Семь симптомов того, что с работой пора завязывать.

Илья Носырев, сайт Учись управлять, 18 октября, 2013 г.


Конфуций говорил: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется трудиться ни одного дня в своей жизни» — ведь это будет уже не работа, а наслаждение. Увы, в жизни все обычно бывает по-другому: основатели стартапов часто говорят о себе, что они народ невеселый, постоянно находящийся под прессом размышлений о том, что делать дальше. Давление, которое оказывает необходимость развивать бизнес, удерживая его от стагнации и провала, приводит многих из них к гибели — из относительно недавних примеров можно вспомнить самоубийство основателя Ecomom Джоди Шермана и смерть талантливого программиста Ильи Житомирского, вместе с партнерами создавшего конкурента Facebook — социальную сеть Diaspora. «Человек редко способен заметить, что он потихоньку сползает в депрессию. Обычно должен произойти какой-то толчок — например, он заболеет (то есть включится психосоматика). Но и здесь в основном от индивида зависит, сумеет ли он выйти из зоны комфорта — покинуть стабильную, но потихоньку убивающую его деятельность ради того, чтобы найти дело по душе»,— говорит психолог Светлана Савостьянова.

Можно ли не ждать подзатыльника от судьбы и своим умом понять, что вы уже перешли невидимую черту и бизнес уже не приносит радости?

1. Вы перестали радоваться мелким успехам

Вспомните, когда вы последний раз радовались небольшим удачам, связанным с вашим делом. Если не можете, то это первый признак, что пора что-то менять. Рутина, однообразие могут превратить самое любимое дело в тяжелый и бессмысленный труд. «От того, что мы в вкладываем в свое дело, зависит то, что оно будет нам приносить — и не только в финансовом смысле,— говорит психолог, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Владислава Ладмари.— Если, работая, мы находимся в состоянии измотанности, напряжения, стресса, это будет рождать все тот же стресс, отнимая силы вашей жизни. Это тот момент, когда нужно остановиться и что-то менять». Вы должны видеть, ради чего ведете свое дело, иначе не сможете достичь успеха.

Основатель и генеральный директор американской компании-агрегатора данных по сделкам с недвижимостью Trulia Пит Флинтрассказывает, что, даже имея в голове масштабную цель — демократизировать доступ к информации по недвижимости в рамках целой нации, он удержался от попыток сразу строить структуру, действующую по всей стране, а начал с одного штата. Каждый новый подключившийся к базе данных штат был поводом для гордости, придавал силы партнерам и сотрудникам, вселял веру инвесторов в проект. Выходит, что помимо бизнес-модели важна и психологическая модель: стремясь к высокой цели, уметь радоваться каждой маленькой победе.

2. Вы стали социопатом

Часто ли вы общаетесь с людьми не по работе? А во время работы разговариваете со своими подчиненными или рассылаете им электронные письма? Например, небольшой опрос венчурных капиталистов, проведенный блогером Wall Street Journal, показал, что в основном социопаты не вызывают у окружающих веры в то, что смогут чего-то добиться. Конечно, многие черты социопатов — независимость от мнения окружающих, твердость в следовании своей цели — оказываются полезны для бизнеса, но в целом лидер должен обладать развитыми навыками коммуникации, чтобы уметь собирать вокруг себя людей, особенно в непростые для фирмы времена. Если эти навыки утрачены, это значит, что вы потеряли способность чувствовать изменения рынка и получать ценную информацию в живом общении. Как следствие, ваш бизнес вряд ли станет приносить новые успехи.

3. Работа подчинила себе ритм вашей жизни

Вы перестали уходить в отпуск, поскольку не чувствуете необходимости в отдыхе и опасаетесь потерять контроль над вашим делом хотя бы на неделю. И даже если вы изредка куда-то выбираетесь, то все равно не можете порвать связи со своей фирмой — названиваете менеджерам и проверяете, все ли они делают правильно. «У некоторых людей их бизнес поглощает все свободное время — они не могут просто прийти домой и отключиться от мыслей о работе,— говорит бизнес-тренер Анна Лавровская.— Не всем удается делегировать полномочия своим сотрудникам. Когда у человека не остается времени и сил на частную жизнь, это очень критичный симптом». Такой график жизни превращает работу в назойливую проблему — нечто вроде больной ноги, которую надо ежедневно безо всякого удовольствия мазать мазью и растягивать на станке. В действительности отпуск — хороший способ взглянуть на свою жизнь и дело со стороны. Например, Ричард Брэнсон советует брать «отпуск для вдохновения»: уезжая в далекие страны, оставлять смартфон на несколько дней, а взамен брать ручку и блокнот. Можно даже брать с собой нескольких сотрудников: когда Брэнсон создавал Virgin Records, он вез с собой на Карибы часть команды, и там, в перерывах между игрой на банджо и поеданием крабов его ближайшие сподвижники делились свежими идеями. Главное — не превратить подобные путешествия в часть нудной корпоративной программы.

