Почему «бедные» являются двигателями прогресса и высокотехнологичных решений для развитых стран? Как работает принцип «обратных инноваций»? В августе 2010 года в блоге на Harvard Business Review профессор бизнес-школы Tuck Виджей Говиндараджан высказал идею создать дом стоимостью 300 долларов, которая озаботила бизнес и креативный класс.

Материал на основе публикаций Financial Times, Span, Harvard business review, http://www.300house.com/и www.innovationreverse.com подготовила Анна Солдатова, E-xecutive.ru


«Когда бизнес заинтересуется бедными клиентами, он начнет разработку продуктов и услуг для них по цене, которую те смогут себе позволить. Параллельно, этe же организации узнают, что значит по-настоящему новое»
(из блога Виджея Говиндараджан )

«Мы спрашиваем руководителей государственных и негосударственных организаций и фондов: есть ли желающие?», — этой фразой закончился блог профессора и началась долгая история по претворению в жизнь простой, но очень сложной идеи.

То, что начиналось как эксперимент в блоге на сайте Harvard business review в августе 2010 года, разрослось в крупный международный проект. Проблема была обрисована профессором бизнес-школы Tuck Виджей Говиндараджан и консультантом Кристианом Саркар как социальная и циклическая спираль: родители бедны, отсутствуют подходящие санитарные условия. Это вызывает болезни, из-за которых те не ходят на работу, а значит, у них нет денег, и они обречены на нелегкое существование. Такие люди не имеют возможности давать достойное образование своим детям, и те, в свою очередь, тоже обречены на подобную жизнь, равно как и их внуки, и правнуки и так далее.

В большинстве семей не менее десяти членов, которые живут в очень тесных и антисанитарных условиях

В большинстве семей не менее десяти членов, которые живут в очень тесных и антисанитарных условиях

Авторы проекта задались вопросами:

  • Как построенные собственными силами дома трущоб могут быть превращены в пригодные помещения для жилья?
  • Как может выглядеть дом для бедных?
  • Какие конструкторские и проектные возможности мирового класса могут быть использованы для решения этой проблемы?
  • Как может бедный позволить себе купить этот дом?
  • Какие уроки в области обратной инновации могут быть извлечены участниками такого проекта?

Внешний вид

Эскиз авторов проекта этого дома может показаться смешным, но это, тем не менее, иллюстрация концепции, которая помогла начать работу. Авторы хотели, чтобы дом был экосистемным, разработанным по реальным потребностям населения. Но, что более важно, он должен быть прочным, чтобы выдержать проливные дожди, землетрясения и иные внешние воздействия. В доме может быть одна комната с удобствами для жизни. Мебель – спальные гамаки и складывающиеся стулья – будут встроены, крыша – вариант авторов идеи – недорогие солнечные панели и батареи, чтобы осветить дом и зарядить мобильный телефон.

house.jpg

Дизайн мирового класса

Следующим этапом встал вопрос: «Кто будет это делать?» Было принято решение, что необходимо сотрудничество между глобальными дизайнерскими и инжиниринговыми компаниями с опытом решения проблем бедных слоев населения. Был брошен клич. Среди «подозреваемых» оказались IDEO, GE, TATA, Siemens, Solar Electric, Grameen и т.д. Правительство также может играть важную роль в создании условий для этих типов инновационных проектов.

Что получат от участия в проекте компании-участницы? Они создают новые знания, которые могут помочь улучшить жизнь в разных странах путем создания прорывных инноваций для решения ряда проблем, как то: жилье для жертв урагана, беженцев и даже для вооруженных сил.

Дом в собственность

Микрофинансирование должно, безусловно, играть определенную роль. Но, чтобы выйти за рамки благотворительности, бедные должны стать хозяевами своих домов, ответственными за заботу и уход.

Конечно, идея дома за 0 – лишь эксперимент. Тем не менее, авторы с самого начала проявляли свою веру в то, что он заслуживает того, чтобы его изучить. От однокомнатных лачуг на Гаити до фавел в Сан-Паулу проблемы жилищ-для-бедных носят поистине глобальный характер.

Результаты исследования студентами Tuck трущоб в Индии:

  • В большинстве семей около десяти членов, которые живут в очень тесных и антисанитарных условиях.
  • Средний ежемесячный доход семьи составляет около 100$.
  • Обычный день начинается рано утром (в 4-5 утра) и заканчивается с наступлением ночи.
  • Занятие главы семьи: резьба по дереву, производитель корзин из бамбука, кузнец, пастух, работник фермы, рабочий фабрики.
  • Все респонденты владеют землей, на которой живут.
  • Качество домов низкое, требует частого технического обслуживания и восстановления, особенно, после крупного шторма или дождя: стены из глины, необожженного кирпича, дерева, камня: пол – земляной или из глины, редко – из бетона; крыша – комбинация металлических листов, дерева и соломы.
  • Лишь в одном доме есть электричество, и то доступное на несколько часов в день. В остальных домах используются керосиновые лампы.
  • Около трех четвертей опрошенных имеют удобства на улице.
  • Четырнадцать из пятнадцати семей ходят от 5 до 20 мин., чтобы набрать воды, остальные – по 20 мин.
  • Все респонденты готовы платить 300$ за хороший дом с электричеством, даже если придется занимать.

