Было
Сначала была мультиканальность. У продавца имелось несколько разных каналов: офис продаж (тогда «магазином» назывался, туда приходили покупатели), почта (бумажное письмо, использовалась совершенно отдельно от продаж для всяких судебно-бухгалтерских вопросов), ну, и телефон. Правда, тогда он был одноканальным и надежно привязанным к стене, поэтому пользовались им мало, отвечали редко и долго.
Потом каждый канал начал дробиться, к «мульти» добавилась многоканальность. Мы тогда выживали, как могли, и припиской «многоканальный» к опубликованному номеру телефона быстро приучили пользователя звонить, прежде чем ехать: «А ситец веселенький есть?» — «Приезжайте — обхохочетесь!» Почта стала трансформироваться через телетайп, факс, превратилась в e-mail. Канал приблизился к покупателю и частично начал использоваться для поддержки продаж. Вот примерно тогда и пришло понимание, что по всем каналам, где идет взаимодействие с пользователем, происходит примерно одно и то же, причем одновременно. Вот тогда начало появляться «омни» (в переводе с латинского «все», «любые» – Executive.ru).
Цель омниканальности — увеличение продаж за счет глубоко личного взаимодействия компании с клиентом. Суть ее — в «бесшовном» переходе от одного канала взаимодействия с клиентом к другим. Сейчас «омни» может выглядеть так: начинаем общение по телефону, переходим в Telegram, оставаясь в едином диалоге с одним или несколькими сотрудниками.
Сначала разберемся с идеями «омни», посмотрим на существующие каналы взаимодействия с клиентами. Можно ли их свести в одну точку (CRM-систему)? Нужны ли новые каналы? Это вопрос не к «омни», а к вашему бизнесу. Если вы считаете, что новое пространство взаимодействия позволит зацепить целевых клиентов, вводите. Если нет, ваше личное «омни» от этого не пострадает.
Итак, что делать с существующими каналами? Разбираемся с имеющимся материалом. Берем статистику поведения пользователя при контакте с каждым каналом, и думаем:
- Как облегчить / улучшить для пользователя сервис?
- Как сделать мягче и удобнее переход?
- Какие данные о клиенте мы можем узнать и сохранить, как это увеличит продажи?
Чтобы досконально разобраться с определениями, возьмем, например, телефон. Ведь идея «омни» (бесшовный переход), действует и внутри одного канала, если обращения многократные. Скажем, заказывая пиццу второй раз, клиент рассчитывает, что его адрес у нас уже есть. Но идея «омни» предполагает не только это. Она подсказывает нам, что стоит обратить внимание на всевозможные данные о клиенте. Повысит ли продажи история его покупок? «Два светлых пива в этот раз вам положить?» — «А, давайте!» И вот уже есть дополнительная покупка (сross-sell). Нужно только запрограммировать автоматический анализ информации, ранее собранной о заказчике, и сотруднику пиццерии останется только текст прочитать, соответствующий ситуации. Так мы обеспечиваем независимость бизнеса от навыков каждого конкретного работника.
Еще рано отпускать телефон. А есть ли швы внутри одного звонка? Например, операторы первой линии переключают звонок на специалиста второй линии. Технологии позволяют при переключении не бросать клиента в одиночестве, раздумывая, не положить ли мне трубку, а брать его с собой, устраивая «разговор на троих»: «Марина, прими, пожалуйста, вопрос Иван Иваныча, данные я тебе уже перекинула». Клиент с нами, он никуда не делся, идентификацию уже прошел, первичный анамнез сообщил, история общения с оператором на мониторе специалиста. Шва нет — продолжайте общение.
Но, правда, телефонное общение не идеально. Поговорили мы с абонентом. А зафиксировать результат? Да, sms-ка для подтверждения телефонных договоренностей используется уже более десятка лет. Но юридически все же это не «омни». Раньше sms-ки были односторонним каналом. Повально использовались «говорящие хедеры», например, Bank, Pizza ― буквенные заголовки отправителя, и в этой технологии на аппаратном уровне не предусмотрено получение ответа. Позже, сначала сотовые операторы, потом банки начали переходить на четырехзначные цифровые номера отправителей sms и пользователь получил возможность отвечать заранее известными кодами: «Пошлите код: №%!»@100! На номер ХХХ для того чтобы подключить услугу ZZZ». Но это тяжело для пользователя, и останется атавизмом разве что для устройств «не смартфонов».
Стало
Так мы неожиданно влетели в эру мессенджеров. Причем влетели, стремительно пролетев остановку «Чаты на сайте». Чат хорошо вписывается в идею «омни» со стороны продавца: его легко интегрировать со скриптом разговора оператора и методы контроля сотрудников аналогичны телефонным. Но применение чата ограничено со стороны клиента. Чат используется лишь раз: клиенту не хочется набирать номер телефона, если он уже находится на сайте. Воспользовался сервисом и все: вы не смогли его идентифицировать, а он ничего не сохранил о вашей компании. Секундная вспышка анонимного разговора.
Другое дело мессенджеры. Ткните пальцем в того, кто еще не оценил бесплатные аналоги sms-ок, и не обзавелся одним из тройки: WhatsApp, Viber, Telegram. Суть их работы, вроде бы аналогична чату, но с неоспоримыми преимуществами, которые позволяют полностью развернуться к «омни»-идеям. Тут у нас и идентификация пользователя, и сохранение контактов на стороне клиента. Вот как это может выглядеть:
- Оператор первой линии (О1): Добрый день! Техподдержка вашего автомобиля, чем могу помочь?
- Абонент (А): Я не понимаю, что у меня за значок горит на панели.
- О1: Как он выглядит?
- А: Как солнышко.
- О1: Хм, а есть возможность сфотографировать?
