Сначала хотел написать о том, почему я не люблю учиться по видеороликам, несмотря на повальное увлечение ими, но потом решил не ограничиваться этим и сделать полный обзор всех популярных способов современного обучения. Они отнюдь не равнозначны и неодинаково эффективны.

Андрей Плетенев31.07.2015


Видеоролики. Сюда отношу все оффлайн форматы видеообучения: как ролики на видеохостингах, так и видеокурсы. В большинстве своем они представляют из себя попросту видеозапись говорящих голов, которые читают лекции. Более полезен видеоформат там, где с его помощью показывают, как что-то делать руками или иллюстрируют какой-либо процесс в динамике.

Книги. Поскольку речь идет о современных форматах обучения, в этой категории я буду рассматривать электронные книги, статьи и прочие текстовые публикации. Бумажные источники в обучении очень сильно проигрывают в мобильности, компактности, скорости поиска информации, выделении главного и возможности быстрого обзора выделенного.

Вебинары. Для тех, кто еще не сталкивался с этим форматом: это способ группового дистанционного обучения, когда тренер транслирует свое видеоизображение и звук в интернет, а каждый участник получает доступ к трансляции со своего компьютера. Общение с тренером и другими участниками происходит в чате, реже голосом. Групповые видеочаты и конференции я тоже отношу сюда.

Аудиокурсы. Это всевозможные аудиокниги, аудиолекции и подкасты.

Обычные тренинги. В эту группу я включил все форматы обучения, которые проводятся «живьем«. Т.е. тренер и группа физически находятся в одном помещении. Помимо собственно тренингов, это основной формат школьного и вузовского обучения.

Онлайн-тренинги. Толкований этого термина может быть множество. Практически любое онлайн обучение можно так назвать. Но в рамках этой статьи я буду называть онлайн-тренингом полноценное дистанционное обучение, которое сочетает в себе текст, изображения и иллюстрирующие видеофрагменты, а так же подразумевает выполнение заданий их проверку тренером и индивидуальное общение с тренером в чате.

Персональный коучинг. Может проводиться как лично, так и дистанционно (например через skype). Индивидуальные занятия позволяют максимально учесть личные особенности обучаемого. При этом во время обучения все внимание тренера сосредоточено на одном человеке.

Вот критерии сравнения, которые я считаю важными при выборе обучения:

Быстрая выборка информации. Непомерные объемы информации, которые обрушиваются на современного человека выдвигают 2 ключевых требования:

  1. Быстро выбирать из представленной информации необходимую суть и, как следствие,
  2. Быстро валидировать информацию на пригодность.

К сожалению, с момента изобретения письменности в обучении не найдено ничего, что сравнится с текстом по скорости выборки нужной информации. Если текст написан структурированно, с выделением главных мыслей, то у вас займет буквально секунды, чтобы понять главное, а также понять стоит ли вчитываться глубже. Если вы читаете эту строку, значит вы для себя такой вывод уже сделали. Для сравнения, вспомните какой-нибудь видеоролик, который вы смотрели. Автор развивает свою мысль, вам уже все понятно или возможно кажется, что ролик бесполезный, но если вы перемотаете дальше, вы можете пропустить что-то ценное. Вспомните, сколько вы просмотрели длиннющих роликов, суть которых можно было сформулировать в 2-3 строках текста? Но, обычно, резюмировать их невозможно, не посмотрев до конца. То же самое относится ко всем форматам, где текст не является основным носителем информации.

Обратная связь от тренера. Диалог — более естественный способ обмена информацией по сравнению с монологом. Лучше всего знания усваиваются, когда вы можете задать вопрос тренеру, а он может дать вам задание и прокомментировать его результаты. Книги, видео и аудиокурсы не позволяют этого.

Количество каналов информации. Возможно вы знаете, что одни люди лучше воспринимают информацию в виде изображений и видео, другие — на слух, третьи лучше усваивают текст.

Индивидуальная скорость обученияУ каждого человека своя скорость восприятия информации. Некоторым нужно больше времени, чтобы все уложилось, а некоторые наоборот схватывают все на лету. Все групповые форматы обучения игнорируют ваши особенности и ориентируются на скорость большинства в группе. Вы либо отстаете и упускаете что-то, либо скучаете, ожидая других.

Возможность повторить. Это очень близко к скорости. Когда вы доходите до определенного момента в обучении, иногда нужно посмотреть назад, что-то освежить в памяти, осмыслить, увидеть общую систему и место в ней текущей темы. Произвольный доступ к материалу возможен только при индивидуальном обучении. Группа не будет возвращаться к пройденному ради вас.

Независимость от места. В мире интернет ехать куда-то для того, чтобы получить информацию, скоро станет архаизмом. Единственное, где это еще оправдано — получение физиологических навыков, т.е. там, где необходим физический контакт с тренером или спец. оборудованием.

Независимость от времени. Получение информации по расписанию — еще один пережиток прошлого, такой же как просмотр телепередач в соответствии с программой. Это уже давно не является необходимостью.

Игры в группе — имеется в виду выработка навыков в игре с другими обучающимися. Основная масса психологических тренингов построена именно на основе группового взаимодействия. В бизнес-тренингах игры также используются.

Sravnenie-formatov-obucheniya6

Как видно из таблицы, больше всего плюсов имеет формат онлайн-тренинга. Я при проведении своих курсов в основном использую именно его.

Возникает вопрос, почему же тогда сейчас столь популярен формат видеокурсов? Думаю, тому есть 3 причины:

  1. Люди приучены телевизором к потреблению контента. Они и обучение потребляют, относятся к нему, как к новым впечатлениям или к еде. Получил информацию —> попробовал на вкус -> получил удовольствие -> вылетело. Т.е. едят для удовольствия, а не от голода. А знание — это не еда, это здание. Нельзя пропустить фундамент и удовольствоваться дверью или трубой. Нужно работать на тренинге, чтобы это здание внутри себя построить. Думаю, не нужно объяснять, что многие предпочитают пассивно потребить «видеотаблетку«, чем реально трудиться.
  2. Тренерам тоже проще один раз снять лекцию на видео и потом всю жизнь продавать ее, чем работать индивидуально с каждым обучаемым и при этом постоянно совершенствовать свой курс.
  3. Видеоизображение выступающего помогает быть более убедительным и впечатляющим. Это происходит благодаря тому, что наша система восприятия непроизвольно считывает невербальную информацию (мимику, жесты и т.п). Они не несут никакой полезной для вас информации, но могут развлекать или убеждать. Если вы запишете текстом то, что говорит выступающий, вы увидите насколько это действительно ценно и убедительно.

Каждый выбирает формат обучения на свой вкус. Однако, если вы относитесь к обучению, как к еде, то не забывайте, что оно также бывает вкусным и безвкусным, полезным и бесполезным :) Фастфуд популярен, но, как мы знаем, до добра не доводит.