающие ментальные модели. Мы приписываем поведение, успехи и неудачи отдельным людям, а не структуре системы и налагаемым ею ограничениям. Слишком спешим оценить свою результативность и успешность, не дожидаясь, пока эффект обратной связи проделает свой круг по системе. Это мешает нам адекватно оценивать последствия собственных действий.
  • Трудности измерения обратной связи. Чтобы учиться, нужно следовать сигналам обратной связи. Но для этого необходимо их воспринимать. Иными словами, наша восприимчивость к сигналам обратной связи должна соответствовать диапазону получаемых сигналов. Наш порог восприятия должен быть адекватным (не слишком низким, но и не слишком высоким).
  • Смешение понятий точности и достоверности.
  • Установление слишком низкого или слишком высокого порога реакции.
  • Игнорирование того, что мы чувствуем. Человек, всегда и со всеми соглашающийся, наводит скуку и в конце концов оказывается в изоляции, потому что он ничего не дает другим, а играет роль эха.
  • Неумение задавать вопросы.
искусство Источник: «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт
ловушки Тем, кому хотелось бы больше узнать об особенностях мышления, рекомендую также к прочтению книгу«Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь», Андре Кукла
парадигмы А в заключение — финальная история из книги Джоэла Баркера «Парадигмы мышления. Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире», которую, как вы уже догадались, также рекомендую к прочтению.

КОЗЕЛ И КОРОВА

Источник

Жил да был один человек, у которого был дом в горах и автомобиль Porsche. Каждую субботу он отправлялся в горы по очень опасной дороге, где было множество поворотов с плохим обзором и неогороженных обрывов.

Однако опасности не смущали нашего героя. Он был опытным водителем, имел прекрасную машину и знал дорогу как свои пять пальцев.

Однажды чудесным субботним утром, приближаясь к одному из самых опасных участков дороги, он переключил передачу и притормозил, готовясь к повороту до которого оставалась пара сотен ярдов. внезапно из-за поворота на огромной скорости выскочила машина! Она едва не полетела в пропасть, но в последнюю секунду водителю удалось справиться с управлением и удержаться на дороге. Машина вильнула и вылетела на встречную полосу.

Господи, подумал наш герой, сейчас она врежется в меня! Он резко затормозил, надеясь избежать столкновения, но машина с ревом мчалась прямо на него. Лишь в последнюю секунду, когда столкновение уже казалось неминуемым, ей каким-то чудом удалось вернуться на свою полосу. Из окна автомобиля высунулась хорошенькая женщина и во все горло крикнула: «Козел!».

«Ничего себе! – подумал он. – И у нее хватает наглости обзывать меня! Я же еще и виноват!». Вне себя от ярости он обернулся и крикнул вслед удаляющейся машине: «корова!».

Его возмущению не было предела, его утешало лишь одно – он не остался в долгу у грубиянки. С этой мыслью он вдавил педаль газа в пол, на полной скорости выскочил за поворот… и врезался в козла!

В ближайшие десять лет из-за поворота будут то и дело выскакивать люди, что-то выкрикивать вам. Им будет некогда остановиться и объяснить, что случилось, а следовательно, разобраться в этом – ваша задача.

Если ваша парадигма поражена параличом, вам будут мерещиться лишь угрозы.

Если у вас гибкая парадигма, вы откроете массу возможностей!

Удачи всем на пути к новым открытиям!