Производственный леверидж — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности. Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул.
Aлeкcaндр Никoлaeвич Xopин, доктор экономических наук, профессор кафедры учета анализа и аудита экономического факультета MГУ. Элитариум
Производственный леверидж (англ. leverage — рычаг) — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.
Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем больше изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул:
Эпл = TCM / π (1),
либо
Эпл = (TFC + π) / π = 1 + (TFC / π) (2)
где Эпл — эффект производственного левериджа; ТСМ — общий маржинальный доход; TFC — общие постоянные затраты; π — прибыль.
Найденное с помощью формулы (1) значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем служит для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:
Yπ = ∆π / ∆TR (3)
где ∆π — изменение прибыли, %; ∆TR — изменение выручки от продаж, %.
Для наглядности рассмотрим эффект производственного левериджа на примере:
- Сумма продаж (выручка) — 375 000 руб.
- Переменные затраты — 250 000 руб.
- Маржинальный доход (п. 1 — п. 2) — 125 000 руб.
- Постоянные затраты — 80 000 руб.
- Прибыль (п. 3 — п. 4) — 45 000 руб.
- Объем реализованной продукции — 500 шт.
- Цена за единицу — 750 руб.
- Эффект производственного левериджа (п. 3 / п. 5) — 2,78.
Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим точку безубыточной деятельности. Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 2,78 единицы (12 5000 / 45 000).
Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1% прибыль сократится на 2,78%, а при снижении выручки на 36% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 337 500 руб. (375 000 — 375 000 * 10 / 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 27,8% и составит 32 490 руб. (45 000 — 45 000 * 27,8 / 100).
Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:
- цены и объема продаж;
- переменных и постоянных затрат;
- комбинации перечисленных факторов.
Увеличение цены реализации на 10% (до 825 руб. за шт.) приведет к увеличению объема продаж до 412 500 руб., маржинального дохода — до 162 500 руб. (412 500 — 250 000) и прибыли — до 82 500 руб. (162 500 — 80 000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу изделия с 250 (125 000 руб. / 500 шт.) до 325 руб. (162 500 руб. / 500 шт.).
В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 246 шт. (80 000 руб. / 325 руб.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 254 шт. (500 шт. — 246 шт.), или на 50,8%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 37 500 руб. (82 500 — 45 000). При этом эффект производственного левериджа снизится с 2,78 до 1,97 единицы (162 500 / 82 500).
Снижение переменных затрат на 10% (с 250 000 руб. до 225 000 руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 150 000 руб. (375 000 — 225 000) и прибыли — до 75 000 руб. (150 000 — 80 000). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 200 000 руб. [80 000 / (150 000 / 375 000)], что в натуральном выражении составит 400 шт. (200 000 : 500).
Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 175 000 руб. (375 000 — 200 000), или 233 шт. (175 000 руб. / 750 руб.) В этих условиях эффект производственного левериджа на предприятии снизится до 2 единиц (150 000 / 75 000). При снижении постоянных затрат на 10% (с 80 000 руб. до 72 000 руб.) прибыль предприятия увеличится до 53 000 руб. (375 000 — 250 000 — 72 000), или на 17,8%.
В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 216 000 руб. [72 000 / (125 000 / 375 000)], а в натуральном выражении — 288 шт. (216 000 / 750). При этом маржинальный запас прочности предприятия будет соответствовать 159 000 руб. (375 000 — 216 000), или 212 шт. (159 000 / 750). В результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левериджа составит 2,36 единицы (125 000 / 53 000) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0,42 единицы (2,78 — 2,36).
Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем больше изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
- Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей деятельности. Для того чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. Поэтому, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.
- По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.
- Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность: при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
- Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость.Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
- Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.
Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.
Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести:
- существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению);
- продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений;
- широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность;
- сокращение объема потребления некоторых коммунальных услуг и др.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение их постоянной экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К основным резервам экономии переменных затрат можно отнести:
- снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда;
- сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка;
- обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и др.
Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволят увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.
Оставить комментарий