Грамотное использование сервисов Google, «Яндекса», социальных сетей, мессенджеров поможет вам сделать первые шаги в интернет-маркетинге без расходов.

иректор по развитию, Краснодар, e-xecutive.ru

Вы участвуете в открытии кафе, парикмахерской (барбершопа, простите), пивного бара, продовольственного ларька близ многоэтажки или сервиса шиномонтажа. Денег на интернет нет или почти нет, но клиенты нужны. Этот текст – небольшая инструкция для малого бизнеса о том, что – кровь из пальца – нужно сделать в интернете в первую очередь. Составлено в согласии с концепцией победившего смартфона, но не ограничено ею. Все, о чем я расскажу, вы легко проделаете за несколько часов. Без денег, специальных навыков или чьей-то помощи. Очереди из клиентов ждать не нужно, но поступательный эффект точно будет.

1. Маркетинг карт

Клиенты моего знакомого владеют большим и старомодным рестораном в центре города. Ищут специалиста по веб-продвижению. Показывают текущий сайт. Что скажете? Чего не хватает? Внешних ссылок и ключевых слов в описании?

Попробуйте вбить в Google «ресторан». А лучше голосом: «Ok, Google – ресторан». Первые строки выдачи никак не зависят от авторитетности сайта, количества внешних ссылок, ключевиков… Больше того – они вообще не привязаны ни к какому сайту. Это точки на карте. Основных фактора ранжирования три: удаленность, «открыто сейчас», оценки. Выберите понравившийся объект, и увидите карточку в Google Картах. С рейтингом, описаниями пользователей, интерьерами и фотографиями блюд.

Дальше – предложение построить маршрут. Сайта в этой цепочке нет. Это то, от чего запросто можно отказаться на первом этапе. Да и не только на первом… Такая же история с шиномонтажем, парикмахерской, нотариусом и магазином детских игрушек.

Большинству клиентов нужно получить услугу поблизости, а не читать на сайте про «опытных консультантов» и «качественный сервис». И что уж там, отзывам пользователей доверяешь сильнее, чем фантазиям копирайтера. В Mobile First маркетинге карты – один из ключевых медиумов, влияющих на трафик торговой точки.

Как попасть на карту? Найдите в Google сервис «Мой бизнес», зарегистрируйте компанию и отправьте запрос на подтверждение. В ответ Google вышлет бумажное письмо на тот адрес, который вы указали. Там будет код, который нужно ввести в личном кабинете. Процедура занимает от недели до месяца. Если хотите добавить объект быстрее, отыщите среди знакомых человека, который регулярно оставляет отзывы в Google. Информация от пользователей со статусом «местный эксперт» редко модерируется больше 10 минут.

Как стать заметнее на карте? Во-первых, предоставить как можно больше информации. Особенно важны фото, разбитые по группам: интерьер, рабочий процесс, фасад и т.д.

Во-вторых, люди должны оставлять отзывы. Желательно неплохие. Поощряйте этот процесс. На старте можно схитрить и попросить знакомых. Постарайтесь, чтобы ваша компания не была единственной, отзыв на которую они оставили. Впрочем, рано или поздно все равно придется работать с настоящими людьми, так что результат будет зависеть не от уловок, а от привлекательности самого продукта, внимательности к гостям и всего того, что написано в каждой книжке о маркетинге.

Что улучшить? Посетителей, которые оставляют отзывы, Google просит заполнить небольшую анкету. Спрашивает, к примеру, оборудован ли вход пандусом (один из универсальных вопросов). Ответьте на эти вопросы сами и, возможно, увидите, что стоит улучшить.

Какие другие сервисы использовать? Также компанию нужно как можно скорее разместить в «Яндекс.Справочнике» и сервисе 2ГИС. В последнем случае бесплатного аккаунта с лихвой достаточно. Все данные легко заполнить интуитивно, так что описывать процесс не будем.

2. Каталоги услуг и справочники

Лет пять назад в среде SEO-специалистов была модной услуга «прогон по каталогам и справочникам». «Прогонять» ничего не нужно, а вот рассказать о своих услугах на наиболее популярных площадках будет не лишним. Что значит «наиболее популярных»? Зависит от региона и тематики. Узнать это очень легко. Достаточно вбить название услуги в поисковик, пролистнуть рекламную выдачу и увидеть ссылки на наиболее популярные ресурсы. Инженерные, строительные и технические услуги получают неплохой охват на площадках, вроде «Пульс цен» и Tiu, более широкие потребительские услуги стоит попробовать опубликовать на «Авито». Это лишь общие предположения. Правильный путь – искать нужные ресурсы вручную. Чтобы иметь более точное представление о выдаче, открывайте браузер в режиме «инкогнито», так вы избежите вредной вашим целям персонализации выдачи.

