Автор предлагает анкету для оценки удовлетворенности сотрудников, с помощью которой вы сможете точнее определить настроения в вашем коллективе и эффективнее повлиять на ситуацию.
Олег Кулагин, E-xecutive
Разработал новую версию анкеты для оценки удовлетворенности сотрудников. Теперь вопросник включает 40 факторов (мотивов), способных повлиять на трудовую мотивацию или, напротив, демотивацию людей. Все факторы условно разделены на шесть групп: денежные, натуральные, моральные, организационные, патерналистские, управленческие.
- Денежные мотивы – это все, что связано с получением и зарабатыванием денег в организации.
- Натуральные мотивы – разнообразные материальные блага и льготы, которые человек гарантированно получает или своим трудом достигает в организации.
- Моральные мотивы – это все, что связано с признанием заслуг, ростом статуса и уважения, созданием положительного эмоционального климата в организации.
- Организационные мотивы – это факторы, связанные с самой работой, ее характером и содержанием, организацией труда на предприятии.
- Патерналистские мотивы – стабильность, гарантии, внимание, забота о сотрудниках.
- Управленческие мотивы – возможность влиять на результаты своего труда и работы организации, участие в управлении предприятием.
Помимо этого, все мотивирующие факторы могут быть разделены на внешние и внутренние, достижения и избегания.
- Внешние мотивы – это вознаграждения, которые человек получает за результаты труда.
- Внутренние мотивы – это вознаграждения, которые человек получает от самого процесса труда, от характера и содержания работы.
- Мотивы достижения – это возможности приобретения, улучшения, достижения чего-либо. Это то, к чему люди стремятся.
- Мотивы избегания – это возможности удержания, сохранения, избегания потерь в том или ином смысле. Это то, что люди желают сохранить и не желают потерять.
Все факторы, включенные в анкету, перечислены ниже.
- Должностной оклад, его размер и соответствие сложности работы.
- Перспективы увеличения должностного оклада.
- Постоянные надбавки за квалификацию, стаж работы, заслуги перед организацией.
- Прозрачность и понятность системы оплаты труда; «белая» зарплата.
- Отсутствие штрафов и удержаний из постоянной части заработка.
- Оплата по результатам, премии; возможность не получать, а зарабатывать.
- Дополнительный заработок в организации (участие в проектах, хоздоговора, гранты и др.).
- Участие в собственности предприятия (процент от прибыли, дивиденды по акциям).
- Гарантированные льготы от организации, состав социального пакета.
- Материальные, но неденежные, вознаграждения за результаты труда (льготы, ценные подарки, путевки, обучение и др.).
- Обучение и развитие за счет организации.
- Физические условия труда, оснащенность рабочего места.
- Неформальный статус, вес и влияние в организации, возможность его повышения.
- Психологический климат, межличностные отношения в коллективе.
- Значение и смысл работы, ее роль и полезность для других людей (потребителей, города, страны и т.д.).
- Престижность организации, ее известность, имидж и репутация.
- Стиль управления, личность руководителя, уважение и доверие к сотрудникам.
- Корпоративная культура, общепринятые ценности, правила и нормы поведения в организации.
- Интересные и радостные события в организации, корпоративные мероприятия, праздники, соревнования, традиции, совместный отдых.
- Признание заслуг со стороны руководителей и коллег (моральные поощрения, ценные подарки, призы, почетные звания и др.).
- Содержание самой работы, ее разнообразие, интересность.
- Возможность творчества и самовыражения в работе.
- Возможность профессионального роста в процессе работы.
- Достаточно сложная и напряженная работа, требующая развития личной эффективности, качеств и способностей.
- Самостоятельность и независимость в работе, отсутствие жесткого контроля.
- Работа в команде, возможность общения и установления отношений с коллегами по работе.
- Внешние социальные контакты, общение и взаимодействие с клиентами, поставщиками, партнерами компании.
- Четкие требования к работе, внятно сформулированные служебные функции, цели и задачи работы.
- Здоровая состязательность в коллективе, возможность взаимного сравнения результатов работы.
- Адекватная рабочая нагрузка, реальные планы, нормальный режим труда и отдыха, свободное время (рабочий график, выходные, отпуск).
- Общая организация труда в коллективе, порядок и дисциплина в организации, внутрифирменное взаимодействие, качество бизнес-процессов.
- Получение информации о результатах, своевременная и четкая обратная связь.
- Важность работы, ее влияние на конечные результаты работы организации (продукты, услуги).
- Забота и внимание со стороны руководителей.
- Стабильность в работе, гарантия занятости, уверенность в завтрашнем дне.
- Возможность продвижения по службе, карьерный рост.
- Занимаемая должность, положение в организации.
- Достаточно широкие полномочия и ответственность, возможность лично влиять и отвечать за результаты своего труда.
- Участие в обсуждении и решении проблем организации, учет мнений сотрудников, поддержка разумной инициативы.
- Достаточно полное и своевременное информирование работников (о ситуации на предприятии, планах руководства, перспективах развития).
Для оценивания удовлетворенности сотрудников каждому респоденту предлагается заполнить следующую таблицу:
Прочитайте внимательно список трудовых мотивов (характеристик работы).Инструкция по заполнению:
- Уточните содержание непонятных характеристик (если необходимо).
- Оцените (в баллах от 0 до 10), насколько для Вас важна каждая характеристика работы, т.е. в какой мере она вообще влияет на Вашу удовлетворенность (от 0 – «совсем не важно» до 10 – «критически важно»).
- Далее оцените по 10-балльной шкале свою удовлетворенность по каждой характеристике работы, поставив любой знак в соответствующей клетке таблицы.
Обработка результатов оценивания происходит по следующему алгоритму:
- Суммируем оценки важности всех мотивов (2 столбик таблицы).
- Оценка важности каждого мотива делим на полученную сумму и получаем веса характеристик (их сумма должна быть равна 1).
- Веса мотивов умножаем на оценку удовлетворенности по каждому мотиву и складываем.
- Полученная оценка – индекс удовлетворенности (от 0 до 10) — показывает уровень удовлетворенности сотрудника.
- Далее определяем общие индексы (средние оценки) удовлетворенности по категориям персонала, подразделениям и организации в целом.
- Определяем локальные индексы удовлетворенности сотрудников по отдельным факторам (по категориям персонала, подразделениям и организации в целом).
- Оформляем результаты оценивания (в виде таблиц или диаграмм).
Данная методика позволяет оценить удовлетворенность сотрудников с учетом более широкого перечня факторов и структуры трудовой мотивации сотрудников, поскольку каждый фактор в итоговой оценке учитывается с некоторым относительным весом, отражающим важность данного фактора для данного человека. Это дает более точные результаты по сравнению с известными методиками. Можете использовать этот вопросник в своей практической деятельности! Если будут вопросы, пишите.
Оставить комментарий