4. Бизнес отобрал у вас личную жизнь

Некоторые предприниматели считают, что добиться успеха в бизнесе, находясь в постоянных отношениях, невозможно: женщины требуют внимания и стремятся подорвать вашу веру в себя. Как примеры героического полового аскетизма подаются истории Билла Гейтса и продюсера и рэпера Паффа Дэдди, которые в течение долгого периода восхождения к славе были одиноки. И все же, наверное, это тупиковый путь — для большинства предпринимателей главным двигателем служат именно семья и романтические отношения. Американские социологи, опубликовавшие исследование «Анатомия бизнесмена: как стать успешным предпринимателем», установили, что к моменту открытия своего дела почти 70% предпринимателей уже состоят в браке, а у 60% даже есть дети. Как оказалось, мужчинам старше 27 лет супруга и  отпрыски дают самую сильную мотивацию для того, чтобы брать на себя ответственность в бизнесе, и всем, кто вступил в этот возраст, пора задуматься о качестве своей личной жизни. Если она отсутствует или выстраивается в зависимости от рабочих необходимостей, это прямой путь к затяжной депрессии и провалу. «Кстати, именно близкие чаще всего способны сказать человеку, что ему нужна помощь»,— добавляет Светлана Савостьянова.

5. Вы не разделяете эмоции своего коллектива

Вы затворились в своем кабинете и перестали понимать настроения сотрудников? Что ж, это обычный период биографии любого правителя перед кровавым народным восстанием. Чаще всего такое затворничество проистекает не от равнодушия к мнению сотрудников, а от психической усталости. «Эмоциональное выгорание — самый главный симптом надвигающейся депрессии. Если все перестало радовать, если между вами и коллективом выросла стена, которая не дает вам воспринимать их мысли и настроения — значит, дело плохо»,— говорит бизнес-тренер Екатерина Семкина. Между тем работники порой чувствуют больше, чем вы знаете, — исследование Gallup показало, что эмоциональное состояние сотрудников позволяет довольно точно предсказать, будут ли продажи и прибыль компании расти или падать.

6. Вы пытаетесь сделать все сами

Гендиректор международной организации менторов Masteryasia К. С. Си считает одним из самых простых путей к провалу стремление принимать все решения самому. Если вы стараетесь выполнить большинство заданий сами, это значит, что вы утратили навык выстраивания оптимальных схем работы. Кроме того, данный симптом говорит о непомерно выросшем самомнении и желании держать все под своим контролем. Первое обстоятельство вызывает постоянную неудовлетворенность действиями коллектива, второе свидетельствует о вашей неуверенности в завтрашнем дне. Оба они тревожны: вам не нравится то, что происходит, вы боитесь увидеть неприглядную изнанку созданной вами фирмы.

7. Вы беспокоитесь о том, что может произойти, и не цените то, что у вас уже есть

Это, наверное, самый серьезный симптом того, что нужно менять отношение к своему делу и жизни — если вы живете в постоянном страхе, что вас ожидают большие проблемы, то проблемы вас действительно найдут. «Появляется пессимизм: человек начинает сидеть сложа руки, пропускает важные встречи — мол, все равно ничего не получится»,— говорит Екатерина Семкина. От стремления завоевать рынок руководитель переходит к пассивной обороне, а это проигрышная позиция. «Проблема всегда проявлена на многих уровнях, важно увидеть суть. Главное тут — выйти из-под гипноза денежной подпитки до тех пор, пока вы не заболели или не произошла иная катастрофа»,— резюмирует ведущая тренинга для лидеров «Я — бренд!»Екатерина Симбол.