3. Маркетинг в соцсетях

Как использовать личный профиль в соцсетях. Не все бизнесы в социальных сетях можно «прокачать» легко и без бюджета. Общепит, салоны красоты, арт-пространства – да. Инженерно-технические услуги и медицину – нет. Простая публикация новостей почти ничего не даст, ручное приглашение друзей в группу – тоже. Лучший способ привлечь внимание к бизнесу – использовать личный профиль. О создании личного бренда на Executive.ru написано много. Приведу здесь несколько простых приемов, которые помогут работать с тем, что есть:

  • Создайте бизнес-страницу и дайте ссылку на нее в личном профиле (в разделе «работа»).
  • Делайте экспертные комментарии в профильных сообществах, время от времени отвечайте на вопросы пользователей, связанные с вашим бизнесом.
  • Репостите публикации бизнес-страницы с личной, не забывайте про живые комментарии.
  • Рассказывайте о своем бизнесе с личной страницы. Наверняка есть истории, ситуации, наблюдения, пару поводов для гордости. Повествование должно выглядеть человечно. Так, чтобы не было скучно тем, кого сама услуга или продукт не интересуют вовсе.
  • Попросите о том же сотрудников и партнеров.

Как применять хэштеги в Instagram. Единственная соцсеть, где хэштеги работают эффективно. Повесьте заметную физическую табличку с хэштегом заведения и поощряйте посетителей постить фото в Instagram. Делайте скидки и подарки авторам наиболее удачных снимков, особенно если на них подписано много людей. Пожалуй, это не очень уместно в автомастерской (хотя, как знать), но для всего, что связано с едой, красотой и образом жизни, подходит на 100%.

Как использовать каталоги «ВКонтакте» и Facebook. Если у вас есть небольшой товарный ассортимент и нужно выложить его в интернете, можно начать с функции «товары» в популярных соцсетях. По умолчанию эта вкладка не включена. Чтобы ее найти, нужно попасть в настройки страницы. Далее жмем «редактировать страницу»:

В открывшемся меню ищем кнопку «добавить вкладку»:

Выбираем «Магазин»:

После этого на странице с публикациями у вас должен появиться еще один тип записей «продукт»:

Примерно так же вся эта история работает во «ВКонтакте». Этот инструмент не заменяет сайт (покупать контекстную рекламу на такую страницу бессмысленно, да и в поиске ваши товары, конечно, не участвуют), но рассказать вашим клиентам о каталоге это поможет. Кроме того, можно взять немного рекламы в самих соцсетях и продвигать товарный каталог внутри них. Протестировать малыми силами, так сказать.

4. Маркетинг в мессенджерах

Мессенджеры – основной тип коммуникации в смартфонах. Люди охотнее переписываются, чем звонят. Вот диаграмма, показывающая, на что уходит время пользователей мобильных устройств в США. Телефонные звонки занимают всего 2%. Различные формы обмена сообщениями – 53%.

Принимайте заявки и отвечайте на вопросы. Самый очевидный способ начать использовать мессенджеры – просто сообщить об этом клиентам. Разместите рядом с мобильным телефоном организации значки Whats App и Viber: клиенты поймут, что общаться с вами удобно с помощью сервисов обмена сообщениями. Забронировать столик, зарезервировать время у мастера, справиться о стоимости, сбросить фотографию предмета, нуждающегося в ремонте, – клиент должен знать, что все это можно сделать за две минуты и без лишних звонков.

Информируйте клиентов. Второй способ привлечения клиентов – рассылка. Для этого больше подходит Whats App. Люди будут получать ее только в том случае, если телефон, с которого будут отправлены сообщения, занесен в их адресную книгу. Попробуйте поговорить с ними об этом лично. Скажите прямо, что не чаще одного раза в неделю вы отправляете любимым клиентам скидки, делаете это только через Whats App, и если интересно их получать, нужно добавить номер в адресную книгу. Намекните на эксклюзивность предложения: только клиентам, и то не всем.

К слову, наличие телефона клиента в адресной книге здорово поможет при продвижении в соцсетях и других мобильно ориентированных платформах.

5. Поисковый маркетинг

Иногда на старте не обойтись без сайта. Как правило, это происходит в двух случаях: нужны эффективные посадочные страницы или подробный каталог продукции.

В обоих случаях я рекомендую WordPress. Для манипуляции с посадочными страницами удобно брать готовую тему с Visual Composer – переставлять элементы, менять цены и предложения сможете без помощи стороннего специалиста. Самой быстрой и комфортной платформой для запуска интернет-магазина я склонен считать Woocommerce (платформа на базе WordPress).

Выводы

Современные платформы идут к тому, чтобы предоставить бизнесу возможность эффективно продвигаться без посредников в лице разработчиков, интернет-маркетологов и SEO-специалистов. Хороший продукт, запоминающийся сервис, добрые отношения с клиентами при понимании работы базовых онлайн-платформ сами по себе обеспечат приличную видимость в интернете. Когда нужен серьезный сайт, есть солидный бюджет на контекстную рекламу или требуется большой охват в соцсетях – нужно обращаться к специалисту.