В каждом предмете или области знаний существуют лишь два основных принципа, которые необходимо знать. Все остальное либо следует из этих двух принципов, либо является несущественным приложением к ним. Или, как сказал Эйнштейн: «Все должно быть так просто, как это возможно, но не проще этого». Целые индустрии существуют лишь благодаря тому, что они усложняют и запутывают простые знания и навыки, тем самым искусственно формируя для себя рыночную нишу.

Оливер Буркман (Oliver Burkeman), британский журналист и писатель, лауреат премии Ассоциации иностранной прессы. Материал публикуется в переводе с английского. Элитариум


Начало этой истории звучит прямо как в анекдоте: экономист заходит в бар. Однако это был реальный экономист Глен Уитман, который вошел в реальный бар Lava Lounge в Лос-Анджелесе в 2002 году. Там он случайно завел разговор с одним из посетителей этого заведения, упомянув невзначай о своей профессии. «Так какие же будут, — поинтересовался незнакомец в продолжение разговора, — Два Принципа в экономике?» «Какие еще Два Принципа?» — переспросил сконфуженный Уитман. «Ну, эти самые Два Принципа. В каждом предмете или области знаний существуют лишь два основных понятия, которые необходимо знать. Все остальное либо следует из этих двух принципов, либо является несущественным приложением к ним». Уитман задумался, а потом ответил: «Первое: стимулы важны (incentives matter). Второе: не бывает ничего даром (there’s no such thing as a free lunch)». Такой ответ вполне может претендовать на достойное подытоживание знаний всей экономической науки.

«С того самого вечера, — написал позже Уитман, — я продолжал играть в эту игру Два Принципа. Когда я знакомился с людьми других профессий или теми, кто знал в определенной области больше меня, я всегда задавал им тот же вопрос о Двух Принципах». Когда Уитман написал об этом на своей университетской странице в Интернете, десятки людей прислали ему свои наблюдения, которые каждый желающий может прочитать на английском по этому адресу. Правда, Уитман давно уже не обновлял эту свою страницу, потому что сейчас он увлечен новой карьерой телевизионного сценариста. Два Принципа успешного телесценария, как он поведал мне недавно — это «личность, персонаж, герой» и «никому не интересны личности, персонажи или герои, если сюжет бестолковый».

Уитман считает, что людям так нравится задачка Двух Принципов потому что она заставляет их выпутываться из трясины мелочей и дает возможность окинуть свежим взглядом знакомую им область экспертных знаний. Такой вопрос возвращает людей к самым основам знаний. Посетители странички Уитмена, к примеру, поделились с ним своими выводами о Двух Принципах торговли акциями («Покупай дешево, продавай дорого» («Buy low, sell high»)), а также Двумя Принципами актерского театрального мастерства: «Помни слова роли» и «Не налети на декорации». Эти принципы также точно указывают на противоречия, которые заложены в основу многих профессий. К любимым принципам Уитмена относятся Два Принципа медицины: первый — «Не навреди», а второй — «Чтобы помочь пациенту, врач должен идти на риск нанесения вреда». Мне также понравились два принципа паблик рилейшнз: «Восприятие является реальностью» и «Восприятие редко бывает реальностью». Уитман также утверждает, что наличие именно двух основных принципов является критическим условием: «Три главных принципа не потребуют столь дисциплинированного мышления, а один принцип не сможет отразить полной картины». Или, как сказал Эйнштейн: «Все должно быть так просто, как это возможно, но не проще этого» («Everything should be kept as simple as possible, but no simpler»).

Конечно, всю медицину невозможно упростить до двух основных принципов, но во многих других областях знаний Два Принципа могут оказаться близки к оптимальному числу необходимых утверждений. Целые индустрии консультантов существуют лишь благодаря тому, что они усложняют и запутывают простые знания и навыки, тем самым искусственно формируя для себя рыночную нишу. Задумайтесь, сколько напичканных советами книг по воспитанию детей делают бесполезными Два Принципа, предложенные для данной области одним из читателей Уитмана: «Любви слишком много не бывает» и (несколько перефразируя) «Важно не что говоришь, а что делаешь». Примерно треть книг по саморазвитию и практической психологии, которые попадают ко мне в руки, можно сократить до двух основных принципов: во-первых, «если вы сможете вытерпеть небольшие неудобства и дискомфорт, вы можете достичь практически любых целей», а во-вторых — «просто поразительно, на что способны люди, чтобы избежать неудобств и дискомфорта». Кроме того, я могу лично засвидетельствовать правильность Двух Принципов Уитмана в области журналистики: «Не бывает абсолютной объективности» и «Конец сюжета всегда зависит от срока сдачи материала». Именно поэтому мой рассказ заканчивается … именно на этом месте.