Общество расслаивается на «технологичных» и «обычных», старики учатся с детьми, «традиционная школа» умирает, игровая приставка заменяет учителей. Executive.ru заглянул в будущее.
В ближайшие двадцать лет нас ждут заметные перемены. Подрастающее «цифровое» поколение перестроит экономику под себя. То, что сейчас выглядит «развлечением молодых», в ближайшие десятилетия станет основой общества. Но и старшее поколение станет заметно активнее.
Около пятидесяти человек собрались вместе на трехдневный форсайт «Образование 2030» и создали образ «неизбежного, вероятного и желаемого будущего». Получилось не только про образование.
Увидеть целиком интерактивную карту будущего можно будет на Петербургском экономическом форуме летом 2012 года. Чтобы понять уже сейчас, что нас ждет, кому все это надо и чего опасаться, E—xecutive.ru встретился с одним из организаторов форсайта, директором направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрием Песковым.
Шесть главных трендов
Демография
Пожилых людей в России становится все больше, а молодых все меньше. При этом ценность профессиональных навыков старшего поколения падает, замечает Песков. Как переучить и вернуть в экономику миллионы людей старшего возраста? Вопрос, над которым ломает голову весь мир.
― Думаю, государство однажды внесет правки в закон об образовании, чтобы человек имел право на два бесплатных высших образования, ― говорит Песков. ― Первое получаете до 30 лет, второе после 50 лет, причем это уже не абстрактное образование, а заточено под новые профессии. Например, под туризм. Сегодня слетать в Турцию выходит дешевле, чем съездить на выходные в Ярославль. Почему так? Потому что административная рента высокая (законы и налоги можно изменить) и рабочая сила дорогая. Во многих странах туристические услуги оказывают люди старшего возраста. Небольшая гостиница на три-четыре номера ― стабильный источник дохода. Вводные навыки можно дать через онлайн-программы. Но это должны быть не классические знания про теорию гостиничного дела, а конкретные компетенции и документы, некая бесплатная франшиза на открытие бизнеса.
Господство Азии
Индия и Китай в ближайшие двадцать лет станут крупнейшими мировыми экономиками и главными образовательными рынками. Кто платит, тот и музыку заказывает, так что облик и технологии нового образования будут определяться там же ― в Азии.
Новая волна технологий. Перетряска экономики
Россия будет вынуждена обновлять основные фонды через массовые инвестиционные программы. Тема «новой индустриализации» обсуждается в обществе уже сейчас.
Сдвиг демографической пирамиды
В ближайшие годы растущие доходы и новая медицина сделают стареющее население социально, физически и умственно активными людьми. Послевузовское образование станет одним из самых быстрорастущих сегментов.
В то же время каждое новое поколение повышает значимость технологий. В таком обществе, чем вы моложе, тем ценнее, потому что молодых проще научить новому, они выполняют задачи, которые не по силам старшему поколению.
― У нас в форсайте это называется «Культура самостоятельности», ― продолжает Песков. ― Будут развиваться формы ранней социализации, появится «детское предпринимательство», игровые вселенные. Элита помолодеет, обязательно последуют политические изменения. Все это начнется через пять-шесть лет, и дальше этот тренд станет определяющим.
DIY
Культура «сделай сам» в 2020-х годах станет повсеместной: необходимые вещи мы будем собирать и программировать прямо дома. Купить 3D-принтер, «печатающий» сложные объемные фигуры, можно уже сегодня.
Старение и ухудшение школы
Массовую систему быстро поменять нельзя, поэтому традиционная школа будет деградировать до 2020 года, после чего прекратит существовать. Начнутся серьезные изменения. Распространятся игровые формы обучения, а конвейерные формы уйдут в прошлое.
― Господство игровой метафоры дает человеку больше свободы, ― считает Песков. ― В обществе остается меньше механизмов принуждения. Каждый человек и общество в целом становятся счастливее. Это, кстати, необходимое условие для технологической революции. То есть появятся люди, которые будут готовы к технологическим изменениям.
Пять главных заказчиков изменений
Кому нужны перемены? Авторы форсайта говорят о пяти заказчиках ― это сам человек, семья, профессиональные сообщества, бизнес и государство. Причем каждую из сторон будущее волнует с разной силой.
Семья заинтересована в переменах чуть больше отдельного человека, но и она довольно пассивный заказчик изменений. Что волнует большинство родителей? Обычно это два вопроса ― кем станут дети и как много они будут зарабатывать? На этом интересы семьи по части образования обычно затухают. Новое образование устроено иначе и затрагивает отношения внутри семьи.
― Условно говоря, у вас может вызывать отторжение, что ребенок проводит много часов у игровой приставки, ― поясняет Песков. ― Бегает, делает непонятные жесты, общается на непонятных языках. Вы будете запрещать. А между тем онлайновые игры с образовательным компонентом в глобальных сообществах ― самая эффективная и перспективная форма образования на горизонте. С другой стороны, образование станет способом заново собрать семью вместе. Например, внучки будут учиться вместе с бабушками. Роли поменяются, внучки будут больше учить бабушек, но семья будет учиться вместе».
