Сначала хотел написать о том, почему я не люблю учиться по видеороликам, несмотря на повальное увлечение ими, но потом решил не ограничиваться этим и сделать полный обзор всех популярных способов современного обучения. Они отнюдь не равнозначны и неодинаково эффективны.
Андрей Плетенев, 31.07.2015
Видеоролики. Сюда отношу все оффлайн форматы видеообучения: как ролики на видеохостингах, так и видеокурсы. В большинстве своем они представляют из себя попросту видеозапись говорящих голов, которые читают лекции. Более полезен видеоформат там, где с его помощью показывают, как что-то делать руками или иллюстрируют какой-либо процесс в динамике.
Книги. Поскольку речь идет о современных форматах обучения, в этой категории я буду рассматривать электронные книги, статьи и прочие текстовые публикации. Бумажные источники в обучении очень сильно проигрывают в мобильности, компактности, скорости поиска информации, выделении главного и возможности быстрого обзора выделенного.
Вебинары. Для тех, кто еще не сталкивался с этим форматом: это способ группового дистанционного обучения, когда тренер транслирует свое видеоизображение и звук в интернет, а каждый участник получает доступ к трансляции со своего компьютера. Общение с тренером и другими участниками происходит в чате, реже голосом. Групповые видеочаты и конференции я тоже отношу сюда.
Аудиокурсы. Это всевозможные аудиокниги, аудиолекции и подкасты.
Обычные тренинги. В эту группу я включил все форматы обучения, которые проводятся «живьем«. Т.е. тренер и группа физически находятся в одном помещении. Помимо собственно тренингов, это основной формат школьного и вузовского обучения.
Онлайн-тренинги. Толкований этого термина может быть множество. Практически любое онлайн обучение можно так назвать. Но в рамках этой статьи я буду называть онлайн-тренингом полноценное дистанционное обучение, которое сочетает в себе текст, изображения и иллюстрирующие видеофрагменты, а так же подразумевает выполнение заданий их проверку тренером и индивидуальное общение с тренером в чате.
Персональный коучинг. Может проводиться как лично, так и дистанционно (например через skype). Индивидуальные занятия позволяют максимально учесть личные особенности обучаемого. При этом во время обучения все внимание тренера сосредоточено на одном человеке.
Вот критерии сравнения, которые я считаю важными при выборе обучения:
Быстрая выборка информации. Непомерные объемы информации, которые обрушиваются на современного человека выдвигают 2 ключевых требования:
- Быстро выбирать из представленной информации необходимую суть и, как следствие,
- Быстро валидировать информацию на пригодность.
К сожалению, с момента изобретения письменности в обучении не найдено ничего, что сравнится с текстом по скорости выборки нужной информации. Если текст написан структурированно, с выделением главных мыслей, то у вас займет буквально секунды, чтобы понять главное, а также понять стоит ли вчитываться глубже. Если вы читаете эту строку, значит вы для себя такой вывод уже сделали. Для сравнения, вспомните какой-нибудь видеоролик, который вы смотрели. Автор развивает свою мысль, вам уже все понятно или возможно кажется, что ролик бесполезный, но если вы перемотаете дальше, вы можете пропустить что-то ценное. Вспомните, сколько вы просмотрели длиннющих роликов, суть которых можно было сформулировать в 2-3 строках текста? Но, обычно, резюмировать их невозможно, не посмотрев до конца. То же самое относится ко всем форматам, где текст не является основным носителем информации.
Обратная связь от тренера. Диалог — более естественный способ обмена информацией по сравнению с монологом. Лучше всего знания усваиваются, когда вы можете задать вопрос тренеру, а он может дать вам задание и прокомментировать его результаты. Книги, видео и аудиокурсы не позволяют этого.
Количество каналов информации. Возможно вы знаете, что одни люди лучше воспринимают информацию в виде изображений и видео, другие — на слух, третьи лучше усваивают текст.
Индивидуальная скорость обучения. У каждого человека своя скорость восприятия информации. Некоторым нужно больше времени, чтобы все уложилось, а некоторые наоборот схватывают все на лету. Все групповые форматы обучения игнорируют ваши особенности и ориентируются на скорость большинства в группе. Вы либо отстаете и упускаете что-то, либо скучаете, ожидая других.
Возможность повторить. Это очень близко к скорости. Когда вы доходите до определенного момента в обучении, иногда нужно посмотреть назад, что-то освежить в памяти, осмыслить, увидеть общую систему и место в ней текущей темы. Произвольный доступ к материалу возможен только при индивидуальном обучении. Группа не будет возвращаться к пройденному ради вас.
Независимость от места. В мире интернет ехать куда-то для того, чтобы получить информацию, скоро станет архаизмом. Единственное, где это еще оправдано — получение физиологических навыков, т.е. там, где необходим физический контакт с тренером или спец. оборудованием.
Независимость от времени. Получение информации по расписанию — еще один пережиток прошлого, такой же как просмотр телепередач в соответствии с программой. Это уже давно не является необходимостью.
Игры в группе — имеется в виду выработка навыков в игре с другими обучающимися. Основная масса психологических тренингов построена именно на основе группового взаимодействия. В бизнес-тренингах игры также используются.
Как видно из таблицы, больше всего плюсов имеет формат онлайн-тренинга. Я при проведении своих курсов в основном использую именно его.
Возникает вопрос, почему же тогда сейчас столь популярен формат видеокурсов? Думаю, тому есть 3 причины:
- Люди приучены телевизором к потреблению контента. Они и обучение потребляют, относятся к нему, как к новым впечатлениям или к еде. Получил информацию —> попробовал на вкус -> получил удовольствие -> вылетело. Т.е. едят для удовольствия, а не от голода. А знание — это не еда, это здание. Нельзя пропустить фундамент и удовольствоваться дверью или трубой. Нужно работать на тренинге, чтобы это здание внутри себя построить. Думаю, не нужно объяснять, что многие предпочитают пассивно потребить «видеотаблетку«, чем реально трудиться.
- Тренерам тоже проще один раз снять лекцию на видео и потом всю жизнь продавать ее, чем работать индивидуально с каждым обучаемым и при этом постоянно совершенствовать свой курс.
- Видеоизображение выступающего помогает быть более убедительным и впечатляющим. Это происходит благодаря тому, что наша система восприятия непроизвольно считывает невербальную информацию (мимику, жесты и т.п). Они не несут никакой полезной для вас информации, но могут развлекать или убеждать. Если вы запишете текстом то, что говорит выступающий, вы увидите насколько это действительно ценно и убедительно.
Каждый выбирает формат обучения на свой вкус. Однако, если вы относитесь к обучению, как к еде, то не забывайте, что оно также бывает вкусным и безвкусным, полезным и бесполезным :) Фастфуд популярен, но, как мы знаем, до добра не доводит.
Оставить комментарий