Качество домов низкое, требует частого технического обслуживания и восстановления, особенно, после крупного шторма или дождя

Качество домов низкое, требует частого технического обслуживания и восстановления, особенно, после крупного шторма или дождя

Глобальное решение

После серии публикации в крупных изданиях проект был освещен на TEDx Нью-Йорк в начале 2011 года и номинирован как «прорывная идея». В июне 2011 года прошел конкурс, где в итоге была представлена коллекция со всего мира из 300 вариантов дизайнов дома за 300$. Где участие приняли более 2500 человек – архитекторы, инженеры и профессора из Гарвардского университета, Массачусетского технологического института и т. д. «То, что мы сделали, это создали компанию с 2500 сотрудниками. Они готовы поделиться своими идеями в открытую. Это открытая инновационная платформа. Дэвид Смит, основатель «Института доступного жилья» (AHI), сказал нам, что «рынки сами по себе никогда не будут удовлетворять проблемы размещения беднейших граждан страны. Люди покупают, продают или сдают в аренду, но жилье, как правило, доступно только для половины населения. Число трущоб – населенных пунктов на окраинах городов в развивающихся странах – постоянно расширяется как грибы». Каков же результат? Смит указывает на «спонтанные или неофициальные сообщества, построенные собственными силами».

Первой мыслью было, что самостоятельно построенные дома обычно строятся из материалов, которые доступны – картон, пластик, глина, металл и тому подобного. Но, построенные на земляном полу, эти структуры склонны к обрушению и возгоранию. Решение: заменить эти небезопасные структуры массового производства на доступные и устойчивые решения. В итоге на конкурсе среди предложенных вариантов присутствовали высокотехнологичные конструкции с участием таких материалов, как обожженный глиняный кирпич и стальная сетка; куполообразные дома с бетонным основанием и бамбуковыми балками; деревянный дом.

В Tuck прошло мероприятие, где из огромного числа проектов домов экспертами были выбраны два: один для городской среды, и один для сельской местности. Гаити было выделено в качестве места для следующего шага в проекте университета. Прототипы дома будут построены в ближайшие месяцы с конечной целью создания двух деревень.

Обратная инновация

Профессор Виджей Говиндараджан является создателем идеи «обратной инновации». В своей книге «Reverse Innovation» («Обратная инновация») он со своим коллегой Крисом Тримбл подробно описывают, откуда и как начинается это обратное движение инноваций и почему этот процесс так глубоко влияет на жизнь целых наций, компаний и отдельных лиц. Авторы подробно исследуют крупнейшие межнациональные корпорации, на которых держится вся экономика богатых стран. Сегодня все ожидают взрывного роста от развивающихся экономик, однако для успеха потребуются новые знания.

Основным драйвером является разрыв в доходах, который существует между развивающимися рынками и развитыми странами. Нельзя создать продукт для американского массового рынка, а затем просто адаптировать его для китайского или индийского. Покупатели в бедных странах требуют решения на совершенно ином уровне цены-качества. Они требуют новых высокотехнологичных решений, которые обеспечивают ультранизкую стоимость и «достаточно хорошее» качество. 

Успех в развивающихся странах в настоящее время является предпосылкой для дальнейшей жизнеспособности в развитых странах. На протяжении десятилетий американские транснациональные корпорации сосредотачивали свои усилия на инновационные разработки для удовлетворения потребностей богатых стран, а затем экспортировали свои предложения по всему миру. Но эти схемы не очень конкурентоспособны и нацелены только на богатые слои общества в развивающихся странах. Поэтому они требуют работы в обратном направлении. Разрыв между богатыми и развивающимися странами все более сокращается. Недостаток ресурсов сочетается с головокружительным разнообразием последних (религиозным, языковым, культурным), быстрым развитием коммуникаций, быстро растущей рыночной экономикой. В результате этого меняется глобальная динамика инноваций. Для индийцев, например, важным является понятие jugaad — поиск эффективных решений при минимуме возможностей, с использованием того, что есть под рукой и по минимальной цене. Этот же феномен мы все чаще видим и в других странах БРИИК (Бразилия, Россия, Индия, Индонезия и Китай). Среди примеров индийских «обратных инноваций» можно назвать ручной электрокардиограф американской GE; компьютерный ультразвуковой аппарат той же фирмы; переносной, не потребляющий электроэнергию холодильник ChotuKool фирмы Godrej; самый дешевый в мире($ 2,000) автомобиль Tata Nano – 2009 год; недорогие фильтры для воды Swach, созданные также концерном Tata. Технологией «обратной инновации» уже пользуются такие компании, как Nokia, Microsoft, Procter & Gamble, Nestle.

Идея «обратной инновации» должна сделать стремление к инновациям всеобщим — так, чтобы каждый гражданин страны понимал свою ответственность за то, что и ему необходимо внести вклад в это общее дело. Ведь инновации могут принимать самые разные формы — повышение эффективности, оптимизация бизнес-моделей, появление новых продуктов и услуг.