- А: Да.
- О1: Чем можете переслать?
- A: Телеграмом могу.
- O1: Отлично! Шлите на номер…
Дальше действие перемещается в Telegram.
- O1: Давление в шинах на старых моделях так обозначали. Заедете сегодня проверить?
- А: А можно?
- O1: Вы сейчас где?
- A: На Ярославке стою.
Оператор проверяет свободное время у механиков в ближайшем техцентре.
- О1: Вот по этому адресу можете подъехать. Координаты скинуть для навигатора, или карту проезда?
- A: Давайте координаты.
O1 отправляет координаты, перекидывает разговор и историю взаимодействия с клиентом на ресепшен автосалона, который связывается с клиентом через Telegram: «Ждем вас. Кстати, у вас время очередного ТО подходит. Можем сразу все сделать…»
«Омни» ― это сначала идея (что мы хотим сшить) и только во вторую очередь технология, которая позволит эту идею воплотить. Патрик Диксон, консультант Google и Microsoft, говорит, что «будущее не о технологиях, а в чувствах». Не гонитесь за новыми технологиями, убедитесь, что используете уже имеющиеся. В первую очередь, «омни» требует свести все каналы в единую CRM-систему.
Неспроста в наших рассуждениях мы постоянно вспоминаем о телефоне. С него все началось, он был дешевым (по сравнению с face to-face) и удобным (прямые ответы на простые вопросы) способом контакта покупателя с продавцом. Сейчас он обрастает недостающими телефонной связи деталями. «Омни» присматривается к нему: оставляет «теле» (удаленный контакт), где-то убирает «фон» (звук), заменяет общение на электронное, ищет возможности автоматизации (избавление от необходимости присутствия живого человека на стороне продавца). И при этом «омни» быстро отметает варианты, мешающие «человеческому общению». Всевозможные автоинформаторы, боты в текстовых сообщениях, остаются только в незаметных для пользователя местах. Параллельно рассматриваются Приложения (App).
Почему приложения пока в параллели? А потому что пользователь уже должен быть вашим лояльным покупателем. Только тогда он скачает себе программку и большую часть своих нужд удовлетворит автоматически, хотя «омни» бдительно следит за тем, чтобы живой человек мог в нужный момент подхватить общение. В Google уже поняли этот принципиальный недостаток приложений и пытаются скрестить приложение с сайтом. И вот мы и подошли к черте, где история заканчивается, и начинается будущее. Давайте, опираясь на наши знания, попробуем экстраполировать развитие отрасли коммуникаций.
Будет
Идеи «омни» запустили бум развития технологий. Мы регулярно примеряем на себя стартапы, которые появляются в бизнес-инкубаторах типа силиконовой долины. Sms-ки, телефон и офисы перетекают в приложения, пока корпоративные. Каждый финансово активный пользователь уже обзавелся россыпью приложений: своего банка, парковки и сервиса по поиску дешевых авиабилетов.
Но «омни» требует идти дальше: меньше швов ― удобнее для пользователя. Приложения начнут объединяться: это уже будет не приложение одного банка, а единый электронный Банк, куда собраны все инструменты. Пользователю не нужны десятки банков, он не хочет выбирать, разбираться в рейтингах надежности и услугах. Он просто хочет использовать деньги для удовлетворения своих желаний. Единое приложение Банк будет не просто интерфейсом, а лицом новой банковской системы. Что будут твориться с обратной стороны интерфейса, пока сложно даже представить: одно можно сказать точно ― будут кардинальные изменения. Герман Греф, только взглянув на зарождение будущего, был лаконичен и краток: «blockchain ― плохая новость для банков». Это будет тяжелый период, нам предстоит стать невольными участниками захватывающей борьбы финансового капитала со свободным обменом
Нас ждет единое приложение Интернет-магазин. Оно тоже кардинально изменит отрасль, и уже не пользователь будет искать скидку, а продавец искать пути снижения цены, уменьшая расходы (на логистику, на время хранения). У нас уже есть единые приложения по авиаперевозкам, но путешествие ― это же не только самолет, но и такси к нему, и стоимость проживания в отеле.
В мире единых приложений «омни» погонит нас дальше к последнему, видимому сейчас шагу. К полному смещению фокуса с продукта/услуги на пользователя. Одеяло будет стремиться избавиться вообще от швов и заодно ― лоскутков. Появится одно Приложение, совсем одно, для всего. Это уже будет и не «приложение» в нашем понимании, а скорее «личный помощник», который знает о своем пользователе все: предпочтения, диагнозы, сколько пар летней обуви стоит в шкафу, и в каком она состоянии. Приложение и о других пользователях будет знать все. Мы уже сейчас видим, как «омни» начинает перекраивать законы: ей необходимы единые базы, личные переписки, наши посты в соцсетях. И все это приведет к тому, что пользователь будет сообщать Приложению не то, что он хочет купить, а что он хочет делать. Для осознания как это будет, позвольте небольшую футурологическую зарисовку.
…Сегодня пятница? А, не проветриться ли мне в выходные? Делаю запрос Приложению:
- Обязательные условия: пляж/температура от +24 до +27 / спорт ― что-нибудь на воде / окружение ― преимущественно молодежь.
- Желательные дополнения: джакузи/вид на море.
- Бюджет: выбираю интервал скроллингом из полосы вариантов.
- Листаю фото пляжа, дискотеки, номера отеля с джакузи. Краем глаза замечаю, что в основном это Сочи, Марокко, Египет. Но это неважно, важно соответствие вариантов желанию и стоимость.
«Клик» на понравившееся вид. Приложение выдает:
- Конечный обязательный бюджет на поездку, начиная с такси до аэропорта, заканчивая всеми программами лояльности.
Оставить комментарий