Эту историю рассказал нам читатель нашего блога после прочтения предыдущей заметки – о том, что нежелательно описывать компанию на сайте много лучше, чем она есть на самом деле.


…Не имею права приводить наименования фирм и т.д., но хочу рассказать о реальном случае, когда мы использовали сайт истца в интересах ответчика – просто потому, что содержание этого сайта не соответствовало действиям компании на практике.

К нам обратился клиент по поводу лизингового договора, в котором речь шла о довольно солидной технике стоимостью порядка до 50 тысяч евро. Лизинговая компания хотела расторгнуть этот договор на основании несвоевременной уплаты взносов, получив при этом, естественно, технику назад. События развивались следующим образом: наши кредитно-финансовые учреждения требуют ежеквартального предоставления баланса фирмы, а за непредоставление баланса предусмотрен штраф в размере 200 латов. И наш клиент, ответчик по этому иску, в какой момент баланс не предоставил. В связи с этим ему были начислены 200 латов штрафа, которые зачем-то благополучно вычли из первого же лизингового платежа после непредоставленного баланса. Соответственно, лизинговый платеж уменьшился на эти 200 латов, и они сразу стали должниками по лизинговому платежу. Лизинговый договор расторгается, если ты не уплатил или задержал плату в течение какого-то времени – и вот ответчик у нас. По сути договора требования лизингодателя обоснованы. Но с другой стороны – именно лизингодатель запутал ситуацию таким образом, что довел ее практически до абсурда, а теперь требует вернуть им машину или «они будут решать этот вопрос через суд».

Предстояли предварительные переговоры. Перед тем, как идти туда, я изучил сайт лизинговой компании и самым тщательным образом скопировал все их заманчивые предложения о том, как они относятся к клиентам: что они готовы пойти на разные компромиссные решения, что для них клиент является чуть ли не родственником, роднее родных детей. В начале переговоров на нас нажали очень сильно. Это справедливо, потому что договор подписывали добровольно и выполнять его нужно сполна. Но до того, как нас вконец раздавили санкциями, взяли слово мы и высказали свое мнение по этому поводу: во-первых, что их обещания на сайте, который является официальным, не совпадают с условиями сотрудничества по договору и с практикой общения. Во-вторых, задали вопрос: «Что является доходом их лизинговой компании?». По сути бизнеса ответ прост – доходом является лизинговый процент. «Неужели вы зарабатываете на штрафах и где это у вас прописано?» Они запутались в этом вопросе и приводили совершенно непонятные аргументы. Я предложил перенести наше собеседование на другой день и провести его с участием третьей стороны, например, общества по защите прав потребителя, на что они ответили, что «не надо, мы этот вопрос обдумаем и дадим вам конкретный ответ».

В результате мы это недоразумение замяли, лизингодатель штраф с клиента снял и даже выдал еще одну машину в лизинг.

Других зацепок, кроме этой, у нас не было — и если бы лизингодатель пошел в суд, клиента засудили бы 100%. В суде наши аргументы вряд ли бы были приняты судьей: обмана с юридической стороны нет, договор был подписан, поэтому выполняй. Так что спасибо сайту, на котором лизингодатель хотел казаться дружелюбнее, чем он есть!

Что интересно, на сайте ничего не исправили (судьбу сайтов после анализа можно посмотреть в Методике). Для них это не было поучительным примером, а зря: в менее напряженной ситуации или более крупный оппонент вполне мог бы рассматривать расхождение между текстами сайта и реальной практикой если и не как мошенничество, то как введение в заблуждение. Когда работа ведется в привычном русле и по стандартным схемам, практика компании уходит куда-то в сторону от того, что они декларируют – и на этом как раз их клиенты могут находить способ для решения вопросов в свою пользу.

По поводу разборки как юрист могу посоветовать: никогда «опускать руки»! В конце любого договора есть какой-либо пункт — 5.3 или 12.2, в котором сказано, что все споры решаются в порядке переговоров. И если тебя «жестко взяли за горло», всегда можно обратиться к этому пункту для обсуждения спорной ситуации. Все юридические процессы останавливаются сразу, потому что мы «находимся в переговорах». А значит, есть какие-то моменты, которые мы можем за это время порешать, подготовиться или прочитать, что написано на сайте, или еще что-нибудь придумать.

И еще одно замечание.

При работе с бизнесом просто юридического образования мало. Надо понимать не только суть происходящего, но и взаимоотношения с фирмами и людьми, работать с нюансами. Например, когда мы говорим о какой-то картине, для меня важно выяснить суть вопроса: «Как вы оцениваете, зачем картине нужна рама?». Если вы скажите, что она украшает картину, то я буду говорить с вами в одном ключе. Если вы скажите, что «…картина эта — некий такой особенный мир, изображенный автором, а рама – это граница этого мира», тогда я буду в другом ключе разговаривать с вами, убеждать и т.д. Трудность не в том, чтобы выучить формулы и какие-то подходы, а нужно найти контакт человеком, с которым ты собираешься работать, чтобы не говорить с ним на разных языках.

…Вот это последнее замечание – прекрасная иллюстрация «правила общего языка», обязательного для общения не только сайтов с посетителями, продавца с клиентами, но и вообще людей между собой!

А на закуску — забавная реклама лизинговой компании: