Менеджеры по продажам думают о смысле своей работы даже меньше, чем сантехники, утверждает Михаил Казанцев на портале Executive. Такие специалисты действуют буквально на автомате, потому что им так выгодно. Впервые статья была опубликована на Executive.ru 8 мая 2013 года в рубрике «Творчество без купюр»
Мне приходилось и писать, и говорить, что работа в продажах очень непроста. Продажник напоминает сразу нескольких персонажей: врача, мошенника, гипнотизера, секретного агента…Задача продажника на конкурентном рынке, особенно в случае отсутствия поддержки сильным брендом — произвести небольшой переворот в сознании клиента, исключительно опираясь на собственные ресурсы: личное обаяние или умение повлиять на решение клиента.
Существует два полярных мнения: мнение первое – продажниками рождаются, мнение второе – продажником можно сделать каждого. Я не придерживаюсь, в чистом виде, ни одного из этих мнений. Я уверен, что есть люди совершенно непригодные для продаж, и я знаю, что есть люди, потенциально могущие стать хорошими продавцами. Но если мы спустимся с небес на землю, мы быстро понимаем, что разговор о потенциале или потенциальных возможностях менеджера по продажам не имеет большого практического смысла. Как бы человек, на входе, не был хорош, его все равно надо учить продавать. А вот по поводу обучения продажам существует масса вопросов, сложностей и заблуждений.
Начнем с того, что большинство хороших сейлзов продают абсолютно бессознательно. Я это утверждаю, хотя они будут отрицать этот факт. Я не хочу сказать, что они совсем не понимают того, что именно они делают. Хотя, чаще всего, именно не понимают. Я хочу сказать, что их техники и навыки продаж сформировались самостоятельно и под влиянием случайных факторов.
Таких специалистов по продажам я называю реактивными. Забегая вперед, скажу, что существует и противоположный тип менеджера: проактивный. В данном случае слово «реактивный» не означает быстрый, а значит – реагирующий. Человек, находясь в реактивной позиции, не управляет ситуацией, а управляется ею. Таким образом, реактивный менеджер по продажам только реагирует на клиента, не пытается управлять ни своим поведением, ни решениями и поведением клиента. Реактивный менеджер делает то, что получается само собой. Поведение такого менеджера в высокой степени бессознательно.
Поясню свою мысль. Возьмем молодого, талантливого, начинающего сейлза. Его обучают какой-то технике продаж. Какой – неважно. Во время этого обучения в его кратковременную память закладывается огромное количество теоретических моделей и способов их применения. Получив это все и попробовав применить в условиях тренинга на коллегах, наш новичок еще до первого контакта с реальным клиентом отбросит большую часть техник и знаний просто потому, что они ему не понравятся, или он сочтет их не очень важными.
Этот процесс происходит всегда и при любом обучении. Если мы вываливаем на человека ворох информации, его мозг автоматически разбивает ее на более значимую и менее значимую, и в целях экономии энергии и времени стирает незначимую информацию. Вопрос только в том, на основании каких критериев мозг нашего юного продажника отметил информацию (от тренера или начальника) как незначимую. Ответ на этот вопрос не знает никто, даже сам продажник. Он, конечно, может что-то промычать на эту тему, но верить этому не следует.
Процесс селектирования информации на значимую и незначимую происходит бессознательно и мало зависит от субъекта. Мы можем, конечно, предположить, что критерии разделения информации будут зависеть от темперамента нашего продажника, его ценностей, детских переживаний и прочее. На самом деле, для нас это все совершенно неважно. А важно то, что на первую встречу с клиентом после обучения менеджер выходит уже не с тем арсеналом знаний и техник, которые ему дали, а тем, что осталось у него в голове благодаря незаметной активной работе его подсознания. И, самое главное, в чем я не раз убеждался, то, что остается в голове у менеджера, практически никогда не представляет собой цельную систему. То, что остается у него в голове, похоже на то, что остается в голове десятилетнего ребенка после просмотра интересного кино: масса впечатлений, воспоминания, что все это было очень интересно, вытекало одно из другого, плюс набор отдельных эпизодов.
Десятилетний ребенок не будет в состоянии без специальной подготовки воспроизвести сюжет фильма, не выкинув, случайно, целых сюжетных линий, больших эпизодов и смысла всего фильма. Если не верите, попробуйте сделать такой эксперимент. Можете сделать его с ребенком, а можете – с вашим менеджером после обучения, денька через два. Будете впечатлены.
Совет для тренеров или начальников
Если вы – менеджер по продажам, попробуйте взять ручку и бумажку и воспроизвести все то, чему вас обучили на тренинге, выстроив это все в систему. Сами убедитесь, что вы многое забыли, а то, что помните, можете объяснить в общем и целом, без всяких деталей, а иногда (уж извините меня) и без всякого смысла.