Следующая по степени заинтересованности сторона ― профессиональные сообщества, то есть некие держатели стандартов в обществе (сообщества врачей, гильдии и так далее). В развитых странах за подобными объединениями закреплено право определять (через сертификацию, экзамены или тесты), профессионал вы или нет. Эти же сообщества обычно выступают активными заказчиками изменений, но не в России, потому что у нас профессиональных сообществ почти нет.
― В нашем обществе низкий уровень доверия, ― говорит Песков о причинах, ― а профессиональное сообщество ― это в первую очередь доверие к работе другого человека. Нет доверия, нет сильных сообществ, нет субъекта, способного брать на себя ответственность.
Теперь о бизнесе. По словам Пескова, перемены и новое образование нужны бизнесу как никому другому. Бюджет 2011 года на образование в России ― 500 млрд руб. Высшая школа экономики приводит цифры, что бизнес ежегодно тратит на переобучение выпускников системы образования ровно столько же ― 500 млрд руб. И даже в таких условиях, как замечает Песков, бизнес не готов вкладываться в изменение системы. Почему?
― Во-первых, бизнес пока не умеет выстраивать новые формы образования, ― считает Песков. ― Во-вторых, любой бизнес вкладывается туда, где понятен результат и возможен контроль. В нынешнем образовании ни того, ни другого нет. Даст предприниматель деньги вузу, а вуз потратит все на раздутый административный аппарат. И что бизнес с этого получит? Лучших специалистов? Вряд ли.
Самым сильным заказчиком изменений сегодня оказывается государство. И это плохо, считает Песков, потому что государство чаще ошибается, потому что в таком случае мы должны верить, что на государственных постах работают самые умные, самые дальновидные и самые честные профессионалы. Меритократия работает во Франции, но не всегда в России. К тому же новая система должна быть гибкой, потому что потребности экономики меняются быстро, а ждать гибкости от государства не приходится.
Шесть главных угроз
Дмитрию Пескову нравится в грядущем будущем далеко не все.
«Вторая психоделическая революция»
Люди смогут создавать наркотики прямо у себя дома. Это прямое следствие DIY-тренда и значительная угроза для здоровья молодого поколения. Нынешняя борьба с наркотиками покажется детским лепетом по сравнению с задачами, которые предстоит решить в будущем, уверен Песков. «Гражданские биотехнологии» и «кухонные лаборатории» ― уже реальность.
«Приватизация системы подготовки»
Есть риск, что главным заказчиком изменений станет бизнес без долгосрочных целей. Тогда обучение сведется к профессиональной подготовке, а гуманитарные науки, воспитывающие патриотов и всесторонне развитых личностей, останутся на задворках.
― Бывают исключения, ― добавляет Песков. ― Из последнего, что видел, образовательная программа на ЧТПЗ. Металлургия у них не «черная», а «белая». Они поменяли не только название, но и подход. На дорогостоящем оборудовании, оно десятки миллионов долларов стоит, работают не закопченные металлурги, а люди в белых халатах с крайне высокой специализацией. Так вот они возродили у себя систему профессионального образования. У них три главных предмета. Физкультура. Если человек физически здоров, то у него меньше отгулов, значит больше прибыль акционеров. Иностранные языки. Люди работают на зарубежном оборудовании, они должны понимать инструкции. И третье ― история. Заводу нужны патриоты, которые бы не уехали за границу. Всему остальному можно научить за две недели у станка. Для работников завода обучение бесплатное.
«Когнитивный психоразрыв», «Новая евгеника»
Есть опасность, что возрастные и генетические различия станут поводом для очередного расслоения в обществе. Люди разделятся на способных и не способных работать в новой парадигме. Зачатки видны уже сегодня. Скажем, ТВ- и интернет-аудитория ― это довольно разные люди, разговаривающие практически на разных языках и обладающие разными навыками. Новая медицина восполнит часть возрастных особенностей, а с генетикой все сложнее.
― Сейчас назревает опасность новой евгеники, ― говорит Песков. ― Причем новая евгеника в отличие от аналогов ХХ века не субъективная, а объективная. Во времена нацистской Германии, слава богу, нельзя было понять, какой ты расы, а сейчас ДНК-анализ показывает все ваши корни в процентном соотношении. ДНК-анализы на предрасположенность станут обычным делом. Вы сможете развивать сильные стороны ребенка с ранних лет, поэтому ближе к зрелости дети уйдут далеко вперед сверстников.
«Кибергизация общества»
Работать или нет в прямой связке «мозг-компьютер»? Вставлять ли себе линзу, которая передает изображения в мозг с высокой скоростью, помогает быстрее передвигаться, лучше общаться с людьми и решать инженерные задачи? Или «остаться человеком»? Это еще один этический вопрос, который в будущем, вероятно, будет обсуждаться на том же уровне, как сейчас обсуждаются цены на нефть и размер пенсии.
― Ближе к 2030 году начинается «Когнитивная революция», зона на стыке технологий и трендов, ― Песков указывает на край карты. ― Мы отказываемся форсайтить дальше. Мы говорим, что вот тут зона наступления некой «сингулярности», технологии развиваются настолько быстро, что мы не способны их отслеживать. Заглядывать еще дальше можно, но не на годы, а на десятилетия.
Оставить комментарий