Нынешний кризис далеко не в последнюю очередь связан со сбоями в процессе внешней торговли — это второй фактор после отказа государств от финансового регулирования. Поэтому Нобелевская премия 2008 года по экономике не в малой степени отвечает запросам дня. И хотя этот обзор не содержит в себе сколько-нибудь детальной информации или новых идей, он обозначает факторы, влиявшие на мировую торговлю.

Nickolas Waine Источник: marginalrevolution.com


Мы поздравляем Пола Кругмана с Нобелевской премией в области экономики. Крупнейшим его вкладом в науку было создание Новой теории общемировой торговли. Так что же она означает для всех нас?

Давайте представим, что каждая страна (и каждый человек) имеют какую-то особенность, присущую только ей, благодаря которой она может производить какой-то товар или услугу дешевле, чем все остальные страны. В этом случае продуктивность всего земного шара будет выше, если каждая страна будет производить то, что ей обходится дешевле всего. Поскольку узкая специализация способствует увеличению производства, экономика всех стран будет неизменно расти.

Но что можно считать преимуществами одной страны перед другой? Допустим, это продукты сельского хозяйства, обусловленные географическим положением страны. К примеру, в Португалии производится хорошее вино, а в Англии – дешёвая одежда. Гекшер, Олин и Самюэльсон расширили данную модель, чтобы продемонстрировать, как разница пропорций различных факторов внутри разных стран может оказывать влияние на относительные преимущества различных стран друг перед другом. Например, страна с большим количеством рабочей силы будет иметь преимущество при производстве трудоёмких товаров.

Стоит однако заметить, что такая модель, даже при использовании более развёрнутых определений естественных преимуществ стран, таких, как её географическое положение или пропорции, всё равно укладываются в рамки приведённой модели. Новая Теория мировой торговли Крагмена даёт определения конкретным преимуществам каждой страны.

Рассмотрим простейшую модель, созданную Кругманом в 1979 году. В этой модели существует только две страны. В каждой стране, при выборе товаров одной категории, покупатели отдают предпочтения разным их видам. Но необходимо найти компромисс между ассортиментом и ценой. Покупатели выбирают ассортимент, но поскольку в процессе задействованы экономические факторы, и цена на товар падает только в том случае, если он производится в большом количестве, то увеличение ассортимента товара увеличивает его стоимость. То есть, если покупатели предпочитают богатый ассортимент, то увеличивается ассортимент товара, если они выбирают низкие цены, то ассортимент уменьшается. Допустим, что в стране «1» производятся товары «A», «B» и «C», а в стране «2» — товары «X», «Y» и «Z». Если не учитывать влияния других факторов, то эти страны абсолютно идентичны и не нуждаются в торговле друг с другом.

Между тем, торговля между этими странами будет способствовать повышению уровня жизни. Если товары будут продаваться не только в стране-производителе, это увеличит их производство, а значит – уменьшит затраты и, в конечном итоге, цены. Однако, есть одна интересная закономерность: мировой ассортимент товаров будет уменьшаться, в то время, как ассортимент товаров в каждой стране будет увеличиваться. Все правильно, даже если в стране “1”, и стране “2” перестанут выпускаться, соответственно, товары “С” и “Z”, то жителям этих стран будут доступны товары «A», «B», «X» и «Y».

Постоянное увеличение ассортимента товаров доступных конечному потребителю, даже когда во всём мире этот ассортимент уменьшается – фундаментальный факт глобализации. Этот пример, рассмотренный в культурном контексте, можно представить так: когда люди в Пекине получают возможность питаться в Макдональдсе, а жители Чикаго – в китайском ресторане, то если говорить обо всём мире – ассортимент услуг в нём не увеличился, но у людей создаётся впечатление, что услуг стало больше.

Таким образом, эта модель Кругмана может быть рассмотрена, как объяснение того, какую благотворную роль торговля может привнести в процесс глобализации.

Но Кругман в своей работе попытался объяснить причины для сравнительного преимущества различных стран в этой экономической модели. Он кратко излагает, что происходит при гипотетической миграции населения внутри модели. Если в качестве объяснения, принимать во внимание фактор пропорций, который предложили Гекшер, Олин и Самюэльсон, тогда уже сами модели торговли выходят за границы изучаемой экономической модели. В условиях, когда капитал и люди могут свободно перемещаться, уже само понятие пропорций, присущих разным странам, будет нуждаться в объяснении.

В новой модели, которую Кругман представил в 1991 году, он усложнил условия, добавив туда факторы миграции капитала и рабочей силы, вместе с транспортными расходами. Эта модель с тех пор стала базовой для изучения экономической географии и международной торговли. Сама модель слишком сложна, для того, чтобы объяснить её на нескольких страницах, но её сложность имеет простое объяснение – в эндогенную эпоху даже незначительная разница факторов может стать причиной серьёзных последствий. К примеру, чтобы снизить транспортные расходы, компания старается производить свой товар поближе к конечному потребителю. Это влечёт за собой множество маленьких нюансов, и каждый из них, как снежный ком, может перерасти в большую проблему.

Кругман был первым, кто объяснил все точки взаимодействия систем, эффект сетевого взаимодействия стран, и важность исторических факторов в международной торговле, и всей экономики в целом.