Возвращаемся к нашему менеджеру: он выходит с тренинга и идет к клиенту. В голове у него уже неполный набор инструментария для работы с клиентом, причем этот инструментарий в реальной жизни он ни разу не применял. Как вы думаете, сколько нормальный менеджер может применить техник при взаимодействии с одним клиентом сразу после обучения? Две-три максимум. Какие-то из этих техник сработают, а какие-то нет. Как вы думаете, будет ли наш менеджер повторно пробовать на других клиентах те техники, которые не сработали? В большинстве случаев – нет.
Менеджеру ведь надо продавать и зарабатывать деньги, а не экспериментировать. И в сознании нашего менеджера техника, которая один раз не сработала, помечается как неэффективная. Менеджер, чаще всего, даже не задает себе вопрос, а почему эта техника не сработала. У него нет на это времени, он должен звонить или встречаться со следующим клиентом. Почему эта техника не сработала – неизвестно.
Сам менеджер никогда не сможет проанализировать и объяснить это. Он даже не сможет воспроизвести свой диалог с клиентом. Причин может быть множество:
- Менеджер мог неправильно применить ту технику продаж;
- Техника могла не подходить к конкретной ситуации взаимодействия с клиентами;
- Техника могла не подходить к конкретному типажу клиента;
- Техника могла быть применена с нарушением последовательности шагов и т.д.
Причин много, результат один: этой техникой менеджер больше пользоваться не будет. На следующую встречу он пойдет уже без нее. В результате, через некоторое время после обучения, в арсенале менеджера остаются только несколько простейших приемов или техник, которые несколько раз сработали. Это, конечно, лучше чем ничего. Но такое обучение – крайне неэффективно. Потому что ни обучающийся, ни тот, кто его обучает, не контролирует и не управляет процессом внедрения изученного в практику.
Почему-то считается, что пары тренингов по продажам в год достаточно, чтобы в целом подготовить специалиста. Представьте себе, к каким последствиям привела бы подобная система подготовки врачей или хирургов. Вы бы «отдались» таким специалистам? Вряд ли.…А вот финансовые результаты компаний в большинстве случаев отданы в руки именно таких сейлзов.
Что происходит дальше с менеджером по продажам? У него в голове сформирован устойчивый набор из нескольких простейших инструментов и этот набор менеджер по продажам активно защищает. Этот набор позволяет ему активно работать и зарабатывать, а также иметь приемлемый уровень неудач. Если мы попытаемся научить менеджера по продажам работать эффективней мы, скорее всего, столкнемся с явным или замаскированным саботажем. Этот саботаж происходит не только из-за ослиного упрямства менеджера, он имеет под собой и вполне рациональную основу. Как только мы начнем внедрять в работу менеджера принципиально новые инструменты, он неизбежно должен будет пройти через череду ломок и неудач при попытках применить эти новые инструменты. Никто не любит выход из зоны комфорта. А для менеджера по продажам это выход не только из психологической зоны комфорта, но и потеря в деньгах. Мало кто из менеджеров обладает по-настоящему «длинным мышлением». На словах, они, конечно, согласны с тем, то изучив новые техники и изменив свои подходы, они будут зарабатывать больше. Но это только на словах. Обычно продажники предпочитают свою синицу в руках, потенциально возможному журавлю в небе.
Исходя из всего сказанного, становится понятным, почему так часто, даже прочитав хорошую книгу, или посетив тренинг действительно сильного тренера, менеджер по продажам выносит пессимистический вердикт: «это неприменимо». Когда такое говорят мне, или пишут на форумах, я ехидно отвечаю: «для вас – да». Но не потому, что это неприменимо вообще. А потому что вы не имели смелости и настойчивости научиться это применять. Ведь понятно, что после просмотра выступления чемпиона мира по бальным танцам и пары уроков, вряд ли получится воспроизвести то, что делали чемпионы так же красиво и быстро.
В сущности, реактивные менеджеры во время обучения и работы применяют «стратегию неудачника» или стратегию ограничений. После непродуктивного взаимодействия с клиентом, они обрабатывают информацию о случившемся, задавая себе следующие вопросы:
- Что пошло не так?
- Почему это произошло именно со мной?
- Кто виноват?
- Чего я больше никогда не буду делать?
Очевидно, что постоянное применение стратегии неудачника приводит к тому, что реактивный менеджер по продажам:
- Будет убежден, что продавать можно только так, как у него получается само собой.
- Будет сопротивляться любым инновациям и тренингам, так как они, по его мнению, не способны повлиять на его продажи.
- Такой менеджер научится мастерски оправдывать свои неудачи.
- Такой менеджер не будет делать ничего, что поможет ему добиться успеха.
Оставить комментарий